Чувство ритма

Зачем нам чувство ритма? И вообще, что это такое? :о)

Идем в словарь Ожегова:

Ритм: чередование каких-либо элементов (в звучании, в движении и пр.), налаженный ход чего-нибудь, размеренность в протекании чего-нибудь.

Чувство ритма: комплексная способность воспринимать, понимать, исполнять и создавать ритм.

В целом чувство ритма является данностью, которая развивается как инстинкты, на уровне подсознания. И как навыки, которые развиваются у одних народов и притупляются у других — там, где сложные и постоянные ритмы окружают человека с самого детства, еще даже до рождения, если они развиты у старшего поколения, где, как говорится, «в крови» живы ритуальные ритмы и танцы, у тех чувство ритма развито сильно.

Чувство ритма связано с восприятием мозгом различных вибраций, выявления им закономерностей. Поэтому как минимум одну вибрацию — биение своего сердца — мозг умеет воспринимать у каждого человека: о) Поэтому считается, что не бывает людей без чувства ритма совсем. Но вот уровень его развития — вопрос другой.

В нашей современной действительности мы очень далеко ушли от народной музыки, народных традиций, в которых ритм занимает одно из важных мест, так как ритмы заложены и проявляются в самой природе: стук сердца, вдох-выдох, приливы-отлив волны и пр. Чуткость к этим ритмам когда-то определяла успешность человека во многих занятиях, необходимых для выживания.

Необходимость в этом у жителей мегаполиса, с одной стороны, отпадает, а с другой исследователи говорят о том, что человек без чувствительности к этим ритмам чувствует и ощущает себя хуже — и физически и психически (это то, что я читала в статьях, могу сказать только, что мне интуитивно в это верится). Таким образом, считается, что развитие чувства ритма помогает развить взаимодействие организма с внешней средой, улучшить нашу способность к запоминанию информации и даже нашу эмоциональную гибкость. Звучит заманчиво, не правда ли? :о)

Неразвитость у нас чувства ритма также следствие того, что (за счастливыми исключениями) то музыкальное окружение, которое с детства мы слышали, мягко скажем, не способствовало тому, чтобы мозгу требовалось анализировать последовательности сигналов, тренируясь в распознавании и восприятии ритмов. Поэтому у него этого навыка нет. Для простого человека ритм кроме «бум-бум-бум-бум» вызывает ощущение чего-то сложного (мозг не привык, и надо либо сделать усилие, либо проще вернуться к прослушиванию чего-то, где не надо мозгу напрягаться: о))

Как говорит большинство преподавателей музыки (те, с кем я говорила), чувство ритма поддается развитию, но как правило, если это не в детстве, то это уже связано с довольно-таки нудными упражнениями, где мозгу приходится напрягаться. Кого-то это пугает, и заниматься этим ему не хочется, тем более вложить в это достаточно сил.

Все методики развития чувства ритма, о которых мне удалось прочитать в сети и услышать от преподавателей, связаны с развитием работы мозга путем ритмического воспроизведения различных движений, сочетаемых с произведением звуков (звучит сложно, но вы, думаю, поняли), но об этом позже.

Есть категории людей, которым чувство ритма критически необходимо — в первую очередь это музыканты и танцоры: о) Ну про музыкантов, наверное, не будем, тут понятно, что неразвитость чувства ритма делает из музыканта очень ограниченного специалиста. Будем больше про наше, про танцевальное.

Первой особенностью ритма является то, что он отражает (или содержит) эмоциональное содержание музыки и является ее неотъемлемой частью, основой.

Второй особенностью является то, что ритм связан с передачей состояния человека, с проявлением его моторной двигательной деятельности.

Складываем первое и второе и получаем основу любого танца — это и есть передача эмоционального содержания музыки через тело, то есть основой любого танца является чувство ритма. Танцор, по сути, своими движениями ритмически переживает музыку. (Мы сейчас не берем дальше — где уже речь идет не только о ритме в музыке, так как сейчас мы сфокусируемся именно на ритме). Танцор без развитого чувства ритма просто не в состоянии корректно передать музыку.

