Часть 4. Ритм и клаве

Эти короткие статейки задумывались как серия простых подсказок для людей, относительно далеких от музыки. Но никуда не деться от упражнений, ведь по умолчанию у городского жителя слух как бы «выключен». Это защитная реакция организма на колоссальный шумовой мусор большого города, однако, мы в любой момент можем включить слух обратно. Для этого нужно лишь небольшое усилие сознания в правильную сторону, привычка прислушиваться и желание идти дальше в развитии.

Прежде чем мы начнем учиться распознавать различные музыкальные инструменты в той «кастрюле с бурлящими спагетти под названием сальса», нужно попробовать разбудить в себе еще одного спящего внутри нас зверя — чувство ритма.

004

Эта задача несколько сложнее, чем включить слух, ведь зверь этот живет не у нас в голове (которой мы, в общем, относительно полноценно управляем), а где-то в районе живота. Нет, я имею в виду не то, что там периодически урчит, а физическое ощущение ритма.

Ощущение рождается, как правило, где-то на уровне тела, но не интеллекта. Если приятную мелодию мы воспринимаем, скорее сознанием, а умный текст нам нравится вкушать интеллектом, ну, а качественный звук в буквальном смысле ласкает слух, то ритм — это все ниже головы. Грудь, живот, ноги… Ритм — это сплошная физиология!

Ритм кубинской музыки — это физиология в квадрате. Полный комплекс всех ритмических инструментов полноценно воздействует на весь организм, и это не абстрактная метафора.

005

Наверняка многие из вас бывали на концертах с очень громкой музыкой, и вы замечали, что некоторые звуки буквально резонируют в области желудка, а какие-то звуки отчетливо отдают в груди, словно кто-то мягко стучит изнутри вас. Мы резонируем! Представьте, это так. Чувство ритма — это физическое ощущение, но в отличие от громких концертов, где бешеный рев звука, несущийся из выкрученных на полную громкость усилителей, буквально расплющивают ваше резонирующее тело, чувству ритма не нужны экстремальные методы, чтобы заставить вас танцевать. Оно мягче, деликатнее, оно внутри вас. Это похоже на двигатель, который есть буквально у каждого человека, но не каждый человек обращает на этот двигатель внимание.

Возвращаясь к нашей первой беседе, напомню о существовании удивительно абсурдного, и при этом очень расхожего мнения, что у обычного человека (не инвалида) слуха может и не быть. На втором месте по своей абсурдности и очевидной ложности бытует мнение о том, что у здорового человека может не быть чувства ритма. Однако если бы у человека не было чувства ритма, он попросту не смог бы ходить. А его естественный внутренний двигатель — сердце — уже в первые минуты жизни зачихал бы и заглох. А как насчет дыхания? Вдох-выдох. Вдох-выдох… Если кто-то вам сказал, что у него нет чувства ритма, то как же он тогда дышит?

Это автоматические функции организма, скажете вы. Конечно, сердце, легкие, все ритмичное функционирование организма нам почти неподвластно (ну да, есть там специалисты, которые могут усилием воли останавливать ненадолго собственное сердце, но они исключение), но как быть с ходьбой? Проблема не в отсутствии или наличии чувства ритма, проблема в том, что человек может как бы не слышать ритм внутри себя, не понимать, как это. И — не чувствовать.

Сразу оговорюсь — считать кубинскую музыку почти бесполезно. Если вы фантастически круто научитесь вступать в «раз» или в «три», или даже в «шесть», это не приблизит вас к пониманию сложной структуры ритма. Все эти ваши «раз», «три», «шесть» сгорают как нейлоновая тюль от прикосновения спички при первом же приближении к аутентичным африканским ритмам, или даже к простой кубинской румбе.

006Единственным способом понять кубинскую музыку, а вследствие этого понимания — правильно вступать в нее, может быть только одно: нужно научиться чувствовать ее ритм. Скажем так, если вы увидите на танцполе музыканта, дико таращащего глаза в пол или потолок, шепчущего мантру вроде «раз два три… пять шесть семь. ой, опять поменяли. или нет? Кажется тут раз. нет, тут не раз. Так, где-то тут должно быть клаве… ага. три четыре пять… ой опять поменяли, да что же это такое!!!», то можете сочувственно похлопать рукой по его плечу и танцевать дальше, купая свое послушное тело в упругой пульсации. Музыку нужно чувствовать, и только сообразно этому чувству может строиться ваш танец.

