Calabar Mgbè №8
“Первый пост-дипломный курс на Кубе: культура африканского Экпе”, номер за 27 сентября 2012 г.
С 13 по 21 сентября 2012 года в Кубинском институте Антропологии был прочитан курс “Культура Экпе в Африке”. Курс читал Хесус-Рафаэль Робаина-Харамильо, по приглашению д-ра Айвора Миллера, преподавателя Университета Калабара (Кросс-Ривер, Нигерия) на истфаке. Курс состоял из шести занятий, каждое из которых было сфокусировано на различных аспектах философии и практик культуры Экпе и “Общества Леопарда” в регионе Кросс-Ривер (юго-восточная Нигерия) и в юго-западном Камеруне, где эти образования традиционно функционируют в качестве государственно-общественного строя.
Знание Экпе и культуры Кросс-Ривер жизненно необходимо для понимания истории и национального самосознания кубинцев. Большой процент рабов, вывезенных на остров и распространенных далее по территории обеих Америк, принадлежал к народу Карабали. Например, в Сантьяго-де-Куба частью наследия Калабара являются кабильдос (общества взаимопомощи), а в гаване, Матансас и Карденас об этом свидетельствуют местные ложи Абакуа.
Основные темы, затронутые в курсе лекций Миллера:
- Роль “Универсальной (или духовной) Матери” в Экпе и ее воплощение в мифе Абакуа;
- Название Èbònkó, которым называют “Универсальную мать” Экпе, на Кубе известно как Ebonkó enchemiyá, “говорящий” барабан;
- Роль маскарадных костюмов в Экпе, называемых Ídèm Ékpè в Эфик и Íreme на Кубе. “Ряженые” олицетворяют собой духов предков, которые выполняют определенные функции во время ритуалов;
- “nkón” – название в Эфик металлического колокольчика без языка, используемого в качестве священного предмета в музыке и обрядах как Экпе, так и Абакуа – у последних его называют “ekón”;
- Обряд инициации (в Эфик – àbànékpe на языке карабали, в Абакуа – abanékue). Использование повязки для завязывания глаз во время этого обряда;
- Ежегодный фестиваль семьи Насако в Камеруне, впервые состоявшийся в марте 2011 года. Посвящен божеству Насако, основателю общества Экпе в Африке. На Кубе представлен титулом в Абакуа “Насако”.
Среди слушателей курса были представители “Комиссии Бюро Абакуа” в Гаване, исследователи из кубинского Института Антропологии, из Национального архива Республики Куба, а также члены разных лож Абакуа из Гаваны и Матансас. Этот курс был официально зафиксирован в списке курсов для выпускников аспирантуры кубинского Института Антропологии.
Текст и фотографии: д-р Айвор Миллер (имя в Èfé Ékpè Éyò Émà – Ékórétònkó: Isun-Mbàkàrà), антрополог Университета Калабара, штат Кросс-Ривер, Нигерия.
Источник: http://www.crossriverheritageafricandiaspora.com/p/calabar-mgbe-es-una-assemblea-de-grupos.html
Перевод: Капранов Марат, специально для сайта «Сальса по-русски», 18.07.2017, Санкт-Петербург, Россия
Публикуется с любезного разрешения автора - д-ра Айвора Миллера