Обратная связь

483112061_70051194b5_o.jpg
Print Friendly, PDF & Email

Надо развивать осознанность.

Хочу сказать: для развития этот пункт очень важен. Попробую немного расшифровать.

Мы много говорили про отслеживание реакции партнера, и о том, что это очень важно. О том, что важно говорить. А теперь поговорим о словах с другой точки зрения/

В процессе обучения мы осваиваем потихоньку технику, элементы, правила взаимодействия. Какие-то вещи получаются у нас легко и интуитивно, какие-то приходится нарабатывать достаточно долго. Залогом успешного обучения является понимание того, где ты сейчас находишься. Даже каждую получающуюся интуитивно вещь мы должны осознать и понять, почему она получается – только так мы исключаем фактор случайности и нестабильности. У каждой неполучающейся мы должны найти причину, техническую, почему это не получается, и исправить ее.

Все технические моменты сразу обозреть невозможно. Невозможно, даже зная их, следить и контролировать их сразу все.

Залог движения вперед – понимание где мы сейчас находимся и куда мы идем. Нет понимания – нет движения. Неправильное понимание – неправильное движение. Неправильная оценка своего текущего состояния – неправильная исходная точка движения.

Надо сказать, что мне неизвестно о случаях (Мартинес имеет шанс, но все равно, думаю, нет), когда человек полностью осознан, то есть, он однозначно находится в полном осознании всего происходящего. Поэтому совершенства можно не бояться, оно для нас очень и очень далеко. Осознание происходит постепенно, и задача обучающегося и его преподавателя – постоянное, пусть самое-самое маленькое сдвигание этой точки.

Может ли танцующий уже полагаться на собственные ощущения при оценке – вопрос сложный. Может, в какой-то мере. На свое удобство, на удобство человека, который с ним танцует – да, конечно. Но! Удобство неправильного движения может быть ложным, если приводит к неверному результату, а вот оценить результат уже сложнее, особенно начинающему.

Ориентироваться на личную эстетику, правильную ритмику и применимость к шагу можно уже начиная с достаточно младых ногтей, если уверен, что ритмика и шаг уже в порядке.

Дополнительно к преподавателю есть еще обратная связь от партнеров по танцу, самая важная — как они реагируют на вас в танце. Но есть еще и другая. Словесная! На ней и остановимся чуть подробнее.

Сейчас, в процессе обучения нового танца (а, собственно, писать я начала в тот момент, когда уже с позиции опыта в сальсе начала проходить путь сначала, в танго) у меня постоянно происходит то, что мне дают советы, говорят какие-то отзывы партнеры, пытаются учить люди, с которыми мы попадаем в группах – на уроках или на семинарах. Особенно радует, когда ты приходишь на семинар звезды, а учить тебя начинает такой же пришедший.

Важный момент: слушать вообще надо. Еще более важный: фильтровать это все еще более «надо».

В целом, обратную связь можно разделить на советы танцующему и отзывы об ощущениях от него у партнера.

Советы танцующему, имхо, в 90% случаев неразумны. Ввиду того, что они исходят от человека противоположной роли, о вашей он имеет представление, как правило, не самое полное. Если это не хороший преподаватель, разумеется.

В целом, мне кажется, разумным поступить так: оценить дающего совет. Если этот человек занимается шоу, а дает вам советы про сошиал, это уже вызывает сомнения. И так далее.

Последовательность примерно такая:

  • выслушать совет;
  • запомнить ситуацию, к которой он был приложен;
  • поговорить со своим преподавателем на предмет применимости к вам.

Я видела очень-очень много случаев, когда к хорошему преподавателю подходят и говорят: «А нам Вася сказал, что надо вот тут вот так делать». Преподаватель улыбается (хотя понимает, что вещь в сошиале малоприменимая, и явно не общего характера) и говорит: «Ну как бы все дают по-разному, но я советую тебе применять здесь вот такое общее правило». (привожу пример прямого вежливого ответа, который означает «Не слушал бы ты это»).

Возможный ответ преподавателя: «Да, это имеет право на жизнь – но тебе пока об этом лучше не думать». Означает это то, что вам действительно не надо пока об этом думать.

Возможно также что он скажет: «Да! Именно про это я и говорил тебе на занятии!» Тогда вы будете знать, что это был полезный и очень редкий в этом смысле (гы!) совет.

Отзыв об ощущениях вещь, как правило, более полезная, но только (!) если он касается определенной ситуации и внятно сформулирован. Отзывы типа «ой как-то знаешь, неудобно с тобой» уточняем обязательно! Если уточнения нет, смело откладываем в топку – либо человек не хочет говорить правду (мало ли по каким причинам), либо просто сам не в состоянии сформулировать. Запрос уточнения категорически важная вещь. Именно это часто является хорошим способом повысить осознанность.

Пример хорошего отзыва: «Мне неудобно идти на эту (указание) фигуру, в этот момент я стою на правой ноге, и мне неудобно выполнять команду поворота вправо в этот счет». Такой отзыв можно и нужно разобрать и осознать. Может, конечно, вы ведете правильно – это она скачет, не пойми как, и находится на случайной ноге, или вообще непонятно, где ее вес. Конечно, ей тогда неудобно. А может, она права. Разберите с преподавателем.

О том, что получить такой отзыв крайне сложно – не буду даже говорить – получение такого отзыва свидетельствует о высоком уровне осознанности у вашего партнера, а их с таким уровнем ой немного.

В общем, мой призыв такой: все слушайте, но не кидайтесь на все реагировать. Подходите с умом. И да пусть ваша осознанность растет:)

 

 

FavoriteLoading В закладки!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Об авторе - Валерия Чернышова

Сальсера, тангера, автор записок о сальсе, за последний год приобретших популярность в сальса-сообществе. Член жюри Открытого Московского Кубка по сальсе. О себе: «Я - не преподающего типа, а обучающегося. Постоянно». https://vk.com/id3568590