Конечно, понимание устройства музыки, умение слышать отдельные инструменты, то, как они взаимодействуют между собой, понимание структуры, формы, где припев, а где, собственно, куплет, а где специальная часть, в которой какой-нибудь инструмент начинает солировать, знание стилистики, чувство эпохи, и даже — понимание текста песни — все это удесятеряет тот кайф, который вы получите от песни, усложнит и разнообразит ваш танец. Но самое главное — это ощущение ритма песни, в то время как умение просчитывать ритм до какой-то степени может вам помогать, но ненадолго.

Чтобы открыть этот очень простой и увлекательный ларчик, нужно совсем немного — пара-тройка упражнений, которые станут для вас родными, привычными и даже, возможно, любимыми. К тому же у ларчика есть ключик, который сами кубинцы называют «клаве». Но чтобы открыть ларчик, нужен не только ключик-клаве, но и кое-что еще.

007

Пульс


Пульсация пропитывает всю нашу жизнь, весь окружающий мир. Это банальная идея, но это неопровержимый факт. Отливы и приливы — это дыхание морей, подобное нашему дыханию. Дыхание должно наполнять все, что вы делаете, иначе оно не сможет производить впечатление чего-то живого. Музыкантов-инструменталистов, чья игра не связана с физическим дыханием напрямую (например, гитаристов) учат имитировать дыхание в своей игре, так, как если бы они пели, и для новой мысли им нужно было бы делать вдох — и в этот момент гитаристы должны исполнять короткую паузу, называемую «цезурой». Вдох и выдох, напряжение — и последующее расслабление.

Невозможно жить только в каком-то одном состоянии. Перенапряжение вызовет онемение мышц и полный их отказ. А перерасслабление вызовет их атрофию и, опять же, полный отказ. В основе любого правильно выполняемого движения лежит принцип достаточного напряжения и последующего расслабления, что бы вы не делали, чем бы вы не занимались. И это имеет прямое отношение к музыке, и особенно — к кубинской, ведь кубинский клаве состоит из двух частей, у которых есть свои названия на испанском языке — «дебил» («слабый») и «тресийо» (или «фуерте», «сильный»).

Именно так, в самом клаве есть вдох и выдох, напряжение и расслабление. И мы можем это почувствовать, если простучим клаве (или прохлопаем) одновременно с пульсацией, которую будет отмечать наша нога. Пульсация — это равномерные удары ногой, абсолютно идентичные медленному шагу, как если бы вы прогуливались в парке, но только на одной ноге. Это наш пульс, естественное биение сердца. Воспринимайте слово «пульсация» буквально!

Давайте подробнее остановимся на этом магическом действе. Итак, сядьте поудобнее, постарайтесь выпрямить спину, выключить мобильный телефон, снять с плиты чайник со свистком, свернуть или закрыть сайт ВКонтакте… Хочу обратить ваше внимание на несколько важных моментов:

  • Наша цель — почувствовать клаве. Клаве должно стать для нас не просто набором звуков в определенной последовательности, оно должно рождать в нас ощущение, сходное с тем, когда нашим ногам не терпится пуститься в пляс.
  • Тембры клаве и пульсации должны быть разными. Чем более они разные, тем будет проще достигнуть нашу цель. Например, клаве можно звонко прохлопывать, а пульсацию — глухо протоптывать. Еще лучше — щелкать горлом, стучать зубами (не сильно! Не повторяйте ошибки автора) или просто проговаривать каким-нибудь слогом, например, «пам!» или ярким «ка!»
  • Вы это уже умеете, серьезно. Если вы путаетесь, просто сделайте это медленно. Если нога мешает руке (или зубам), то позвольте себе расслабиться и выполните это упражнение медленно, так медленно, чтобы успеть все сообразить. Никуда торопиться не надо. Ощущение легче приходит в медленных темпах.
  • Вы встали на скользкую дорожку! Я вижу ваши горящие глаза и недоумение домочадцев. Теперь — только вперед!

