Стиль Георгия

Эта статья — мое субъективное мнение на сальсу, ее исполнение и присутствие в ней тех или иных правил.

Я танцую около 7 лет, начинал с Нью-Йорка, потом Касино, а ЛА и Бачату я выучил на вечеринках. За это время я несколько раз менял свое представление о танцевании. Огромный вклад в видение сальсы внесло преподавание. Преподаю я года 3-4. На сегодняшний день у меня сложилось вполне определенное и четкое представление исполнении базы сальсы как у партнерши, так и у партнера. Оно не конечно, и будет меняться, но пока я держусь некоторых основ, которые позволяют и мне, и моим ученикам танцевать приятно внешне и комфортно внутри пары.

Двумя главными составляющими восприятия танца являются его внешнее и внутреннее представление. Лучший танец, в его полном виде, танцуется расслабленно, с ощущением потока под музыку и свободным творением по ходу. Но, понимание этих моментов дается далеко не через один год обучения, поэтому есть техники и основы, на которые мы, преподы, ориентируем ученика в начале.

Базовые основы необходимы, чтобы овладеть телом в соответствии со стилем — с сальсой, как внутри пары, так и снаружи. Сколько преподов на планете Земля, столько и вариаций базы, не говоря уже про стилистику. Кто-то совпадает, кто-то противоположен. Порой начинающие попадают к профессионалу, а потом приходят к другому учить базовый шаг через пару лет “изучения” предмета. Так как же понять где правильно, где неправильно и есть ли правильность в принципе?

Самое первое восприятие и то, на что ориентируется начинающий — это зрительное представление. И есть два понятия — нравится и не нравится. Детали приходят потом.

Первое, что должен делать правильный препод — это снимать материал для обучения с себя, опираясь на тех, у кого учился он или кому симпатизирует из “звездных” преподов. Анализировать, ощущать, понимать то, как это делает он сам, и еще отсеивать свой стиль от базы. Потому что ученики буду танцевать в первую очередь так же, как преподаватель, поэтому исполнение не должно расходиться со словесным объяснением. Хотя часто можно слышать, что учит по-одному, а танцует по-другому))) Что поделаешь, ведь порой прямо во время занятий приходят озарения что делать и как это объяснить. Обучение танцу как и сам танец — это крайне живой процесс!)

Мои основы и то, что я считаю правильным:

Для партнерши и партнера (вне зависимости от стиля сальсы)

1. Прямая спина и прямая шея.

От копчика до макушки должна быть ровная спина, не гладильная доска, но прямая. В зависимости от строения — прогиб. И за этим нужно следить, а точнее ощущать.
Во-первых, это красиво. Конечно, когда вы танцуете, тело мобильно, и шея будет крутить голову, спина будет наклоняться, отклоняться, но ощущение осанки и спины, отсутствие слабости и согнутости должно быть. А иначе зачем танцевать, если спина такая же как за компом в офисе.
Во-вторых, это функционально. Лучше ведение, лучше повороты, четче линии, легче контролировать шаги и перемещение в целом.
В итоге, наработав это ощущение, вы приходите к грации в танце, к ощущению великолепия, царственности и немного благородности. Все вас замечают, кто-то даже не может глаз отвезти, а ваш партнер или партнерша кайфует от прекрасного ведения, танца и вашей прямой спины. Осанка — вот что круто, а не связки)))

2. Небольшой шаг и плавное перемещение.

Шаг зависит от скорости музыки и ведения в танце. Но, в базовом понимании, шаг должен стремиться к шагу величиной со стопу при движении вперед-назад, и расстоянию в плечах при шаге в сторону.
Объяснений этому можно найти много — это и опыт пришедший с годами практики, и отличие шоу от соушела, и понимание комфорта внутри пары при различной величине шага.

Мы танцуем друг с другом верхом, корпусом и руками, а не ногами и бедрами. Ноги вторичны, они помогают перемещаться. Если у вас мало места так, что даже не шагнуть, вы можете танцевать телами, следуя ритму, без шагов. Важен перенос веса, и это переходит в шаг. Хотя в школах в первую очередь учат шагать в ритм, потом все друг с другом танцуют ногами, а потом приходят к верху. Возможно пока оно так и должны быть. В любом случае, шаг не должен выходить за тело, при базовом танцевании, должен быть под телом — под плечом, под грудью. Это дает возможность танцевать на очень маленьком пространстве, лучше вести и вестись, и красивее выглядеть, особенно девушкам. Потому что взгляд не отвлекают ноги и широкие шаги, а плечики и бедрррра. И опять — красота и функциональность.

