Импровизация

Часто на танцполе, когда пара разошлась в соло, у одного из участников происходит явный коллапс — потому как надо импровизировать самому, а это совершенно отдельный навык от ведения/следования, совершенно отдельный мир.

Начну издалека, с аналогов. Достаточно часто я слышу от людей, занимающихся музыкой, что классическое музыкальное образование в нашей стране готовит исполнителей, то есть устроено таким образом, что человек прекрасно умеет играть по нотам, однако далеко не каждый музыкант, прекрасно владеющий инструментом, отменно импровизирует, вызывая удивление немузыкальных друзей.

Аналогично и в танце. Как мне сейчас кажется, происходит это из-за того, что навык импровизировать, то есть творить — это отдельное умение, и другая история.

Итак, раз это навык, значит, его можно развивать.

Давайте подумаем над импровизацией уже применимо к нашему родному, к социальным танцам. Заглянем в словарь: improviso — значит по-латыни «без подготовки». Это то, что создается в процессе исполнения.

Если сформулировать требования к импровизации, к движениям, рождающимся в процессе танца, я бы описала их так:

  • вписываются в ритм;
  • соответствуют стилистике танца (разумеется, границы далеко не узкие, можно разнообразить стилистически танец, но все же);
  • соответствуют музыке, соответствуют фразировке;
  • украшают танец (а не являются гимнастикой);
  • соотносятся с партнером (ой как часто это нарушается! Как часто люди танцуют на стороннего зрителя, или для себя);
  • ложатся на отработанные базовые движения (важный момент).

Что я хочу особенно отметить: развитие импровизации, с одной стороны, идет уже после изучения базы, ритмической подготовленности, умения слушать музыку, понимания структуры музыки, а с другой стороны — развитие импровизации помогает развить все эти вышеперечисленные вещи.

Вот такой вот замкнутый круг «курица-яйца».

Итак:

— Импровизация строится из заранее отработанных элементов/фраз/кусочков.

— Импровизация — это игра, драйв, баловство.

— Импровизация требует энергии и вдохновения, это не шаблонное действие.

— Импровизация убедительна, эффектна и красива, когда музыкальна и подчеркивает музыку.

— Импровизация требует уверенности в себе (а не самоуверенности, разница колоссальная).

— Импровизация индивидуальна.

— Навык импровизации требует развития. Включаем хорошее настроение и драйвовую для нас музыку, верим в себя и пробуем, пробуем, пробуем.

Зачем вообще нужна импровизация, и можно ли обойтись без нее?

Конечно, без нее обойтись можно, большинство новичков как раз-таки и обходятся, но я совершенно уверена, что она нужна, и попробую объяснить свою точку зрения.

Танец — это наш способ эмоционально переживать музыку, выразить эмоции, причем парный танец прекрасен тем, что в этом выражении мы не одни. Мы создаем танец здесь, сейчас и вдвоем. Один инструмент (партнер) задает мотив, второй (партнерша) его дополняет и наполняет.

Сначала об общем

Основной смысл импровизации дошел до меня совсем недавно, когда я попробовала танцевать фольклор. Изумительный опыт. В основе там нет сложных движений. Там есть общая схема и ритм. И есть второй человек, который находится напротив тебя. Ничем не прикрыто — никакой техникой. Ты и он, глаза в глаза. Потрясающее ощущение.

Знаете, как сложно танцевать для одного человека? Нереально. Но если контакт сложился, к человеку не надо ни подходить, ни прижиматься. Электричество может зашкаливать даже на расстоянии в метры.

Основный смысл — взаимодействие двоих, не касаясь друг друга и наслаждаясь пониманием. Когда создание «музыки» вдвоем возможно на расстоянии. Когда вам есть, что сказать своему партнеру в этом танце. Поэтому вопрос «надо или не надо?» вообще не стоит. Вы друг друга понимаете. Вы творите вместе, вы взаимодействуете, плотно обнявшись или разойдясь — это дело тридцать пятое.

Играйте со своим партнером. Какая у вас игра — дело личное и тонкое. Соревнование это, синхронизация динамики, демонстрация или приглашение… ваше дело. Важно только то, что это про взаимодействие.

Поэтому «умею или не умею что-то делать» — дело десятое. Вы можете основной шаг танцевать и при этом взаимодействовать с партнером, и это будет прекрасно.

Теперь о раздельной суставной гимнастике: разошлись и месим что-то ногами без взаимодействия с партнером. Ценность сего упражнения, даже если оно музыкально, сомнительна с точки зрения парного танца. Но если вы с партнером так соревнуетесь «кто круче обыграет», и обоим в паре при этом комфортно — почему бы и нет? Просто это должно быть двусторонним обменом.

Конечно, бывают ситуации, когда музыка — «бомба», наружу рвется, а с партнером по разным причинам «не срослось», тогда желание хотя бы таким образом пережить музыку мне понятно. Бывает, что уж)

Что же я имела ввиду под отработанными кусочками? Речь идет о том, что импровизация не может родится ниоткуда. Если из вас рвется драйв, он должен принять какую-то форму, чтобы это было эстетично и танцевально. Поэтому мы занимаемся телом, техникой — чтобы, когда «оно вырвалось», оно могло принять какую-то известную вашему телу форму и не произвести впечатление ударенной током медузы.

Как развивать эти формы?

Танцевать регулярно сольные кусочки/элементы/связки, из них потом в произвольном порядке сложится то, что вырвется из вас.

Дальше, чтобы это сложилось музыкально — нужно, во первых, посвятить время изучению музыки. Импровизировать под знакомую музыку куда проще! А под незнакомую тоже можно — когда уже чувствуешь закономерности в музыке, что невозможно без серьезного изучения. Чем лучше мы знаем музыку, тем больше драйва — это факт.

Во-вторых — нужно разрешить своему телу это — остаемся одни, выключаем свет, включаем музыку (любую!) и пытаемся обыграть ритм, акценты, мелодию. Едем в машине — слушаем музыку, пытаемся подергиваться, обозначая ритм, или петь, или что-то добавлять. Стоим на вечеринке — двигаемся под музыку, обыгрывая акценты. Приучаем свое тело реагировать на музыку. Не надо ждать, что сразу из вас вырвется Майкл Джексон, но потихоньку, за насколько лет это все развивается с нуля гарантировано.

Ну и работаем с зеркалом. Чтобы уверенно что-то сделать (не всем, кстати, но по-хорошему) — надо это сделать самому перед зеркалом и убедится, что выглядит это красиво.

Именно про такую подготовленность я и говорила.

Что же до уровня энергии, то его должно быть столько, чтобы и на контакт хватило, в первую очередь, и еще осталось на украшения. Если вы новичок, и не чувствуете в себе столько — направляйте все, что есть, на контакт, это куда важнее.

Если же вдохновения нет, музыка не прет, контакта нет, а импровизировать приходится — всегда есть пара самых простых вариантов, базовых движений, которые, как минимум, ритмичны. Главное — продолжайте искать контакт с партнером, потому как в паре важны оба участника — а там, глядишь, и попрёт.

Об авторе - Валерия Чернышова

Сальсера, тангера, автор записок о сальсе, за последний год приобретших популярность в сальса-сообществе. Член жюри Открытого Московского Кубка по сальсе. О себе: «Я - не преподающего типа, а обучающегося. Постоянно». https://vk.com/id3568590