Итак, упражнение 1.

Послушайте эту гениальную запись. Это — Пульсация.

Нам нужно одновременно с этими монотонными ударами, вполне могущими вызвать зомби, стучать ногой. Если вы правша, то, вероятно, удобнее будет стучать правой ногой. Чем сильнее вы стучите ногой, тем больше вероятность взбесить соседей, живущих снизу, или, опять же, зомби (если вы стучите ногой по земле), так что достаточно просто отстукивать пульсацию передней частью стопы, оставив пятку в покое. Главное — добиться синхронности ваших ударов и звуков на записи. Если вы чувствуете, что убежали вперед, то остановитесь, снова послушайте мое шедевральное творение, и попробуйте вновь вступить вовремя. Представьте, что вы идете в ногу с целой ротой солдат на параде Победы. Если вы чуть ускоритесь, что наступите на пятки идущих впереди, а если замедлитесь, то получите по пяткам от недовольного солдата сзади.

008

Раз-два! Раз-два!.. Стоп, мы же договорились не считать!..
Уверен, что это упражнение совершенно вас не затруднит, ровно как и следующее.

Упражнение 2.

Послушайте клаве и повторите его на память, хлопая в ладоши (не сильно!). Вы уже знаете, что оно состоит из двух логических частей. В одной части три удара, а в другой два.

Наша цель такая же, как и в первом упражнении — добиться синхронности исполнения клаве с вашими хлопками. Но для начала просто выучите, как клаве звучит само по себе, похлопайте его всласть, чтобы запомнить получше, и только потом пробуйте синхронизироваться с записью. Если вы хотя бы 8 раз подряд смогли приблизительно совпасть с клаве на записи, то можно смело переходить к водным процедурам.

Кстати, если у вас упорно не получается повторить клаве, вы можете попробовать его не хлопать, а, например, опять же — протопать ногой, или проговорить вслух, вроде «Па-па-па… Па-па!» И не стесняйтесь обращаться за помощью к друзьям. Пусть кто-то вместе с вами попробует проделать это упражнение — нам легче повторять за кем-то, чем в одиночестве внимать безликому монитору. Если у вас не получается — это не значит, что у вас нет чувства ритма! Просто дайте себе время на осмысление материала. Пробуйте снова и снова, спрашивайте совета. Пусть кто-то возьмет ваши руки в свои (умм! Особенно холодным зимним вечером…) и прохлопает вашими руками этот несчастный клаве.

009

На это упражнение вряд ли уйдет больше одного дня, но вполне возможно, что понадобится и целая неделя. Мы не гонимся за олимпийскими победами «быстрее! Выше! Сильнее!», напротив, у нас есть роскошь — дать себе возможность поразмышлять, попробовать, понять, сколько бы времени на это не ушло.

Возможно, вам помогут следующие материалы, чтобы лучше запомнить звучание клаве:

Водные процедуры. Упражнение 3.

Нам нужно соединить пульсацию (парад Победы) и клаве. То есть, сыграть их одновременно. Сразу скажу — не пытайтесь сделать это «нахрапом», начните пробовать медленно. Первый удар ногой совпадает с первым хлопком. Второй удар ногой идет сразу за вторым хлопком. Нет смысла разбирать тонкости, где какой удар идет, просто послушайте запись и попробуйте соединить вместе обе партии — руки и ноги.

Хмм. на записи, похоже, кто-то отбивает пульсацию огромной кувалдой, а кто-то робко молотит клаве, испуганно вжимаясь в уголок…

Если не получается, повторите отдельно клаве, отдельно пульсацию. Снова попробуйте соединить их вместе. Возможно, вам будет легче проделать это, если, скажем, использовать не правую ногу, а левую? Или, например, не хлопать в ладоши, а хлопать по коленке? Или просто проговаривать слог «па»? Пробуйте, пробуйте, пробуйте, пока не получится.

Кстати, тут есть интереснейший момент. У вас может не получаться, не получаться, не получаться… А однажды утром вы проснетесь и попробуете, и вдруг — станет получаться! Внезапно!