Развитое чувство ритма позволяет человеку не просто ритмически двигаться, а импровизировать и развить свое тело до такой степени, что тело само, при наличии достаточного количества развитых двигательных шаблонов может двигаться, импровизируя в ритме, без заранее выстроенной схемы! Мозг учится воспринимать и предугадывать развитие ритмических последовательностей и давать телу команды для реализации их. Поверьте в его возможности: о) Конечно, тело при этом должно быть достаточно развито, чтобы внешне это не походило на курорт органов движения санатория опорно-двигательного аппарата, пусть даже и ритмически верный: о)

Ну и ближе к мамбо и сальсе вообще: о) Чувство ритма, развитое до такой степени, чтобы точно отражать в шагах ритм танца — обязательное условие взаимодействия в паре. Нельзя нормально и устойчиво повернуться в нужный счет, до этого не дойдя в ногу весом. Мы двигаемся и даем команды строго привязано к ритму, наш мозг должен его воспринять и дать команду, а тело сделать все точно ритмически — иначе просто тупо ничего не получится.

Партнерша, получившая сигнал к повороту ритмически верно — но в этот момент не выполнившая перенос веса — даже правильно отработав ведение, будет двигаться с задержкой, необходимой для доведения веса, и ей будет НЕУДОБНО ритмически правильное ведение партнера. Если партнер пытается дать команду в неправильный момент — как раз тогда, когда партнерша еще не находится на нужной ноге — его ведение будет НЕУДОБНО для ритмически правильной партнерши. Если же косяки у обоих — сложно даже предсказать что получится: о))) но не нормальный танец точно.)))

На уроках развитие чувства ритма происходит автоматически, но ТОЛЬКО при условии, что вы заставляете себя двигаться ритмически и в ногах, и в руках, слушая и заставляя мозг слушать музыку. В противном случае мозг не начинает развивать в себе этот навык (тут тоже действует та же цепочка обучения, про которую я когда-то писала).

Если вы думаете что я «что-то там добегу ногами, какая разница» и НЕ заставляете себя делать это строго в счет — вы останавливаете себя как танцора!

В мамботайм со школой энджой драмминг (ссылки ранее) есть очень крутой курс для танцоров, очень. Это лучший вариант развития чувства ритма для сальсеро и именно в сальсе. Советую тем, кто не может его посетить — заказать себе в город, так как по простому человеку не выйдет решить проблемы, если они есть, а тема очень актуальна. Ну и еще — чтобы убедить посетить этот курс тех, кто еще не ходил, так как с преподавателем это все гораздо проще освоить чем самому.

Я не музыкант совсем, поэтому тема для меня очень сложная для расследования. Обычно выкладываю уже готовую статью — какую-то выжимку переработанных мыслей, но хочу поделиться промежуточными находками.

По различным источникам исследований среди танцоров бальных танцев примерно у ¼ хороших танцоров наблюдаются проблемы с чувством ритма.

Про сальсу статистика не найдена, но мне кажется, она еще более удручает, хотя бы потому, что в бальные люди приходят еще детьми, и шансов что-то развить в себе и усвоить у них гораздо больше.

В сети я нашла крутейшего человека, занимающегося проблемами ритма, его восприятия и развития. Зовут его Алексей Устинов, он занимается развитием деток. Ссылки:

Упражнения на развитие для чайников и тех, кто в танке

И совсем для энтузиастов: Немного теории про ритм вообще и восприятие ритма от того же автора

Видео

Об авторе - Валерия Чернышова

Сальсера, тангера, автор записок о сальсе, за последний год приобретших популярность в сальса-сообществе. Член жюри Открытого Московского Кубка по сальсе. О себе: «Я - не преподающего типа, а обучающегося. Постоянно». https://vk.com/id3568590