Социальные танцы и финансы

Когда я пришел на танцы, существовал стереотип, что социальные танцы это доступно: как с точки зрения отсутствия необходимости спец. подготовки, отсутствия ограничений по возрасту и финансовая почти «бесплатность» как занятий, так и вечеринок. Вернее, считалось, что вечеринки вообще лучше всего делать бесплатные. Все дело в приставке «социальные», эта приставка несет в себе очень выгодный и удобный для многих контекст, который зачастую равен значению «халява».

Хочу поговорить о 3-х основных моментах:

ЗАНЯТИЯ

Чем дешевле, тем лучше. Для меня спорный момент. Для тех, кто учится, занятия — это фан и развлечение, а для тех, кто преподает — работа/бизнес. Раньше было много фана, и многие преподаватели имели основные работы, а танцевали и преподавали со словами: «Это мое хобби». Сейчас времена другие: для многих это единственная работа. И точно так же, как и любой обучающийся танцам, преподаватели хотят иметь достойный заработок.

Причин для этого несколько: личные (аренда квартир, квартплаты, питание, покупки — в общем все, как у людей) и профессиональные (получение новых знаний, от которых зависит уровень преподавателя). Профессиональные причины касаются непосредственно каждого из вас. Если преподаватель не будет иметь возможности развиваться, не будет иметь возможности посещать фестивали, не будет иметь возможности выезжать или получать дополнительное образование (в моем случае это коучинг и обучение на бизнес-тренера), то уровень преподавания будет невысоким, а ведь почти каждый из нас хочет выбрать для себя «лучшего» тренера. А преподаватель, который большую часть думает о том, как бы свести концы с концами, о развитии подумает вряд ли в первую очередь.

Тут в голову приходит знаменитая «пирамида Маслоу», которая говорит о том, что если у человека не удовлетворены базовые уровни потребностей, то ему не до саморазвития. Я думаю, что можно поставить занятия по 5000 тенге в месяц (1000 рублей) и постараться набрать по 100 учеников в каждую группу, но вы же понимаете, что это будет за хаос на занятии, да и найти зал такой по сути нереально. И речь не о том, что занятия ДОЛЖНЫ стоить дорого.

Я более чем уверен, что стоимость должна быть доступной, и при этом понимаю, что в социальных танцах люди разного достатка и «доступность» у каждого своя. На рынке всегда будут школы разной ценовой политики, но тут надо понимать из чего складывается ценовая политика: профессионализм, опыт, возможные достижения преподавателей, какие цели у школ, насколько построена программа обучения, вас будут развлекать, плюшками кормить или обучать танцам, фан там или обучающий процесс?

Иногда я слышу, что занятия у нас в Be Happy Space дорогие (15 000 тенге/3000 рублей за 12 часов в месяц). Может быть для кого-то это так. Но закладывая цену, я понимаю из чего она состоит: аренда, з\п преподавателей, администратора, дизайнера, технического персонала, коммунальные платежи. А это немало. Плюс, я знаю сколько я потратил на свое обучение и речь не только о танцевальных семинарах, но и тех, которые делают меня более сильным преподавателем: ораторское мастерство, коучинг, бизнес-тренерство, консультации со специалистами на тему улучшения обучения и бизнес-процессов. И это тоже стоит денег. Создание программы обучения, создание структуры Be Happy Space, создание стратегии развития во все это нужно вкладываться и временем, и силами, и капиталом. И я точно знаю откуда складывается цена за наши занятия.

Недавно рассказали забавный случай: один парень в нашем городе «вдруг» начал преподавать, да еще и как?! Он значит сейчас индивидуально преподает то ли сальсу с бачатой, то ли кизомбу, то ли все вместе «для крутиков» и у него индив стоит столько, сколько стоит месяц обучения в Be Happy Space. Я точно знаю, что его знания не стоят столько, но «крутики», которые к нему придут, вряд ли это знают. У многих «крутиков» в приоритете эксклюзивность процесса, я не один раз слышал, что они не хотят топтаться вместе со всеми и им лень искать, кто крут в преподавании. Вот и приходится им платить за таких преподавателей, но тут срабатывает закон: на каждого преподавателя найдется свой ученик.
Выбирайте преподавателей по возможностям, по потребностям, но пожалуйста, не говорите, что социальные танцы должны быть ДЕШЕВЫМИ. Доступными да, но не дешёвыми.

