Сенсерро (ковбелы)

В современной сальсе существует большое разнообразие партий ковбелов (сенсерро), заимствованных из ритуальной и светской фольклорных традиций. В числе прочих, основные рисунки исполняются в размере 6/8, именно они послужили фундаментальной основой для того, что в дальнейшем в кубинской музыке стали называть клаве.

6/8 Паттерн гуиро

Самый известный паттерн для ковбела в размере 6/8 часто называют также «клаве 6/8». Ниже приводится два варианта для направлений 2−3 и 3−2:

Обычный рисунок для ковбела в размере 6/8

Обычный рисунок для ковбела в размере 6/8

В ансамбле эти рисунки могут исполняться на тимбалес белл или на бонго белл. Было придумано множество вариаций на тему стандартного паттерна, вот лишь некоторые из них:

4.49001 4.50001 4.51001

Бонго белл

Как правило, бонго белл используется в секции монтуно и во время динамичных соло (например, соло духовых или перкуссии). Во время вступления и куплета исполняется мартийо, также во время тихих соло, например, соло клавиш, баса, трес и т. п. Приведенные ниже паттерны для бонго белла являются, пожалуй, самыми популярными:

1) Стандартный паттерн

4.52001

Следующие три паттерна играются в то время, как солируют конги, тимбалес или барабаны:
2) Аккомпанемент для перкуссионного соло — паттерн каскара:

4.53001

3) Аккомпанемент для перкуссионого соло № 2:

4.54001

4) Аккомпанемент для перкуссионного соло № 3:

4.55001

Следующие два похожих паттерна используются в стиле мозамбик в США и часто смешиваются. Третий вариант — оригинальная кубинская версия.

5) Паттерн мозамбик (наиболее распространен в США):

4.56001

4.56-2001

6) Оригинальная кубинская версия:

4.56-3001

7) Конга хабанера:

4.57001

Для медленных темпов — например, в гуахира соне — бонго белл может исполнять четвертные ноты, чаще всего в секциях moñas или mambo (см. главу V)

Тимбалес белл

Как уже упоминалось, в секции монтуно на тимбал белл исполняют стандартный рисунок и несколько его вариаций, в их числе:

1) «Выжимку» из паттерна:

4.58001

2) Три четвертных ноты в такте «два»:

4.59001

3) Вариант ведущего ковбела, популяризованный Ulpiano Diaz:

4.60001

Варианту 3 часто сопутствует аккомпанирующая партия бонго белл:

4.61001

4) На тимбал белл можно также исполнять стандартный паттерн бонго белл:

4.62001

Идея одновременно исполнения партий тимбал белл и бонго белл (на разных ковбелах) стала популярной благодаря Чангито (Changuito) из кубинского Los Van Van. Ниже приведен пример совмещения двух партий, в которых сохранены главные акценты:

Фишка Чангито

Фишка Чангито

Такой рисунок часто сопровождается бас-бочкой, акцентирующей бомбо для усиления синкоп.
Фишка Чангито с бас-бочкой

Фишка Чангито с бас-бочкой

Карнавальная музыка Кубы включает в себя два основных ритмических стиля: конга хабанера и конга сантьягера (conga habanera, conga santiaguera) (см. главу V). В 60‑х годах XX века Педро Искиердо, более известный как Pello el Afrokán, придумал вариацию или, в некотором роде, гибридный ритм, который соединил в себе conga с другими элементами. Этот стиль, получивший название мозамбик, был впервые представлен публике в конце 60‑х годов Эдди Палмьери (Eddie Palmieri) и его группой «La Perfecta» в альбоме «Mambo con Conga es Mozambique». С тех пор мозамбик остается важным «ингредиентом» саунда как самого Палмьери, так и многих других музыкантов.

На тимбалес мозамбик белл часто сопровождается игрой палочками на нижнем барабане, который подчеркивает «2и» и 4 долю, акцентируя открытым тоном бомбо в такте «три» клаве. Все остальные ноты приглушаются прижатием палочки к мембране.

6) Мозамбик белл с аккомпанементом на нижней тимбале

4.65001

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".