В современной сальсе существует большое разнообразие партий ковбелов (сенсерро), заимствованных из ритуальной и светской фольклорных традиций. В числе прочих, основные рисунки исполняются в размере 6/8, именно они послужили фундаментальной основой для того, что в дальнейшем в кубинской музыке стали называть клаве.
6/8 Паттерн гуиро
Самый известный паттерн для ковбела в размере 6/8 часто называют также «клаве 6/8». Ниже приводится два варианта для направлений 2−3 и 3−2:
В ансамбле эти рисунки могут исполняться на тимбалес белл или на бонго белл. Было придумано множество вариаций на тему стандартного паттерна, вот лишь некоторые из них:Бонго белл
Как правило, бонго белл используется в секции монтуно и во время динамичных соло (например, соло духовых или перкуссии). Во время вступления и куплета исполняется мартийо, также во время тихих соло, например, соло клавиш, баса, трес
1) Стандартный паттерн
Следующие три паттерна играются в то время, как солируют конги, тимбалес или барабаны:
2) Аккомпанемент для перкуссионного соло — паттерн каскара:
3) Аккомпанемент для перкуссионого соло № 2:
4) Аккомпанемент для перкуссионного соло № 3:
Следующие два похожих паттерна используются в стиле мозамбик в США и часто смешиваются. Третий вариант — оригинальная кубинская версия.
5) Паттерн мозамбик (наиболее распространен в США):
6) Оригинальная кубинская версия:
7) Конга хабанера:
Для медленных темпов — например, в гуахира соне — бонго белл может исполнять четвертные ноты, чаще всего в секциях moñas или mambo (см. главу V)
Тимбалес белл
Как уже упоминалось, в секции монтуно на тимбал белл исполняют стандартный рисунок и несколько его вариаций, в их числе:
1) «Выжимку» из паттерна:
2) Три четвертных ноты в такте «два»:
3) Вариант ведущего ковбела, популяризованный Ulpiano Diaz:
Варианту 3 часто сопутствует аккомпанирующая партия бонго белл:
4) На тимбал белл можно также исполнять стандартный паттерн бонго белл:
Идея одновременно исполнения партий тимбал белл и бонго белл (на разных ковбелах) стала популярной благодаря Чангито (Changuito) из кубинского Los Van Van. Ниже приведен пример совмещения двух партий, в которых сохранены главные акценты:
Такой рисунок часто сопровождается бас-бочкой, акцентирующей бомбо для усиления синкоп. Карнавальная музыка Кубы включает в себя два основных ритмических стиля: конга хабанера и конга сантьягера (conga habanera, conga santiaguera) (см. главу V). В 60‑х годах XX века Педро Искиердо, более известный как Pello el Afrokán, придумал вариацию или, в некотором роде, гибридный ритм, который соединил в себе conga с другими элементами. Этот стиль, получивший название мозамбик, был впервые представлен публике в конце 60‑х годов Эдди Палмьери (Eddie Palmieri) и его группой «La Perfecta» в альбоме «Mambo con Conga es Mozambique». С тех пор мозамбик остается важным «ингредиентом» саунда как самого Палмьери, так и многих других музыкантов.На тимбалес мозамбик белл часто сопровождается игрой палочками на нижнем барабане, который подчеркивает «2и» и 4 долю, акцентируя открытым тоном бомбо в такте «три» клаве. Все остальные ноты приглушаются прижатием палочки к мембране.
6) Мозамбик белл с аккомпанементом на нижней тимбале