010

Раскоординация — это нечто такое вот, нелинейное. Какое-то время нужно пожить с неудобным движением, чтобы оно как бы провалилось в нас, осело, окрепло и, наконец, проросло. Вы же помните, какими корявыми были ваши первые энчуфлы и дилекино? Здесь абсолютно такая же ситуация. Просто дайте себе немного времени, и у вас все получится.

Обычно на это упражнение в самых тяжелых случаях уходит не более двух недель.

Яростные обтирания. Упражнение 4.

У вас стало получаться хлопать клаве, одновременно простукивая пульсацию правой ногой? Вы даже поймали ощущение ритма, и ваш корпус стал слегка раскачиваться в такт ноге? Ахахахаа! Время все сломать. Теперь простукивайте левой ногой. Получилось? Меняйте тембр клаве, перестаньте хлопать в ладоши, а вместо хлопков проговаривайте слог «Па!». Получается без проблем? Уххахаа! Тогда давайте будем вместо ноги играть пульсацию левой рукой, а голосом проговаривать клаве. Уверен, нога у вас привычно захочет топать, но ее придется усилием воли остановить! Возможно даже прибить гвоздиком к полу. Ну или попросить домашних наступить на нее.

Стало получаться? Тогда стучите левой рукой клаве, а ГОЛОСОМ проговаривайте пульсацию, скажем, словечком «пом! Пом!».

Все это дикое издевательство над организмом я советую выполнять до тех пор, пока это не станет для вас элементарным, привычным и удобным. Даже в чем-то скучным. Главное — вы должны почувствовать внутренний ритмический «кач», одновременно простукивая или проговаривая клаве. Именно на уровне ощущений. Особенно полезны занятия румбой (ямбу или гуагуанко), так как там слегка модифицированный клаве накладывается на очень явный «кач», «баунс», который представляет из себя ни что иное, как пульсацию, которую вы стучали ногой. А лучший способ почувствовать ритм — это протанцевать его.

Крусадо. Упражнение 5.

До сих пор звучит в ушах неистовый голос Алексея Семененко, мастера по восточно-кубинским единоборствам руэда-до из Екатеринбурга — «Крусадо! КРУСАДОООО!!!» Тогда, на тех прекраснейших мастерсах, Алексей поселил в наши сердца боль, отчаяние, панику и бесконечную любовь к руэде, и этой болью я спешу поделиться с вами.

До сих пор мы упражнялись с клаве, которое начиналось с сильной части, с «фуерте», а заканчивалось «дебилом». Такое клаве можно для простоты называть «три-два». Если вы сумели уловить, пусть даже пока не очень явственно, но все же — ощущение ритма, то можно попробовать поупражняться с вариантом «крусадо», перевернутым клаве, где первая часть состоит из двух ударов, а вторая — из трех. В плане раскоординации оно ничем не отличается от первого варианта, так что сыграть его для вас не составит никакого труда, но вот ощущение будет слегка отличаться. По крайней мере, первые несколько повторов.

И помните — клаве всегда следует исполнять одновременно с пульсацией. Тогда вы сможете не просто понять головой, но почувствовать телом, что в клаве действительно есть сильная часть — «тресийо» или «фуерте» и слабая, извините, «дебил». Вот пока ваш покорный слуга не поупражнялся как следует с клаве описанными способами, он был тем самым «дебил», когда вместо ощущения ритма ловил доли — где там раз, где там два, где там три… Не повторяйте ошибок автора, уделите достаточно времени на то, чтобы освоить клаве!

А клаве — это действительно ключ. Если вы почувствуете клаве, то вы почувствуете вообще всю латиноамериканскую музыку так, как, возможно, никогда и не чувствовали до сих пор. Дайте себе время, пусть это ощущение ритма медленно, но верно будет расти внутри вашего сердца, поливайте его упражнениями, танцами, любопытством, прилежанием и позитивным настроем, и вскоре у вас может расцвести самая настоящая пальма, на которой будут расти готовые пиноколады и мохиты!..

011

Следующая глава >

Как вам больше нравится исполнять клаве?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".