ВЕЧЕРИНКИ

Я никогда не делал бесплатный вход. НИКОГДА. И делать не буду. Как минимум, потому, что я работал 6 лет в ресторанах. Прошел путь от бармена до бар-менеджера крупной ресторанной компании. И я точно знаю, что кто-то должен платить! Платить за свет и воду, платить за работу барменов, официантов, кассиров, менеджеров, а еще ведь ресторан хочет прибыль получить. Плюс расходы на вечеринку: DJ, фотографы и кассиры. Плюс организаторы за свою работу тоже могут получить доход и я считаю, что это нормально.

Опять-таки, любой труд должен оплачиваться. Есть люди, которые считают, что орги ДОЛЖНЫ двигаться за «идею». Сорри, друзья, но никто этого никому не должен. Кто считает, что орги вечеринок должны быть за идею, welcome организовывайте ее самостоятельно. И пожалуйста, не в будний день, когда рестораны сговорчивее, а в пятницу и субботу. А то в будний день найти место не сложно, но часто можно услышать от танцоров: «Блин, неудобно тусить в будний день, мы же с занятий и завтра еще и на работу». Поэтому пятницу и субботу, друзья… Хотя, любой организатор мог бы найти место где-нибудь в «туево-кукуево» и не парится, что далеко, что пахнет кухней, что на полу плитка/кафель, но ведь вы же туда не пойдете. Все хотят тусить в приятном месте, с хорошим полом.

Вы знаете, что одной из причин того, что места вечеринок часто меняются является «неприбыльность» танцоров. Чаще всего о танцорах рестораторы говорят, как о «нищебродах» — мы мало заказываем, а ведь из заказов по бару и кухне складывается основная прибыль ресторанов/баров/кафе. Вот вам примеры:

— Случай в Алма-Ате. Есть у нас ежесредовая вечеринка, которой уже лет 5, если я не ошибаюсь. До сентября 2016 там вход был бесплатный и я вам скажу, что людей там по средам собиралось около 60 человек в среднем и это в будний день, а с недавнего времени сделали вход 500 тг/100 рублей и народу стало меньше в разы. 20−25 человек средняя посещаемость. Около 5 лет был бесплатный вход потому, что управляющий бара сам танцевал и расходы по вечеринке брал на себя бар. Новые собственники к танцам ровно относятся и вход стал 500 тенге и по сути вечеринка на этом закончилась.

— Или вот еще случай. Была вечеринка ежесубботняя Kizombachata Party в ресторане «Ассорти», организатором которой я был (вход был 500 тенге/100 рублей). Там количество народу в последние 6 месяцев ее деятельности не бывало меньше 120 человек, а средняя касса была 40 000−50 000 тенге/8000−10 000 рублей. Поделите эту сумму на количество человек и получите 415 тенге/83 рубля на каждого в среднем. При этом я всегда там оставлял около 4000 тенге минимум на мартини и соках. Тогда получается, что кто-то вообще ни разу ничего не заказывал? Но ведь это невозможно не пить ничего за 4 часа вечеринки скажете вы. А я вам расскажу… Люди бегали в супермаркет по-соседству и покупали там воду на 200 тенге дешевле и стояли пили возле входа в ресторан, а бутылочки оставляли на полу перед дверьми, люди проносили с собой напитки в сумках и втихаря потом распивали «под столом».

— и напоследок, сижу в аэропорту Шереметьево и жду вылет в Киров, а мне пишут с вечеринки JUST KIZZ администратор ресторана: «Макс, тут ахтунг — касса на баре 8000 тенге/1600 рублей, а народу 40 человек». Занавес. 40 человек заказали на такую «громадную» сумму. Занавес…

Друзья, у ресторанов и их руководителей цель одна — заработать деньги. В подавляющем количестве случаев им нет дела до нашего кайфа и до социальности, им нужны деньги. А мы все хотим тусить и тусить в классных местах, но за это кто-то должен платить и рестораны последние, кому это нужно. Вход платный нужен и для того, чтобы организаторы могли часть/всю сумму от входа отдать в кассу ресторана.

ФЕСТИВАЛИ и СЕМИНАРЫ

Популярная фраза: «Почему фулпасс такой дорогой?». Очень хочется задать вопрос: «А сколько должен стоить фулпасс, чтобы вам он не казался дорогим?».