В отличие от шоу, где важно быть видным с последнего ряда. Тем более что соушел во многим похож на бальные во время выступлений, поэтому шоу это отдельная тема, это не соушел. А многие путают и впитывают, как ученики, так и преподы, вот потом с такими ребятами и мучаемся, но ничего, исправляем)

Плавное перемещение.

Это про шаг с носка, позицию в коленях и отрыв от пола.
В базе, основе, необходимо учиться всем шагать с носка и на носок во всех элементах. Стопа ставится прокатом с носка до пятки. Есть разница в стилизации под характер трека, но моя база — это прокат с носка до пятки. В зависимости от скорости трека пятка либо успевает ставиться, либо нет. Поэтому для меня, в базовом шаге сальсы, нет шага назад на носок в упор. Все шаги одинаково размеренные. Постановка в носок без пятки нужна также для функциональных элементов, типа опен-брейка, или остановки партнерши и резкой смены направления, выхода из поворота. Чем лучше вы чувствует свою стопу и пол под ней, тем лучше вы танцуете любой стиль сальсы и бачаты.

Позиция в коленях.

Тут тоже много спорных моментов, некоторые их них относятся к поэтапному обучающему процессу, типа в начале мы будем делать только так, а потом по-другому. Для меня действует такое правило — если взять обычного человека, и его обычную походку, сделать шаги все с носка, уменьшить амплитуду до ширины плеч, а то и меньше, и зациклировать под ритм, то, в принципе, он будет уже танцевать. Я против посадки в колени в начале, потому что потом тяжело вытащить оттуда человека — ему вроде бы там комфортно и удобно и все понятно, но со стороны это выглядит странно, как будто принужденная позиция. Она конечно гарантирует работу многих моментов, но, для меня, неестественно.
Нога работает как при ходьбе от ровной до согнутой, нет намеренного выпрямления. Я порой даже “приподнимаю” учеников, когда они сильно “садятся”. И со стороны это выглядит хорошо, и внутри нормально.

Отрыв от пола.

В идеале ноги не отрывать вообще) Или только пятку. Думаю, вы поняли к чему я веду)))
Сальса — это плавание, это течение, это поток. По полу нужно плыть, если это не стилизация под характер трека. База — это плыть. Отрывать ногу от полу минимально, только для того чтобы перенести носок. Потому что главное — не шаги, а перенос веса. Так лучше чувствуете пол и пространство, мягче шаг, что неизменно отражается на ведении. Мягкий шаг = мягкое ведение. Если скользко, можно шаркать, но не громко)

Еще про колени.

Вообще про нижнюю, как и про верхнюю часть, можно написать довольно объемный материал, но про позицию коленей не сказать нельзя. Небольшой шаг, как и перенос стопы связан с позицией коленей друг относительно друга. Правило — колени не должны уходить друг от друга дальше, чем величина ноги. Это соушел, поэтому стремиться к этому. Почему, спросите вы. Потому что это влияет на амплитуду шага в целом, и на самые многочисленные сальса-элементы — повороты. Уух, особенно выходы из поворотов на 1 и на 6 в ЛА и НЙ соответственно. Потеря контроля ног, раскрытие коленей приводит к вылетанию партнерши и увеличенной амплитуде при вращении на движении. Также, эстетически пропадают бедра, когда увеличивается шаг, да и тело соперничает с ногами. Зачем это) Девушки, танцуйте “скромно” в коленях, на раздвигайте широко ноги, как будто в коктейльном платье) Для того чтобы мелькнуть ножками есть масса спец. элементов. А партнеры, сдерживая шаг на поворотах, не потеряют контроль в комбинациях и ведении в целом.

3. Руки

Соло

Для партнеров и партнерш базовая позиция рук — 90 градусов, предплечья параллельно полу, кисти друг к другу. У партнеров ладони к себе в легких кулаках, у партнерш ладонями вниз.
Для партнера стандартные положения в танце — также, как в базе, то есть к себе ладонью или как-будто держит расстегнутый пиджак. Следующие варианты — ладонью на живот, держаться за ремень, за карман брюк. Варианты хореографии — позиция руки так, как если бы партнер держал партнершу за лопатку, но ладонь вниз, в сторону от себя, вверх, а также вариант расслабления, это обычно в моменты переходов или после активной комбинации — просто убрать обе руки вниз. (картинок не хватает, поэтому на воображение)
У партнерш вариантов, конечно, больше. Я считаю для партнерш стандартом — позиция открытой руки в сторону, параллельно полу под 90 градусов на уровне талии, ладонь вниз, как-будто держит широкую юбку, и пальцы на кисти также — большой и средний вниз, остальные вверх. Далее в этой плоскости, т.е. примерно вдоль тела + больше в сторону фронтального объема — на уровне плеч, на уровне головы и над головой. И все движения пальцами и руками по телу — бедра, талия, грудь, шея, плечи, голова, лицо.
Во время поворотов, а точнее в момент прохождения тела партнера — руки складываются к себе, обычно под грудь параллельно полу, но всегда ладонью вниз.

