Когда переходить на гуагуанко в касино?
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи с одного из любопытных блогов, посвященных сону и касино (ссылка на оригинал). Разумеется, изложенные мысли не декларируются автором как непреложные истины, однако “Сальсе по-русски” импонируют некоторые из них – особенно те, что вещают о близости к румбе. Да и русскоязычных статей на эту тему, увы, пока еще очень мало.
Автор статьи – кубинец Daybert Linares Díaz, кандидат наук в области латиноамериканской литературы, с упором на Карибы. Учился в Университете Колледж Парка, штат Мэрилэнд. Подробнее – его англоязычное био на оф.страничке.
Перевод выполнил Николай Попов, литературная правка и редактура – Капранов Марат.
Введение
Одна из самых ранних статей, которую я написал для этого блога, была посвящена смешению румбы с касино. В ней я утверждал, что такой фьюжн происходит не из-за мимикрии танца на самой Кубе (большая часть кубинского населения, за исключением некоторых областей, не знает, как танцевать румбу), но является результатом маркетинговой стратегии танцевальных инструкторов, в основном в Европе, призванной подпитывать моду на экзотику – на все афро-кубинское.
Если вы любите афро-кубинские танцы или имеете представление о них, то можете не согласиться со мной. Тем не менее, я хочу прояснить, что исхожу не только от исключений, когда говорю о данных вещах. Когда дело доходит до афро-кубинских танцев, мне нравятся светские танцы (религиозные несовместимы с моими атеистическими взглядами). В частности, мне нравится румба, а в ней – guaguancó. Так что я за применение шагов guaguancó в каcино, но не без разбора, что делают многие люди.
Что касается меня (и это не неожиданность для тех, кто следит за моим блогом), я двумя руками за танец guaguancó – или любой другой светский афро-кубинский жанр, но только когда музыка призывает к этому. Вы можете применять все, чтобы танцевать в музыку, приспосабливаясь к изменениям в ней. Если играет сон, то я буду танцевать сон или касино. Но если в соне звучит явная румба, то я использую движения из румбы.
Речь пойдет о том, как совместить касино или сон с румбой guaguancó в пределах одной песни, и не только потому, что это круто и нужно обязательно сделать, или потому, что я это умею, но из-за того, что это уместно в музыкальном плане. Почему гуагуанко? Дело в том, что когда в песне появляется румба, зачастую это именно гуагуанко. Здесь вы не найдете информации об основах гуагуанко – об этом достаточно сведений в сети, в Youtube и т.п. Мы поговорим о том, как определить, что в музыке, под которую вы танцуете касино, появилось гуагуанко, и чтобы вы смогли вставить его в свой танец, даже если танцуете его совсем немного.
Как мы определяем guaguancó в соне?
Ответ прост – я буду стараться объяснять как можно проще – он находится в структуре ритма, исполняемого на конгах.
Guaguancó является перкуссионным музыкальным жанром (т.е. исполняемым на ударных инструментах – прим. СпР). Действительно, единственная мелодия есть только в вокальной партии rumbero во вступлении, в guaguancó эта часть называется diana. Так как ритмы перкуссии сами по себе сложные, то легко выяснить на слух, что фактура сона резко изменилась, и сейчас играет что-то другое. Отличный пример вставки guaguancó слышен в песне Jovenes clásicos “Tambor en el alma” в интервале 2:36 до 3:00. Давайте послушаем:
Во время этого брейка струнные и духовые инструменты замолкают, остаются только ударные. Сравнив с остальной частью песни, отчетливо слышно, что в течение тридцати секунд музыканты играли что-то другое, даже если вы не знаете, что это было guaguancó.