Начну с того, что организаторы фестивалей/семинаров почти всегда несут все расходы по приглашению преподавателей: дорога, проживание, питание, гонорар, виза. И я вам скажу, что это много. Плюс, аренда залов для семинаров или аренда заведения для вечеринок. Смотря на line up крупных фестивалей, и слыша жалобы о фулпассах, я улыбаюсь. Мне жалуются на стоимость Hot Winter in Siberia, жалуются на Киззафро, Нашествие, Московский Сальса и Кизомба фестиваль. При этом все реально хотят учиться у Enah, Albir, Afro-Latin Connection, Terry, Alafia, Super Mario, Jamba, Kwenda Lima…

Большинство из вас не знают сколько стоит час занятий у этих преподавателей. Я могу с вами поделиться старой инфой 2013 года:

Семинары только Альбира с Сарой стоили 2000 евро. Это был мой фестиваль AFRO-LATIN LOVE FEST. Было 4 пары преподавателей (2 по кизомбе и 2 по бачате) и каждая давала по 6 часов. Гонорар у каждой пары был примерно одинаковый. И время перед фестивалем было посвящено тому, что я слушал про дорогой фуллпасс (115 евро)😂

После этого фестиваля был еще один человек, который мне пытался рассказать о том, что я «бабло пачками навариваюсь». Вот смешной, блин: я долги отдавал еще 2 года после этого фестиваля. А ведь тогда из 100 человек на фестивале только 20% были из Алма-Аты, а остальные были приезжие из других городов Казахстана, из Ташкента и России. И такое часто можно встретить на фестивалях — от своих городов поддержки мало, ибо многим танцорам «религия» не позволяет ходить на фестивали/семинары, организованные не их школой. Фу-фу-фу… Но это отдельная тема для отдельного поста.

Интересный момент в том, что для того, чтобы позаниматься у этих преподавателей где-то там, каждому из нас придется заплатить дороже, чем 115 евро, в разы дороже (билеты, проживание, питание, визы и прочие радости). Фулпасс на Хот Винтер стоит 10 000 рублей — норм, ибо посмотрите количество преподавателей, а два года назад и наличие New Swing Sextet. На KizzAfro дорого — и правильно, ведь там все топовые преподаватели и их около 20, а теперь посчитайте расходы. Конечно, мало кто хочет считать чужие расходы, когда свои 115 евро жмут. Но было бы круто, если бы вы хотя бы на минутку представили, какой суммой рискует любой организатор.

Я часто езжу с семинарами и почти всегда задаю вопрос организаторам: «Вы отбились по финансам?». Очень радуюсь, когда слышу облегченное «Вышли в ноль» и счастья нет предела, когда слышу: «Есть небольшой плюс», ибо эти ребята проделывают много работы, чтобы танцорам было хорошо. После своего фестиваля в 2013 году, я сидел и читал отзывы и всем было круто! И мне было круто, ведь я же за идею был развития танцев в нашей стране. Ну, и что, что долг порядка несколько тысяч евро, зато всем классно.

Бред полный! Мне потом один мудрый человек сказал: «Всем вокруг хорошо, а тебе еще долго отдавать долги. Ты не должен платит за то, что всем хорошо». Ни один организатор не должен платить за всеобщий кайф, ибо он организатор, а не меценат. Там где вы тратите 115 евро, любой организатор платит в разы больше в зависимости от масштаба и речь не только о деньгах, но и о нервах, энергии, времени…

Это пост не про то, что вокруг все бедные… И это не призыв тратить деньги налево и направо. Пост про то, что любой труд должен оплачиваться. И если ваш труд имеет право на достойную оплату, которая во многом заключается в том, что вы хотите, чтобы после обязательных выплат (проживание, питание, кредиты, подарки) у вас еще осталось денег на радости жизни, то преподаватели и организаторы хотят того же. И в следующий раз, когда захотите поговорить о дороговизне занятий, вечеринок и фестивалей, подумайте какие суммы стоят за всем этим. Однозначно одним из определяющих цену вопроса факторов является качество. Просто надо понимать, что цена не определяется только лишь приставкой «социальные» к слову танцы.

Социальные танцы — доступные для любого смертного без спец. подготовки, но «социальность» НЕ равно «бесплатно».

Top