Дорогие друзья! Куба хорошо всем известна, как страна зажигательных ритмов и танцев, солнца и любви, а также революции. Именно в этой стране родился талантливый пианист, отмечающий свой 50-летний юбилей 27 мая 2013 года, Gonzalo Rubalcaba.
Гонсало Хулио Гонсалес Фончеза Рубалькаба (Gonzalo Julio Gonzalez Fonseca Rubalcaba) появился на свет в Гаване в 1963 году и с самого раннего детства как воздухом был окружён музыкой, ведь в семье были музыканты. Отец Гонсало – известный пианист Гильермо Рубалькаба (Guillermo Rubalcaba), а дед играл на тромбоне. Неудивительно, что родственники и стали для Гонсало первыми наставниками. Учась играть на фортепиано и ударных с восьми лет, Гонсало вскоре прослыл вундеркиндом.
“Мои родственники знали толк в хорошей музыке. Мой дед, отец, братья, дядья – все были увлечены искусством. И с самого детства я ощущал этот магический дух творчества. Вероятно, именно поэтому я стал музыкантом”, – рассказывал Гонсало в одном из своих интервью.
Гонсало Рубалькаба всегда совершенствовал технику своей игры и вскоре начал выступать в ночных клубах Гаваны. Его кумирами стали Монк, Бад Пауэлл и Оскар Питерсон среди пианистов, а также Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи и Арт Блэйки. В это время он учился в консерватории Амадео Ролдана (Amadeo Roldan Conservatory), а затем в Гаванском институте искусств (Havana’s Institute of Fine Arts), окончив его в 1983 году со степенью в области музыкальной композиции.
Все 1980-е годы музыкант много гастролировал, побывав с концертами в Африке и Франции. Примерно в тот же период он сделал и свои первые записи на гаванской студии “Egrem”. В начале 1986 года Гонсало также сделал записи в немецком Франкфурте – три великолепных альбома со своим кубинским квартетом.
В конце 1980-х Рубалькаба покинул Кубу и прибыл в США – этому в большой мере способствовала его счастливая встреча в 1986 году в Гаване с контрабасистом Чарли Хэйденом. Именно Хэйден порекомендовал талантливого пианиста в компанию “Blue Note Records”, и вскоре итогом этой работы стали 14 дисков.
В 1990 году Рубалькаба выступал вместе с Чарли Хэйденом и легендарным джазменом Полом Мотьяном на джазовом фестивале в Монтре (Швейцария). Эта запись вышла на CD под названием “Discovery”. Плоды этого сотрудничества принесли Гонсало в 2002 году премию “Grammy” в номинации “Лучший Латиноамериканский Джазовый Альбом Года”, а также премию “Грэмми” с группой Charlie Haden.
Вообще, Рубалькаба в разное время поиграл с такими знаменитыми джазменами, как Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Игнасио Берроа (Ignacio Berroa), Чик Кориа (Chick Corea), Эл Ди Меола (Al DiMeola), Хёрби Хэнкок (Herbie Hancock), Ришар Гальяно (Richard Galliano), Тони Мартинес (Tony Martinez), Дэйв Холланд (Dave Holland), Крис Поттер (Chris Potter), Эрик Харланд (Eric Harland), Дэннис Чемберс (Dennis Chambers), Брайан Бромберг (Brian Bromberg), Рон Картер (Ron Carter) и многими другими.
В настоящее время Гонсало продолжает гастролировать по всему миру в качестве сольного пианиста. Он исполняет как джаз, так и классику, а на концертах в клубах ему помогают приглашенные музыканты. Репертуар музыканта невероятно широк: би-боп, афро-кубинский и другие формы джаза и многое другое.
К сегодняшнему дню Рубалькаба 14 раз становился номинантом на премию “Grammy Award”, две из которых ему удалось выиграть. Он много работает, в том числе продюсером в собственной компании “5Passion LLC”, основанной в 2010 году. Рубалькаба выпустил как минимум 25 альбомов в качестве лидера, а также появился во весьма внушительном количестве сайд-проектов.
Среди других премий, Гонсало стал лауреатом “SFJAZZ”. Известно, что у него трое детей и все они граждане США. Музыкант продолжает свои удивительные преобразования афро-кубинских тем и ритмов, служащих ему источником вдохновения, в современный джаз. Он часто гастролирует со своим трио, где Ignacio Berroa играет на барабанах, а на басу – Almando Гола. Частый гость на выступлениях Гонсало Рубалькаба – саксофонист Дэвид Санчес.
