Барабанная установка

Начиная с 20‑х годов прошлого столетия, вместе с ранними джаз-бэндами, прочное положение в кубинской популярной музыке завоевывает барабанная установка, соединяясь с соном и другими стилями. В 40‑х и 50‑х годах кубинская музыка переживает взлет благодаря счастливому союзу с джазом.

На протяжение последних десятилетий многие барабанщики экспериментировали с кубинскими ритмами, пытаясь адаптировать их для исполнения на барабанной установке, смешивая их со сложным языком джаза, рока и фанка. Хотя барабанная установка не типична для сальса-оркестровки в США, но очень важный элемент в танцевальной музыке самой Кубы, особенно в таких коллективах, как Irakere, N.G. La Banda и др.
В США же, как и во многих других местах, барабанная установка продолжает ассоциироваться с ансамблями латиноамериканского джаза или фьюжена, особенно в интерпретациях сонго.

4.65 drum key001

Адаптация стандартных ритмов для барабанной установки

Существует много возможностей для адаптации различных инструментов из сон-монтуно, гуарачи, мамбо и ча-ча-ча к барабанной установке. На простой установке (бочка, малый барабан, хэт, навесной и напольный тома, тарелки) барабанщик может исполнять клаве с помощью ударов по ободу малого барабана, а каскара — по закрытому хэту или корпусу напольного тома.

Клаве и каскара, по ободу и хэту

Клаве и каскара, по ободу и хэту

Также распространена практика исполнения каскара двумя палочками по закрытому хэту, акценты каскара при этом играются одной рукой, в то время, как другая рука играет заполнения.
Каскара двумя палочками по закрытому хэту

Каскара двумя палочками по закрытому хэту

Барабанщики добавляют к установке ковбелы и вудблоки, расширяя палитру тембров. С помощью бас-бочки подчеркивают риффы и брейки, поддерживают повторяющиеся ритмические фигуры. На испанском языке слово «bombo» на самом деле имеет отношение к басовому барабану, и в кубинской музыке акцент на «2и» — один из самых важных акцентов бас‑бочки. Он может исполняться в каждом такте клаве и каскара.
Клаве, каскара и бомбо

Клаве, каскара и бомбо

Еще один вариант бомбо — повторяющаяся однотактовая фраза с ударами на 1, 2и, 4 доли.
Бомбо

Бомбо

Приведенный ниже пример содержит элементы мозамбик, в том числе для мозамбик белл, румба клаве и пульсации, в сочетании с паттерном бомбо:
Мозамбик белл, пульсация, румба клаве и бомбо

Мозамбик белл, пульсация, румба клаве и бомбо

Ignacio Berroa, Stanford Jazz Workshop Latin Music Clinic, 1992. © Ребека Маулеон

Ignacio Berroa, Stanford Jazz Workshop Latin Music Clinic, 1992. © Ребека Маулеон

Сонго

Если к главным акцентам бомбо, клаве и пульсации добавить элементы конга хабанера, получится «стандартный» паттерн стиля сонго:

Стандартный рисунок сонго (2-3)

Стандартный рисунок сонго (2−3)

Пульсация может исполняться по ободу малого барабана, закрытому хэту, ковбелу или по райду, а также с помощью педали хэта. Партию малого барабана можно исполнять как по мембране, так и по ободу. Бомбо можно упростить, оставив акценты только на «2и» в каждом такте.

Так как этот стиль продолжает развиваться, можно безбоязненно экспериментировать, создавая различные варианты. Возможно, лучшим способом понять бесчисленное количество подходов в сонго — это изучить несколько фраз, исполняемых барабанщиками, оказавшими большое влияние на развитие стиля. Их перечень приведен в приложении, А «Список для прослушивания».

Бэкбит и тумбао

Некоторые группы не только экспериментировали с электронными барабанами и другими технологическими новинками, но также смешивали афро-кубинские ритмы с роком и фанковым грувом. В приведенном ниже примере используется бэкбит на малом барабане в 3 доли каждого такта, создавая ощущение половинного размера поперек тумбао на конгах и партий всех остальных перкуссионных инструментов. При этом бас-бочка может аккомпанировать, акцентируя бомбо.

Бэкбит и тумбао

Бэкбит и тумбао

Этот паттерн был дополнен элементом, заимствованным из барабанов бата традиции лукуми, «ча-чá олокефун», добавляющий синкопированный акцент на «4и».
Синкопированный бэкбит

Синкопированный бэкбит

Ниже приведены вариации, которые часто исполняются на электронных малых барабанах:

1) Заполнение восьмыми нотами в двух последних долях такта:

ариация бэкбита 1

Вариация бэкбита 1

2) Четверть и две восьмых в двух последних долях такта:
Вариация бэкбита 2

Вариация бэкбита 2

Рекомендованные артисты:

Guillermo Barreto, Enrique Plá (w/ Irakere), José Luis Quintana «Changuito», Ignado Berroa, Walfredo de los Reyes (Sr & Jr.), Tony Sánchez (PR Allstars), José Martínez and Jimmy Rivera (Batacumbele), Alex Acuña, Steve Berrios, Robert Ameen, Oscarito Valdés, Horacio Hernández and Julio César Barreto (w/ Gonzalo Rubalcaba), Giraldo Piloto Barreto, Bobby Sanabria.

Alfredo «Chocolate» Armenteros, Walfredo De Los Reyes, John Santos и Armando Peraza, Сан-Франциско, 1989. © Martin Cohen. Из коллекции Martin Cohen и John Santos.

Alfredo «Chocolate» Armenteros, Walfredo De Los Reyes, John Santos и Armando Peraza, Сан-Франциско, 1989.
© Martin Cohen. Из коллекции Martin Cohen и John Santos.

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".