Многие часто недооценивают ручную перкуссию в ансамбле, в то время как она жизненно важна для насыщенности и стабильности ритма. Такие музыканты, как, например, Чангито из Лос Ван Ван, чувствуют себя неуютно без гуиро в руках и даже предпочитают вообще не играть. Гуиро, маракасы (мараки), клаве, чекере и гуира добавляют плотности в ритмическую текстуру, и, за исключением клаве, усиливают пульсацию.
Гуиро
Будучи заимствованной из инструментального состава чаранги, сейчас гуиро — фундаментальная составляющая множества сальса-групп. Подобно многим другим инструментам, на гуиро исполняют стандартные ритмические фигуры и несколько вариаций, а также некоторые особые паттерны в соответствии с определенными ритмическими стилями.
1) Стандартный ритмический рисунок состоит из плавного движения палочкой вниз, который завершается легким взмахом вверх, а затем двух отрывистых штрихов вниз и вверх. Акценты попадают на первую и третью доли:
2) Отрывистые штрихи вверх и длинные вниз:
3) Двухтактовый паттерн, поддерживающий румба клаве:
4) Паттерн дансон №1 (наподобие бакетео на тимбалес) — все штрихи вниз:
5) паттерн дансон №2:
Рекомендованные музыканты:
Gustavo Tamayo, Francisco «Panchito» Arboláez (Orq. Aragón), Julio Noroña (Los Van Van), Rolando Valdes, Osvaldo «Chihuahua» Martinez, Johnny Pacheco.
Маракасы (мараки)
Мараки пришли в сальсу из традиционного кубинского сона. Обычно на них исполняют повторяющиеся заполнения восьмыми нотами:
Одна из вариаций состоит в замене второй восьмой на шестнадцатую триоль:
Еще один вариант, когда вторая и шестая восьмые заменяется заменяются триолью:
Обычно на мараках играет либо солирующий вокалист, либо кто-то из бэк-вокалистов ансамбля.
Рекомендованные артисты:
Caito (Sonora Matancera)
Клавес
В вокальном ансамбле на клавес вокалист играет обычный рисунок клаве. В инструментальном ансамбле партию клавес может исполнять тимбалеро или барабанщик на вудблоке. Зачастую клавес вообще не используется, а ритм клаве отражается в партиях других инструментов.
Чекере
Хотя чекере имеет больше отношения к латиноамериканскому фьюжену, чем к сальсе, тем не менее, часто используется в сонго в качестве «уплотняющего ингредиента». На этом инструменте можно получать множество различных тембров, в том числе ударяя по донышку тыквы, воспроизводя открытый тон. Простейший вариант — сочетание потряхивания и вращения вверх, вниз по диагонали, позволяя бусинам ударяться, трещать и поворачиваться вокруг тыквы. В размере 6/8 существует множество удобных паттернов для игры на этом уникальном инструменте, однако в сонго (и в других стилях, основанных на квадратном размере) чекере исполняет роль гуиро, подчеркивая пульсацию.
Гуира (меренге)
Доминиканская гуира, заимствованная из стиля меренге, также подчеркивает пульсацию, акцентируя первую и третью доли каждого такта, при этом третья доля затягивается:
Игра на гуире крайне сложна, ведь меренге, как правило, исполняется в быстром темпе. Этот упрощенный паттерн часто украшается мелкими длительностями с помощью коротких штрихов вверх и вниз:
Рекомендованные артисты:
Johnny Ventura, Juan Luis Guerra and 440, Francisco Ulloa, Wilffido Vargas, Los Kenton, Los Hijos del Rey, Joseito Mateo, El Cieguito de Nagua.