Чангуи (ударение на последний слог, точнее букву “и”) – жанр кубинской музыки, традиционнейший до последнего выдоха и сильно смахивающий на сон. В свое время я пытался научиться различать на слух всякие традиционные жанры, и с чангуи порешил так – ежели слышишь сон, но не слышишь клаве, а трес рвет синкопы как время – волосы на моей голове, то это, конечно же, чангуи. Проблемка в том, что ненгон – еще один чудесный традиционный жанр – почти идентичен чангуи, там разве что кое-какие могут быть отличия в инструментах. Но это уже 80lvl знатоков кубинской музыки.
А вот как музыка чангуи очень интересная. Если говорить про отличия европейских и кубинских музыкальных мозгов, то в соне, например, разница не очень ощутима, а вот чангуи – это что-то любопытненькое. Ибо рвать так синкопы и не терять грув на протяжении долгого времени – это и впрямь должно быть где-то в крови. В чангуи используется очень экзотичный инструмент – маримбула, который пришел на смену “таз-басу” (или, как кубаши ласково назвали свой вариант таз-баса, тинготаланго) на котором играли ненгон. Тинготаланго – это палка, веревка и таз. Ведро, или яма, не важно, лишь бы громыхало.
Чангуи случился из стиля ненгон, в Гуантанамо (Баракоа). Вкратце, состав инструментов: маримбула, бонгос, трес, вокал, гуайо (гуиро) – да-да, сами кубаши любят говорить именно “гуайо”!, на котором играют преимущественно ударами вниз, вместо клаве. А клаве в чангуи нет. Клаве появится позже, причем придет оно из секты Абакуа – и тогда родится наш любимый сон кубано.
Сегодня чангуи играют на тресе и бонгос, в очень синкопированной манере, без клаве. На гуиро играют пульсацию ударами вниз. Зачастую путаница в названиях происходит из-за того, что любого человека родом из Гуантанамо, исполняющего так называемую “кубинскую музыку”, называют “чангуисеро”, хотя по факту он может наяривать вообще “сон модерно”.
Еще пару слов про ненгон и чангуи. Если вы откроете карту Кубы (удивительно, но до сих пор многие этого не сделали, по моим наблюдениям), то увидите Гуантанамо на почти самой крайней юго-восточной точке Кубы. Баракоа находится еще дальше на восток – на северном побережье. И еще можно увидеть, что местность, в общем-то, гористая.
Гуантанамо, кажется, знает каждая живая душа на планете Земля, из-за тюрьмы на южном побережье этой области, где США содержит людей и втихомолку их пытает. Но еще до появления этого жутковатого места, в многострадальной истории Кубы есть одна трагическая дата (одна из трагических) – 1901 год. Была принята поправка Платта и ратифицирована на Кубе. Кубинцы, по сути, продали свою родину за чечевичную похлебку. Вкратце, согласно этой законодательной норме, поправка Платта закрепила зависимость молодой республики от Вашингтона, дав США право на интервенцию и на организацию на Кубе морских американских баз, а также запретив Гаване сдавать свою территорию любому иностранному государству. Поправка Платта также закрепила за американским бизнесом собственность, приобретенную в период военной оккупации. Взамен кубинцы получили всякие там скидки на тему импорта-экспорта и экономические послабления.
Восемь позорных для кубинцев пунктов, перечеркивающих все их усилия по борьбе за независимость Кубы. Только освободились от владычества испанской короны, и на тебе! Именно с этого момента начинается процесс превращения Гаваны в большой американский бордель.
В частности, шестой и седьмой пункты касались территориальных вопросов: остров Пинос отходил от Кубы и его судьба должна была решиться отдельным соглашением, также Гавана обязалась предоставить США земли для военно-морских баз и угольных концессий.
И хотя формально поправку Платта отменили в 1934 году, военно-морская база США в Гуантанамо, построенная там в 1903 году в полном соответствии с законодательством, и поныне там. И Никакие Обамы, Трампы и прочие товарищи даже не собираются ее сворачивать, несмотря на то, что уже по всем пунктам всех договоров все сроки давно уже вышли, и база, по сути, находится там незаконно.
Зачем нужно знать об этом нам, сальсерос? Ну, во-первых, мне кажется что очень полезно интересоваться хотя бы в какой-то укрупненной версии историей любимой Кубы. А во-вторых, проясняются кое-какие вещи и в музыкальном, а значит и в танцевальном отношении.
Например, единственное место на всем острове, где кубинцы могли слушать американские радиопередачи, было Гуантанамо. Именно в той провинции молодые люди ощутили наиболее серьезное влияние эпохи 60-х и 70-х. Когда остальная Куба вообще не была в курсе, кто такой Элвис Пресли и Джим Моррисон, в Гуантанамо, надо думать, можно было найти кубинцев, слышавших эту музыку.
Кроме того, сочетание двух факторов – отдаленность от столицы и гористый рельеф местности позволяет предположить, что люди на юге Кубы чем-то смахивают на наших уважаемых соотечественников из северокавказского региона. Это однозначно – какой-то слегка другой менталитет. Да еще и американское военное присутствие впридачу.
Так что музыка чангуи не имеет ничего общего с холеными салонами бордельной Гаваны, где творился форменный беспредел. Пока в Тропикане дамы с выразительной кормой высоко махали ножками, простой парень из Гуантанамо колотил очередную свою маримбулу из досок, оставшихся еще со времен Испании, когда корабли с рабами оставляли на береге бесчисленное море корабельных ящиков всех габаритов и сортов.
Я, конечно, не претендую на истину в последней инстанции, но пока на сегодняшний день понимание духа и атмосферы чангуи у меня именно таково.