Мы считаем необходимым перевести на русский язык для широкого круга читателей главу 8 (стр. 38), ведь именно в ней Майкл пытается объяснить секрет «кривых» афро-кубинских ритмов.
Я называю это усреднением ритма между ощущениями деления на четыре и на шесть,1В англоязычном оригинале автор пишет fourth и six, комбинируя эти слова вместе, вводит новый термин fix, которое мы переводим как «исправление» — примеч. пер.и это важнейшая составляющая в обучении свингу2Здесь и далее термин свинг используется не в строгом классическом ключе, а в более широком, как некое легкое отклонение от буквальной нотной записи ритма. Таким образом становится возможным обсуждать свинг в бразильском и афро-кубинском фольклоре. Использование термина — устоявшаяся практика за рубежом. — примеч. пер.в этих стилях. Это «исправление» ритма — концепция, которую мы должны усвоить, научиться управлять им и, наконец, сделать частью собственного восприятия.
Как же этому научиться?
Очевидно, если вы посетите какую-нибудь африканскую диаспору, то сможете воочию наблюдать, как работает «исправление» в оригинальном культурном пространстве. Или можно много слушать записей афро-кубинской, бразильской, гаитянской музыки и пытаться играть вместе с ними. Эти особенные ритмы впитываются с рождения, а не изучается по записям, но для тех из нас, кто вырос в другой музыкальной традиции, требуются визуальные и аудио представления «исправления» ритма. (Примечание: все ритмы в этой книге нужно играть с «исправлением»! После того, как разберетесь, что это такое.)
Итак, давайте начнем стирать границы между «четверками» и «шестерками» и намеренно создавать двусмысленность в рамках «исправления». Помните, что мы с вами находимся в Спирологии,3Выдуманное автором слово (образованное от его собственной фамилии Spiro) для обозначения особой «вселенной», в контексте которой он преподносит материал книги — примеч. пер.а здесь царит хорошее настроение!
Посмотрите на сравнение:
Обычно мы говорим, что пример 1 звучит по длительности чуть меньше, чем пример 2. В частности, вторая нота триоли исполняется прямо перед «и», то есть чуть раньше третьей шестнадцатой в примере 2. Но в концепции «исправления» оба примера занимают одинаковое время. Нота, которую я пометил буквой А, появляется ровно в тот же момент, что и нота с пометкой B. Значит, до момента «встречи» этих нот есть какая-то разница между делениями на мелкие длительности в приведенных примерах.
Посмотрим на примеры 3 и 4.
Таким образом, нота-предвосхищение по расположению ближе к первой ноте группы триолей в контексте Спирологии. Так что когда вы играете «исправление», нота-предвосхищение и сильная доля совпадают, как в двухдольном, так и в триольном вариантах. Во многом это и порождает двусмысленность в такой музыке, поскольку ощущение может поменяться практически мгновенно, а не от такта к такту или даже от доли к доле.
Посмотрите на пример 5. При игре «исправления» ноты, помеченные буквами Е и F совпадают по ритму с нотами G и H:
Вспомните, как играет паттерн Арт Блэйки на райде4Большая тарелка, часть барабанной установки, обычно располагается справа (если барабанщик правша) — примеч. пер.- это очень похоже на «исправление». Это именно чувство, а не интеллектуальное упражнение. Тем не менее, для наглядности я приведу транскрипции реальных музыкальных партий так, как они будут выглядеть в концепции «исправления». После того, как вы их освоите, включите какой-нибудь альбом Los Muñequitos de Matanzas или диск Escola de Samba и посмотрите, сможете ли повторить их feel.Давайте начнем с паттерна гуа-гуа (обратите внимание, что в нашем случае двойки записаны восьмыми нотами, а не шестнадцатыми):
Засечки под нотами выделяют те из них, которые оказались «свдинуты» по времени относительно буквальной нотной записи на верхнем нотоносце.Пример 9
Перевод: Капранов Марат, ноябрь 2021.
Оригинальные страницы из учебника на английском языке (pdf): здесь
- 1В англоязычном оригинале автор пишет fourth и six, комбинируя эти слова вместе, вводит новый термин fix, которое мы переводим как «исправление» — примеч. пер.
- 2Здесь и далее термин свинг используется не в строгом классическом ключе, а в более широком, как некое легкое отклонение от буквальной нотной записи ритма. Таким образом становится возможным обсуждать свинг в бразильском и афро-кубинском фольклоре. Использование термина — устоявшаяся практика за рубежом. — примеч. пер.
- 3Выдуманное автором слово (образованное от его собственной фамилии Spiro) для обозначения особой «вселенной», в контексте которой он преподносит материал книги — примеч. пер.
- 4Большая тарелка, часть барабанной установки, обычно располагается справа (если барабанщик правша) — примеч. пер.
- 5Название барабана в ансамбле барабанов кубинской румбы — примеч. пер.