Селесте – Pasión de Rumbero

Селесте, девушка с озорными глазами, в которых отражается безмятежная гладь бухты Сантьяго. Селесте, чьи волнующие изгибы тела в золотом свете разбужены звуками уличной конги. Красавица, плетущая полотно румбы без конца и края. Ты…

Жизнь

Сантьяго-де-Куба был её колыбелью. Юная Селесте росла под аккомпанемент изысканного гуагуанко, звучащего на каждом углу. Она бегала, пританцовывая, за компарсами из баррио Лос Ойос, подальше от сурового взгляда матери. Весь этот мир карнавалов, ритуальных церемоний во славу африканских богов, грохот барабанов, тревожащий тишину в округе, стал частью её души, расцветающей в музыке. Мулатка-худышка, стройная, как тростинка, Селесте приехала в Гавану, озаряя всё вокруг лучезарной улыбкой.

Первым делом нужно было заявить о себе на любительском конкурсе. Она спела «El Marañón». И хотя зрители встретили ее выступление овациями, во время финального тура Селесте разнервничалась. Ведущий шоу, Герман Пинельи, спросил, какую песню она будет исполнять. Селесте растерялась и сказала: «Pónme la mano aquí…» («Положи мне руку сюда…») Наступила гробовая тишина. И молодая певица поняла, что на этот раз для неё всё уже было потеряно.

Со своим кузеном Хорхе Бельтраном Селесте создала танцевальный дуэт. Вместе они выступали в кабаре на пляже Марианао. Этот опыт сыграл важную роль в дальнейшем – при поступлении в труппу театра Марти.

Приходит успех

И вот она уже в «Тропикане». Простая девушка из Сантьяго, Селесте Мендоса, рождённая под знаком овна, 6 апреля 1930 г. Невероятное стремление к успеху и 48 кг[mfn]105 lb = 47,6272 кг – примеч. пер.[/mfn] веса.

В знаменитом кабаре, благодаря хореографу Родни (Родерико Нейра[mfn]Roderico Neyra (Rodney) – кубинский хореограф, работавший в кабаре «Тропикана»; создатель музыкально-танцевального коллектива «Las Mulatas de Fuego» – http://cubamuseo.net/inferior-collection/420[/mfn] – примеч. пер.), она выходила на сцену в огромных тюрбанах в образе Кармен Миранды.[mfn]Carmen Miranda (более известная как María do Carmo Miranda da Cunha) – португало-бразильская актриса и вокалистка, исполнительница самбы (1909–1955)  примеч. пер.[/mfn] Перевоплощалась в Жозефину Бейкер,[mfn]Josephine Baker (настоящее имя Freda Josephine Carson McDonald) – известная американская танцовщица, певица, модель и киноактриса (1906–1975) – примеч. пер.[/mfn] североамериканскую старлетку, сводившую с ума Париж своим танцем с украшениями в виде маленьких бананов на бедрах.

Жозефина с бананчиками

Кроме того, Селесте вошла в состав женского вокального квартета, участницами которого, помимо неё самой, были Исаура Мендоса (сестра), Омара Портуондо и Гладис Леон. Руководил коллективом Факундо Ривера. В качестве солистки Селесте появилась в эфире радиостанции «Progreso», в программе «Alegrías de Hatuey». Ей аккомпанировал оркестр Эрнесто Дуартэ.[mfn]Ernesto Duarte (Ernesto Duarte Brito) – кубинский композитор и музыкант, автор болеро “Cómo fue”, продюсер, директор оркестра (1922–1988) – прим.пер.[/mfn]

В 1953 году певица дебютировала в телевизионной программе Хоакина М. Кондала «Esta noche en CMQ» («Этой ночью на CMQ»). Селесте исполнила в стиле гуагуанко ранчеру «Que me castigue Dios», за авторством Хосе Альфредо Хименеса, и своим пением привела слушателей в восторг. На следующее утро телефон на студии разрывался от звонков: публика хотела знать, что за девушка так потрясающе пела? С того самого дня и началась звёздная карьера Селесте.

Селесте на ТВ-шоу CMQ

Передача на CMQ, 1960-е годы

Рита Монтанер, столь взыскательная в своих суждениях, узнав о новой певице, сказала: «Наконец-то я вижу перед собой настоящую кубинскую артистку, которая своим голосом и пластикой искренне, без наигранного притворства, передаёт кубинскую популярную народную музыку. Это – Королева Гуагуанко!» С этим точным титулом Селесте продолжила сиять на музыкальном небосводе.

Селесте в спектакле с Роландо

Бенни Морэ

Её жизнь была тесно связана с именем Бенни Морэ. Селесте считала его своим братом. Вместе они выступали в ярких незабываемых представлениях в кабаре «Сьерра» в качестве приглашённых артистов, давали концерты в «Али Бар».