Но иногда это не так четко слышно, и становится немного сложнее распознать румбу, потому что не все инструменты прекращают играть, оставив лишь ударные. Композиция “La cosita” Manolito y su Trabuco – отличный пример такой ситуации. Послушайте эту песню, приблизительно до отметки 1:36:
В этом треке звучала румба вплоть до 0:51, и потом после небольшого припева, с 1:15 до 1:36, но ее звучание было основано не только на ударных инструментах. Там слышно фортепьяно, а также духовые. У этого есть смысл – почему бы не использовать имеющиеся инструменты?
Если вы не смогли определить, что в этой песне был переход от сона к guaguancó в течение первых полутора минут, то вам повезло: этот пост предназначен для того, чтобы научить вас различать такие вещи на слух. Но если вы cмогли самостоятельно определить guaguancó, значит, я не смогу вам сказать больше того, что вы уже знаете. Все же призываю вас продолжать чтение: может быть, найдете для себя что-то новое или полезное.
Прежде чем говорить об основной мысли заметки – о конгах как о способе определения румбы guaguancó – я должен сделать важное замечание:
Некоторые люди могут делать упор на клаве, утверждая, что если мы слышим румбу клаве, то это звучит guaguancó.
Румба клаве
Проблема в том, что любой клаве, который вы слышите, это – румба клаве. В самом деле, то что мы знаем как “сон клаве” является, по сути, клаве yambú, yambú – один из трёх стилей румбы (третий стиль – колумбия). Причина этого в том, что сон – родственник румбы. Сон путешествовал с восточных провинций Кубы до запада и достиг провинции Матансас, родины румбы. Сон впитал румбу клаве и двухтактовую структуру румбы, соединив ее с напористым монтуно и антифонным пением (“вопрос – ответ”). Это произошло в стиле “сон монтуно”, поджанре сона, именно этот жанр – основа “сальсы”, или “тимбы”. (Более подробно об этом и роли Арсенио Родригеса в развитии сона монтуно в моей записи.)
Ну что же, давайте послушаем румбу yambú. В самом начале вы можете заметить, что в ямбу абсолютно такой же клаве, как и в соне; если говорить точнее, то сон основан на клаве ямбу.
Так что когда вы услышите чье-то мнение, что нужно танцевать гуагуанко лишь потому, что звучит румба клаве, что ж, он не очень понимает, о чем говорит.
Любой кубинский сон, который мы слышим, в своей основе имеет румба клаве.
Просто так исторически сложилось, что ритм клаве, с которым тесно связан кубинский сон, происходит от румбы, о которой знают не так уж много народу, и тем более ее танцуют. В самом деле, когда большинство людей говорят “румба клаве”, они имеют в виду “guaguancó клаве”, потому что guaguancó является самым популярным из трех стилей румбы. Но так сложилось, что в румбе это далеко не единственный вариант клаве. Черт, даже в guaguancó может быть клаве ямбу! Послушайте эту песню в стиле румба guaguancó и скажите, какой вариант клаве вы слышите:
Я заостряю внимание на этом моменте потому, что многие люди, кто не очень разбирается в музыкальной составляющей румбы, но которым нравится сама идея румбы, будут танцевать, скажем, под песню «Mi música» Александра Абрэу, а с 3:40 по 3:46, и еще с 4:30 по 4:40, услышат клаве гуагуанко, перестанут танцевать касино и начнут румбить.
В музыкальном отношении это ошибочная интерпретация. Здесь мы имеем дело не с румбой гуагуанко, а, скорее, с заранее спланированной сменой инструментов или рисунка одним или несколькими музыкантами ритм-секции. (Более подробную информацию о изменениях ритма в сальсе можно послушать и посмотреть на английском языке здесь.)
Повторюсь, клаве гуагуанко не всегда автоматически означает, что звучит румба. В самом деле, нужно ли танцевать румбу гуагуанко в следующей песне лишь потому, что там звучит клаве гуагуанко? Да и кто так будет поступать?
Ну что же, теперь вы убедились в том, что аргумент “клаве = румба” противоречивый, этого мало для определения guaguancó внутри кубинского сона.
