Виктория Агафонова:
Понимаю, что этим постом могу вызвать бурное негодование любителей сеншуала, так что сразу хочу предупредить – это не #наболело, не #накипело, а просто попытка порассуждать. Как же так произошло, что бачата, столь любимая мной раньше, в последнее время ушла из сферы моих танцевальных интересов.
Я попыталась подумать, что же разонравилось и поняла, что вставки других направлений, в частности зука. Но ведь я не такой уж полный ретроград… И заимствования из других стилей в той же сальсе меня нисколько не смущают! Я с удовольствием танцую элементы из гуагуанко в кубинской сальсе, и афро-вставочки тоже радуют, даже попытки добавить в кизомбу в Нью-Йорк немного удивляют, но не вызывают никакого негатива… Более того, и зук как танец сам по себе нравится! Почему же тогда у меня не идет «сеншуал»?
1. Добровольность происходящего. Когда партнер добавляет элементы из афро или румбы в сальсу, партнерша с чистой совестью может их проигнорировать. И станцевать в ответном соло то, что считает уместным. В бачате же контакт партнеров более тесный и девочка практически никогда не может отказаться от добавления того или иного элемента. Наверное, у каждой опытной партнерши (ладно, может, и не у каждой, но у меня точно есть и от многих девочек я подобное слышала) есть история о том, как она попросила партнера не делать с ней прогибы (у кого-то шея болит, у кого-то «болит» просто потому, что не любит прогибы…) И увы, для большинства партнеров это «звучит как вызов». И вот тут начинается форменное издевательство над дамой, которая не хочет «прогибаться» и «волноваться».
2. Правильность выполнения многих элементов. У меня есть много друзей среди людей, хорошо танцующих зук. И постоянно они присылают мне видеозаписи с бачатой. В полном недоумении. «Ну скажите, ведь преподаватели должны объяснять, что закидывать голову партнерши резко назад нельзя!», «Любой преподаватель объясняет, что это небезопасно», «Опасная нагрузка на шею» – пишут мне люди, не понаслышке знакомые с техникой бразильского зука… И вот я прихожу на класс по бачате, и слышу, как преподаватель объясняет, как же там надо закинуть голову партнерши назад ((Ничего не говоря про технику безопасности, про то, что нельзя дергать резко. Да, можно говорить, что при перенесении движения из зука в бачату техника немного меняется на «бачатовскую»… но физиология партнерши-то не меняется! И расположение позвонков в шее, в идеале, тоже)
Ну, да ладно, методический просчет одного преподавателя еще не значит, что нет хороших преподавателей, они есть и, конечно, стоит ходить на классы и учиться.
Но есть ведь еще копирование с видео. Очень многие танцоры просто берут элементы с видео Дэниэла и Дезире или Корке и Джудит, не вникая в тонкости… И в итоге мы получаем следующие два пункта.
3. ОПАСНОСТЬ для здоровья. Про «нагибаторов» на танцполе писало уже множество партнеш, не буду повторяться Тем более, что сама я не стесняюсь с ними бороться Неправильная техника (см пункт 2) зачастую приводит к тому, что партнерши уходят домой с болящей шеей или спиной. А отказываться от прогибов – вроде как некрасиво, да и не всегда помогает (см пункт 1). Спросите любую партнершу, потанцевавшую хотя бы 2-3 вечеринки бачату – хоть раз, да попался ей чудесный партнер, ломающий ее напополам.
4. Танец стал выглядеть откровеннее (иногда даже можно сказать, интимнее), но взаимопонимание в паре зачастую отсутствует совсем. И лично меня это расстраивает даже больше, чем третий пункт.
Самые именитые пары, преподающие бачату, типа Атаки и Алеманы или Дэниэла и Дезире, являются влюбленными парами в жизни. И, соответственно, привносят в свой танец некоторую интимность. Но им можно, они вместе живут. Однако люди, ими вдохновляющиеся, зачастую переносят и это в соушел. И делают с незнакомой партнёршей. Недавно смотрела видео, в начале которого Атака ласково гладит Алеману по ягодице. Ну ок. Но это не значит, что теперь можно ласково гладить по ягодице любую незнакомую партнёршу на социальном танцполе =)
В итоге за внешней откровенностью совсем пропал смысл. Зачастую это также происходит из-за неточности ведения (см пункт 2): партнер ведет на что-то отдаленно напоминающее оригинал… и? у дамы появляется два варианта:
– делать то, на что ее действительно ведет партнер и выглядеть при этом странно;
– или же интерпретировать самой его движение и как-нибудь красиво около него «поволноваться».
Большинство партнёрш выбирает второй вариант. А там, где появляется интерпретация пропадает непосредственное ведение.
Ну и плюс, еще же есть фишки, выученные не женском стиле. Их тоже нужно показать!)
Вот и получается, что смотришь на танцпол на бачата-вечеринке и видишь, как красиво извиваются друг рядом с другом люди… А парного танца уже, увы, практически и не видишь. «Глухие телефончики» на танцполе.
Подытоживая все написанные выше многобукоф: я прекрасно понимаю, что невозможно “законсервировать” танец. Как только он перестанет развиваться, он уйдет в прошлое. Да и профессиональным танцорам, преподавателям скучно все время танцевать одно и то же. Поэтому привнесение в танец новых элементов, расширение инструментария танцора и самой базы танца – это положительный процесс, и в бачате сеншуал лично меня смущают не сами вставки других направлений (кизомбы, зука), а КАЧЕСТВО этих заимствований. Ну и неразборчивость танцоров при копировании “звезд”. Отделяйте “зерна от плевел”, друзья. Не все, что позволено Дэниэлу и Дезире в шоу-выступлении, нужно повторять в соушеле)
Конечно, я не говорю, что нет хороших танцоров бачаты. Они есть, и наш Екатеринбург ими совсем не обделен. Я лишь говорю о том, что хотелось бы большего вникания в технику. Особенно в технику движений, пришедший из других стилей. Чтобы партнерше не приходилось интерпретировать движения партнёра и переживать за свое здоровье. И тогда появится то самое единство пары, которое всегда и выделяло для меня бачату среди социальных танцев.
А пока… всегда с большим удовольствием потанцую с вами доминикану =)
Ну и в качестве постскриптума прилагаю мое любимое, баянистое, но очень теплое и ламповое видео с Корке. Еще без Джудит. И даже совсем еще не сеншуал. Но даже столько лет спустя это мой любимый видос. Все максимально просто, все на базовых движениях. И кажется уже немного наивным и несовременным… Но отчего-то чертовски душевно и чувственно