Кубинские бонгос пришли из крестьянского сона. Они использовались в качестве основного перкуссионного инструмента в популярной танцевальной музыке Кубы до появления конг в конхунто (см. главу II). Также, как и в тумбао на конгах, на бонгос акцентируется четвертая доля каждого такта, но техника исполнения несколько отличается, чаще используются только пальцы, а не вся ладонь. Иногда в соло используют барабанные палки.
Бонго большего размера называется эмбра (hembra) («женский»), а маленький — мачо (macho) («мужской»). Строй бонгос различается у разных музыкантов, но, как правило, они настраиваются намного выше конги.
Мартийо (martillo)
Заполнение повторяющимися восьмыми длительностями на бонгос называется мартийо (можно перевести как «молоток»), и точно так же, как в тумбао, повторяется один такт ритмической фигуры.
Огромное количество вариаций мартийо можно просто назвать импровизацией. Здесь нет каких-либо предписанных паттернов. Возможно, лучшим способом понять это — проанализировать какой-либо записанный нотами пассаж мартийо ад либитум.
Так как в тумбао на конгах уже есть отчетливые акценты на четвертые доли каждого такта, то бонгос, настроенные выше конг, могут играть совершенно свободно, не опасаясь за устойчивость ритма.
Бонго белл (сенсерро) (cencerro)
Бонгосеро — исполнитель на бонгос — обычно играет мартийо во вступлении, куплетах и не слишком динамичных секциях (например, в соло баса или клавиш). Но в секции монтуно (структура и форма композиций подробно описана в главе 5) он берет в руки ковбел — сенсерро (cencerro). Стандартный паттерн для него — однотактная фраза, в которой открытыми тонами акцентируется пульсация (1 и 3 доли), и приглушенными тонами — доли 2, 2и, 4, 4и. Такой тон получается за счет ударов в центр ковбела, приглушенного пальцами с обратной стороны.
Этот ритмический рисунок эволюционировал на протяжении многих лет, в итоге став стандартным двухтактовым паттерном. Вот его запись в двух вариантах, для клаве 3-2 и 2-3:
Вариации, а также другие ритмические паттерны для партии бонго белла вы найдете в отдельном разделе «Паттерны для ковбела».
Рекомендованные музыканты
Agustín “Manana” Gutiérrez, Rogelio «Yeyo» Iglesias, Papa Kila (with Arscnio), Chino Pozo (with Tito Rodríguez &Tito Puente), Antonio Suárez (with Arsenio), Armando Peraza, Orestes Vilató, Roberto Roena, José Mangual, Johnny Rodríguez, Chukie López, Manny Oquendo, Antonni Carrillo, Carlitos Soto, Ray Romero, «Rolito» and «Papa Gofio» (Rumbavana).