В паре

Закрытая позиция — правая рука партнера на лопатке, левая берет кисть девушки и вертикально вверх. Дистанция такова, чтобы правая рука лежала всей раскрытой кистью на лопатке партнерши, а левая предплечьем впритык к предплечью, или с подхватом на локте вертикально вверх. Плечи, по возможности соотношения роста, параллельно полу справа и, параллельно и вертикально вверх, слева. Вести партнершу необходимо в первую очередь правой рукой и кистью рулить, а основное движение задавать корпусом, левой рукой эскортить движение, то есть помогать и направлять, но основа идет от правой, если ведут обе.
Нельзя чтобы руки висели у обоих, нельзя свисать за рукой партнера, нельзя держать руки отрешенно от партнера (чтобы был зазор между правой партнера и левой партнерши), нельзя ломать линии рук.

Открытая позиция

В линейной сальсе, при отсутствии ведения, это линия чуть ниже параллели полу, просто сопровождение базового шага. В кубинской сальсе повыше, за счет другого хвата, на уровне груди.
Далее зависит от элементов. Но, главное правило, что если ведение около тела партнерши, то чем ближе к телу, тем лучше ведение. Если элементы на амплитуду, на вытягивание, то мягко и контролируем пространство вокруг. На поворотах линия ведения должна быть параллельно полу.

Общее ведение

Партнерша в паре руки полностью отдает партнеру, себе только лопатки, спину, ноги, ну и все тело, кроме рук. Партнерша не должна давать в руки никаких импульсов, только воспринимать. В этом моменте многие школы учат по-разному, но эволюцию ведения не обманешь. Сразу или через несколько лет, ученики, и уже танцующие, приходят к тому, что партнерше лучше всего полностью и чутко воспринимать ведение, и полностью ему следовать, дополняя своим женским стилем и музыкальностью.
В идеале так: партнер ведет четко, по линиям, лаконично, а партнерша полностью следует ведению, дополняя собой и своими красотами. Партнер задает форму танца, партнерша заполняет содержанием. Полное разделение ролей. Вот это классика парного танца и это необходимо уметь в основе, а не через несколько лет. Через Х лет нужно уметь, если есть желание, танцевать крутые сольные, музыкальные, разностилевые вставки и фишки, умные поддержки, играть эмоциями, образами, знать наизусть песни и слова, петь, обыгрывать текст и смысл, и как-будто рисовать песню, а не следовать ей. Вот это то, что реально очень круто!

В заключении хочу сказать, что это минимальный набор правил, который следует изучить и применять. Возможны альтернативы, но не полные противоположности.

Помните, что вы танцуете социальные танцы, а это значит что “много народа и мало места”, вот главный принцип. Поэтому, задача не выделяться на танцполе размахом и поддержками, а танцевать так, чтобы было удобно вашему партнеру и парам вокруг. На этом основаны почти все правила. Когда придет момент выделиться, такой как шоу или соревнования, то увеличить масштаб танца несложно, это гораздо легче, чем сократить его.

Второй момент – в танце мы, партнеры, хоть и опираемся на конечный набор основных фигур, но, в процессе развития, учимся варьировать его случайным образом, а в последствие, насыщать еще большим разнообразием, поэтому вам, партнершам, нужно опираться на восприятие ведения, а не на знание фигур, их предугадывание и глухое исполнение. Будьте чуткими.

Слушайте сальсу, кушайте сальсу, танцуйте сальсу, рисуйте сальсу, и да прибудет с вами вечный голод роста =)

Оригинал записи: ВКонтакте

Светлая память Георгию Величковскому (4 февраля 1998 – 14 сентября 2020†), от преданного ученика. Люди сальсы всегда будут помнить тебя с благодарностью в сердце.

Об авторе - Георгий Величковский

4 февраля 1998 - 14 сентября 2020†

Обучался у Бориса Эчи, Марины Ванюшиной, Армена Григорьяна, Сергея Газаряна, Jorge Camaguey, Yoandi, Giordano Duberger, Yorgenis, Annelys Perez, Marcos Fernandez, Ariel Rios Robert.

Награды: 2 место на SPB Salsa Weekend 2010 Мистер-опора в номинации Salsa Night Awards 2012 2 место в сальса баттле V1 2014.

Выступления: FreeStyle Salsa Fest, День Города, Алые Паруса, Новый Год на Дворцовой, Ростов 3-ий Фронт, Russian Bachata Festival, TimbaFest 2013.

Страница памяти в ВК: Открыть в новом окне

Top