На помощь приходит паттерн ритма, исполняемого на конгах. (Я прошу прощения за длинный рассказ о клаве, но нужно, что бы эта тема была раскрыта).
Конги – ключ к румбе
Ритм конг в румбе guaguancó довольно легко узнать. Посмотрите это видео, начиная с отметки 3:30, сразу там, где Майкл де Миранда играет шаблон конги (вместо того, чтобы его разжевывать). Вы отчетливо услышите три открытых тона, самых громких в шаблоне – один на “тумбе” и два на конге. Мы постоянно слышим их в румбе гуагуанко, и благодаря им можем быть уверены, что это – румба. (Если вы не знаете, что такое открытый тон, или как этот тон исполнить на конге, не переживайте – посмотрите видео с самого начала, и Майкл подробно все-все расскажет и покажет).
(Вы, возможно, заметили, что на видео идет речь о каком-то “гаванском стиле”. Дело в том, что есть еще один стиль, родом из Матансас, который отличается в исполнении, но очень похож на слух. Все же когда румбу вставляют в сон, чаще всего это именно гаванский стиль).
Теперь, если снова послушать песню Jovenes clásicos и трек Manolito – вооружившись знаниями о том, что играют конги – то в указанных мною временных отметках услышите секцию guaguancó. Ну а если еще раз послушать песню Александра Абрэу там, где явно звучит румба клаве, вы убедитесь, что там конги не играют румбу.
Я могу с уверенностью 99% сказать, что именно изменение ритма на конгах обозначает переход от гуагуанко к сону, и наоборот. Основной шаблон ритма в соне – marcha – кардинально отличается от гуагуанко. Посмотрите, начиная с 0:33, что такое марча:
Вы видите? Очень разные ритмы (у нас этот ритм называют также тумбао на конгах – прим. СпР).
Песня “Medias Negras” Willy Chirino – отличный материал для того, чтобы вы поупражнялись в умении определять секцию румбы. В течение первых 18 секунд на конгах исполняется обычный шаблон кубинского сона, а затем переходят на guaguancó, который можно отчетливо услышать в партии конг (там еще и бас подчеркивает ритм румбы. И да, этот пример особенно хочется посвятить всем линейщикам – прим. СпР). На 0:58 происходит обратное переключение на соновскую марча.
Для того, чтобы проследить, как это выглядит, когда вы танцуете, предлагаю вам собственное видео, как мы говорим на испанском, “predicando con el ejemplo” (практикую то, что я проповедую). Существует и другие вещи которые я делаю на этом видео, а именно despelote, но это тема для отдельного разговора.
Таким образом, пока это все, что вам нужно знать на эту тему. Конги снова помогают разобраться в том, что звучит и что надо танцевать, так, как это уже происходило ранее в посте.
Опять же, я не против афро-кубинских танцев в касино. Кажется, из текста это очевидно. Я выступаю за то, как уже много раз говорил в своем блоге, за танец в музыку.
Итак, мы танцуем касино под песни Charanga Habanera, Adalberto, Maykel Blanco, Los Van Van, и т.д. Если есть вставки guaguancó в музыке, то теперь вы знаете, как их выявить. И когда вы их определите, сможете использовать guaguancó в танце!
Ну или не использовать, если вы не знаете, как танцевать румбу. Кубинцы на видео ниже явно не знают, поэтому продолжают танцевать касино. Если вы перемотаете видео на 1:17, услышите секцию румбы в партии конг. Но при этом никто не танцует guaguancó. Не стоит доверять инструкторам, которые восхваляют кубинцев – многие кубинцы и сами не знают, как танцевать румбу! (обязательно посмотрите это убийственное видео! – прим. СпР).
Практикум
В заключение – несколько треков для тех, кто хочет попрактиковаться в определении секции guaguancó в песнях. Я не буду говорить вам, где находятся эти секции и как долго они длятся, но во всех этих треках точно есть guaguancó.
Прислушивайтесь к тому, что играют конги – это и будет ключом.