Все музыкальные творения Гонсало невероятно мелодичны, ритмичны и одновременно очень конструктивны. С ловкостью художника-мастера каллиграфии, Рубалькаба интригующе тонко трансформирует пульсации современной жизни во что-то неуловимо красивое и загадочное…
Выдержки из интервью с Гонсало
– Цель моего творчества – отыскать формы, гармонии и ритмы, в которых заключены и отчетливо понятны мельчайшие нюансы кубинской культуры. «…»
Мне очень повезло родиться в большой дружной семье, в которой хорошо знали и уважали самые глубинные музыкальные традиции моей родины. То же самое я могу сказать и про мировую музыкальную культуру. Поймите правильно, в нашей семье разбирались не только в этнической кубинской музыке – в этом не было бы ничего удивительного. Мои родственники знали толк в том, что такое хорошая музыка – для нас не имело значения, где и когда её сочинили. Мой дед, отец, братья, дядья – все были увлечены искусством. Так что я с самого детства ощущал этот магический дух творчества. Вероятно, именно поэтому я стал музыкантом. «…»
– В доме моего отца, Гильермо Рубалькабы, частенько гостили известные кубинские музыканты, к примеру Франк Эмилио или Фелипе Дульзаидес. Они были без ума от американского джаза, особенно от того, что творилось в Штатах в 40–60-х годах. У нас не переставая крутились пластинки Птицы, Диззи Гиллеспи, Арта Блэйки. Отец любил часами спорить о современных джазовых традициях: о би-бопе, cool-джазе, и особенно о том, кто самый крутой пианист на Земле – Монк или Пауэлл. Я всегда околачивался неподалеку, ловил каждое слово и мотал на ус. «…»
– В то славное время, когда мне было не больше 10 лет, я очень любил стучать на барабанах. Поначалу, даже поступив в начальную музыкальную школу «Manuel Saumell Conservatory», я учился играть и на пианино и на ударных одновременно. Однако пришло время выбрать, что мне более по душе. Тогда я вспомнил, что значили для меня пластинки Телониуса Монка, Бада Пауэлла и Оскара Питерсона, – и выбрал пианино. «…»
– Я твёрдо уверен, что художник обладает уникальным даром: он может видеть вещи во всех измерениях и при этом понимать их истинную суть. Даже какие-то маленькие, неприметные на первый взгляд детали окружающего мира он умеет преподнести в невиданном свете. И так – день за днём. Он не только видит их, а умеет рассказать об этом окружающим. Знаете, творчество – это способность фантазировать, предавать вещам новую организацию, при этом сохраняя их сущность, гармонию друг с другом. «…»
– Цель моего творчества – отыскать формы, гармонии и ритмы, в которых заключены и отчетливо понятны мельчайшие нюансы кубинской культуры. Я хочу, чтобы слушатель понял, с чего начиналась наша музыка и к чему она пришла. В карибской кухне есть блюдо cocina criolla, куда входит множество ингредиентов, а также самых различных специй – смешивая традиции и современность, играя с жанрами и ритмическими ходами, я делаю примерно то же самое в музыке. Конечно, мне приходится действовать в определённых этнических рамках – но я делаю это так, чтобы цвет кожи, национальная гордость и характер не стали преградой к пониманию музыки. Напротив, уникальные этнические черты позволяют нам лучше понять друг друга. «…»
– Почему людей так увлекает музыка? Ты слушаешь какую-то вещь – и вдруг внутри происходит настоящий взрыв, всё становится с ног на голову, и тебя рвёт на куски. Чудо музыки заключается в том, что это отнюдь не конец, а совсем наоборот – озарение, новое рождение, чудесная жизнь вне пространства и времени. «…»
– Для меня будущее – это то, что я делаю сейчас. Мне кажется, пока во мне остается энергия, неутолимое желание исследовать мир, открывать его скрытые закономерности, – всё будет идти своим чередом. Будущее подхватывает и уносит нас за собой, словно река, – и тут мы вряд ли в силах что-либо изменить. Хотя… Опираясь на собственное представление о вещах, однажды нужно просто выбрать правильную реку. «…»
– Не обращайте внимания на то, что музыканты говорят о себе. Верьте тому, о чём говорит их музыка.
Материал подготовлен благодаря http://inform.kharkov.ua/