Али бар, где давала концерты Селесте

Бенни Морэ и Селесте танцуют вместе

Бенни и Селесте на одной сцене

То были ночи бесконечной богемы, трогающие сердца влюблённых за живое волшебной мелодией голоса:

«Прости, прости, любовь святая,
За то, что я ушёл, прости…»

Глаза Селесте всегда сияли, когда говорила о «Барбаро дель ритмо», о Бенни. Она помнила его разным.

Вот, он только-только приехал покорять столицу: источающий фруктовый аромат, с широко раскрытыми от удивления глазами. Из родной деревушки Санта Исабель де лас Лахас его домчал в Гавану грузовик, в котором певец проехался «зайцем».

Но посмотрите – совсем другой Бенни: широкая улыбка, восторженный голос, брюки на подтяжках, шляпа и неизменная тросточка, покачивающая в воздухе на манер дирижёрской палочки.

Бенни Морэ

А вот ещё: Бенни, отпускающий шуточки налево и направо. Селесте не уставала смеяться, пересказывая их. Например, животных на своей ферме он называл именами самых близких друзей, и одной из свинок дал имя Селесте.

Селесте вспоминала, как некоторое время назад её собачку по кличке Бенни сбила машина. Животное погибло в тот же день, что и певец.

Слева направо: Селесте, Бенни и Ольга Наварро

Слева направо: Селесте, Бенни и Ольга Наварро

Непревзойдённый интерпретатор национальной музыки, Селесте исполнила в стиле гуагуанко произведения во множестве кубинских и латиноамериканских жанров. Она объездила с концертами Панаму, Венесуэлу, США, Мексику, Испанию и Пуэрто-Рико. Невероятным успехом обернулась совместная гастрольная поездка с мюзик-холлом в Европу в 1965 году. В Париже она выступила на сцене местной «Олимпии». Это был настоящий триумф. Зрители овациями несколько раз доводили её буквально до слёз. Певец Ролан Гербо, обожаемый на Кубе, после концерта заглянул в гримёрку Селесте и эмоционально воскликнул: «Вы – хозяйка Парижа!»

25 просмотров

В память о тех гастролях Селесте хранила фотографии, афиши с её улыбкой на портрете и воспоминания, которые сердце не хотело отпускать, потому что «всё было действительно как в сказке».

Гастроли в Японии со спектаклем «Тропическая ночь» были столь же успешны. На одной сцене с Селесте, среди прочих музыкантов, были Карлос Эмбале и Тата Гуинес.

Кстати, в 1965 году Селесте посетила СССР. Вот фото, свидетельствующие о тех гастролях.

 

Селесте на трапе Аэрофлота

Ознакомительный буклет с выступления труппы можно скачать по этой ссылке.

Знаменитая певица снялась в ряде документальных фильмов ICAIC (Кубинского института кинематографического искусства), а также в художественных лентах «Tin Tan en La Habana» («Тин Тан в Гаване») и «Nosotros la música» («Мы – музыка») по сценарию Рохелио Париса.

16 просмотров

Селесте записала множество пластинок с классическими композициями своего репертуара. Среди них были и знаменитые ранчеры, перепетые в жанре гуагуанко, в стиле «Qué me castigue Dios» («Пусть Бог накажет меня»). Также певица увековечила произведения «Besos Brujos» («Ведьмины поцелуи»), «Suavecito», «Sobre una tumba una rumba», «Quiero hablar contigo» («Хочу поговорить с тобой»), «A ti na má», «Ponme la mano» («Дай мне руку»), «Soy tan feliz» («Я так счастлива»), «Muere la Luz» («Замирает свет»).

14 просмотров

Дискография певицы довольно обширна: «Sabor» («Вкус»), «Rumba de Cuba» («Румба с Кубы»), «La Guapachosa», «La Reina del Guaguancó» («Королева гуагуанко»), «La Soberana» («Властительница»), «Ce­leste Mendoza». Одну из последних пластинок Королева гуагуанко записала совместно с группой «Sierra Maestra». Диск вызвал настоящий ажиотаж в Японии. На международной ярмарке «Кубадиско» в 1998 году альбом «El reino de la rumba» («Царство румбы»), записанный Селесте Мендоса с группой «Los Papines», был удостоен награды.

Смерть застала Селесте внезапно, на новом витке её блестящей карьеры. Певицы не стало 21 ноября 1998 года.

Селесте была настоящим воплощением всего, что связано с Кубой: звонкий голос, развевающееся платье-бата,[mfn]Bata cubana – национальное кубинское платье, см. https://www.todocuba.org/recordando-la-tradicional-bata-cubana-la-prenda-de-vestir-clasica-de-artistas-como-rosita-fornes-celia-cruz-y-rita-montaner – примеч. пер.[/mfn] туфли на высоком каблуке и знаменитый голубой тюрбан, сливающийся с бескрайней синевой кубинского неба.

В 1968 году вышел документальный фильм режиссёра Хосе Лимера «Селесте Мендоса», посвящённый известной румбере. В 1998 году, незадолго до своей кончины, артистка принимала участие в записи диска «Clave y Guaguancó con Celeste Mendoza y Changuito. Noche de la rumba».