Начиная с 20‑х годов прошлого столетия, вместе с ранними джаз-бэндами, прочное положение в кубинской популярной музыке завоевывает барабанная установка, соединяясь с соном и другими стилями. В 40‑х и 50‑х годах кубинская музыка переживает взлет благодаря счастливому союзу с джазом.
На протяжение последних десятилетий многие барабанщики экспериментировали с кубинскими ритмами, пытаясь адаптировать их для исполнения на барабанной установке, смешивая их со сложным языком джаза, рока и фанка. Хотя барабанная установка не типична для сальса-оркестровки в США, но очень важный элемент в танцевальной музыке самой Кубы, особенно в таких коллективах, как Irakere, N.G. La Banda и др.
В США же, как и во многих других местах, барабанная установка продолжает ассоциироваться с ансамблями латиноамериканского джаза или фьюжена, особенно в интерпретациях сонго.
Адаптация стандартных ритмов для барабанной установки
Существует много возможностей для адаптации различных инструментов из сон-монтуно, гуарачи, мамбо и ча-ча-ча к барабанной установке. На простой установке (бочка, малый барабан, хэт, навесной и напольный тома, тарелки) барабанщик может исполнять клаве с помощью ударов по ободу малого барабана, а каскара — по закрытому хэту или корпусу напольного тома.
Также распространена практика исполнения каскара двумя палочками по закрытому хэту, акценты каскара при этом играются одной рукой, в то время, как другая рука играет заполнения.
Барабанщики добавляют к установке ковбелы и вудблоки, расширяя палитру тембров. С помощью бас-бочки подчеркивают риффы и брейки, поддерживают повторяющиеся ритмические фигуры. На испанском языке слово «bombo» на самом деле имеет отношение к басовому барабану, и в кубинской музыке акцент на «2и» — один из самых важных акцентов бас‑бочки. Он может исполняться в каждом такте клаве и каскара.
Еще один вариант бомбо — повторяющаяся однотактовая фраза с ударами на 1, 2и, 4 доли.
Приведенный ниже пример содержит элементы мозамбик, в том числе для мозамбик белл, румба клаве и пульсации, в сочетании с паттерном бомбо:
Сонго
Если к главным акцентам бомбо, клаве и пульсации добавить элементы конга хабанера, получится «стандартный» паттерн стиля сонго:
Пульсация может исполняться по ободу малого барабана, закрытому хэту, ковбелу или по райду, а также с помощью педали хэта. Партию малого барабана можно исполнять как по мембране, так и по ободу. Бомбо можно упростить, оставив акценты только на «2и» в каждом такте.
Так как этот стиль продолжает развиваться, можно безбоязненно экспериментировать, создавая различные варианты. Возможно, лучшим способом понять бесчисленное количество подходов в сонго — это изучить несколько фраз, исполняемых барабанщиками, оказавшими большое влияние на развитие стиля. Их перечень приведен в приложении А «Список для прослушивания».
Бэкбит и тумбао
Некоторые группы не только экспериментировали с электронными барабанами и другими технологическими новинками, но также смешивали афро-кубинские ритмы с роком и фанковым грувом. В приведенном ниже примере используется бэкбит на малом барабане в 3 доли каждого такта, создавая ощущение половинного размера поперек тумбао на конгах и партий всех остальных перкуссионных инструментов. При этом бас-бочка может аккомпанировать, акцентируя бомбо.
Этот паттерн был дополнен элементом, заимствованным из барабанов бата традиции лукуми, «ча-чá олокефун», добавляющий синкопированный акцент на «4и».
Ниже приведены вариации, которые часто исполняются на электронных малых барабанах:
1) Заполнение восьмыми нотами в двух последних долях такта:
2) Четверть и две восьмых в двух последних долях такта:
Рекомендованные артисты:
Guillermo Barreto, Enrique Plá (w/ Irakere), José Luis Quintana «Changuito», Ignado Berroa, Walfredo de los Reyes (Sr & Jr.), Tony Sánchez (PR Allstars), José Martínez and Jimmy Rivera (Batacumbele), Alex Acuña, Steve Berrios, Robert Ameen, Oscarito Valdés, Horacio Hernández and Julio César Barreto (w/ Gonzalo Rubalcaba), Giraldo Piloto Barreto, Bobby Sanabria.