Цитируемая глава – из учебника известного перкуссиониста Майкла Спиро “Руководство по игре на конге” – “Conga drumming guidebook”. Оригинал учебника был когда-то доступен для приобретения как в электронном виде, так и в бумажном, на сайте Майкла https://www.mikespiro.com/books, ныне домен ведет неизвестно куда. Поэтому мы выкладываем приобретенный нами учебник целиком здесь и аудиоприложение к нему.
Мы считаем необходимым перевести на русский язык для широкого круга читателей главу 8 (стр. 38), ведь именно в ней Майкл пытается объяснить секрет “кривых” афро-кубинских ритмов.
В западной музыке принято четко различать разные типы деления долей на более мелкие длительности (subdivison). В частности, деление доли на два, три или четыре (восьмые, триоли и шестнадцатые длительности соответственно) обозначаются как отдельные типы ритмов. Но главная трудность для нас, родившихся и выросших в западной культуре, заключается в том, что в афро-ориентированной музыке различие между делением доли на три (триоли) и на четыре (шестнадцатые) размыто. Иной раз этого различия вообще нет, и таким образом появляется совершенно “новый” вид деления. Именно в этом секрет своеобразного ритма кубинской румбы, бразильской самбы и даже некоторых разновидностей би-бопа. Мой товарищ Дэйв Гарибальди называл это “тонкой тканью”. В качестве примера можно послушать какого-нибудь исполнителя самбы из Рио-де-Жанейро, как он играет шестнадцатые на барабане. Попробуйте, сможете ли вы сыграть точно так же и с тем же грувом. Держу пари, вы сломаете мозг. Вместо привычной ровной сетки некоторые удары сдвинуты ближе друг к другу, создавая ощущение размытого времени. Скорее всего, вы не сможете определить, двухдольное это деление или трехдольное, мы попросту не привыкли к такой неопределенности. Иногда это даже нас расстраивает!
Я называю это усреднением ритма между ощущениями деления на четыре и на шесть,[mfn]В англоязычном оригинале автор пишет fourth и six, комбинируя эти слова вместе, вводит новый термин fix, которое мы переводим как “исправление” – примеч. пер.[/mfn] и это важнейшая составляющая в обучении свингу[mfn]Здесь и далее термин свинг используется не в строгом классическом ключе, а в более широком, как некое легкое отклонение от буквальной нотной записи ритма. Таким образом становится возможным обсуждать свинг в бразильском и афро-кубинском фольклоре. Использование термина – устоявшаяся практика за рубежом. – примеч. пер.[/mfn] в этих стилях. Это “исправление” ритма – концепция, которую мы должны усвоить, научиться управлять им и, наконец, сделать частью собственного восприятия.
Как же этому научиться?
Очевидно, если вы посетите какую-нибудь африканскую диаспору, то сможете воочию наблюдать, как работает “исправление” в оригинальном культурном пространстве. Или можно много слушать записей афро-кубинской, бразильской, гаитянской музыки и пытаться играть вместе с ними. Эти особенные ритмы впитываются с рождения, а не изучается по записям, но для тех из нас, кто вырос в другой музыкальной традиции, требуются визуальные и аудио представления “исправления” ритма. (Примечание: все ритмы в этой книге нужно играть с “исправлением”! После того, как разберетесь, что это такое.)
Итак, давайте начнем стирать границы между “четверками” и “шестерками” и намеренно создавать двусмысленность в рамках “исправления”. Помните, что мы с вами находимся в Спирологии,[mfn]Выдуманное автором слово (образованное от его собственной фамилии Spiro) для обозначения особой “вселенной”, в контексте которой он преподносит материал книги – примеч. пер.[/mfn] а здесь царит хорошее настроение!
Посмотрите на сравнение:
Обычно мы говорим, что пример 1 звучит по длительности чуть меньше, чем пример 2. В частности, вторая нота триоли исполняется прямо перед “и”, то есть чуть раньше третьей шестнадцатой в примере 2. Но в концепции “исправления” оба примера занимают одинаковое время. Нота, которую я пометил буквой А, появляется ровно в тот же момент, что и нота с пометкой B. Значит, до момента “встречи” этих нот есть какая-то разница между делениями на мелкие длительности в приведенных примерах.
Посмотрим на примеры 3 и 4.
В “исправленном” варианте каждая вторая и третья шестнадцатая (с пометками C и D) играются слегка ближе друг к другу, тогда как в примере 3 все ноты исполняются ровно. Но помните, что мы с вами находимся в Спирологии, так что первая из группы четырех шестнадцатых – это предвосхищение. В примере 4 (“исправлении”) все те же четыре ноты, но последние (C и D) чуть ближе друг к другу. Фактически, расстояние между ними такое же, как если бы они были частью секстоли. Первая 16-я нота (предвосхищение) тоже отличается – она играется слегка раньше, чем в обычной нотации. При этом пульсация точно такая же, что и обычно, лишь сами ноты сдвинуты вперед относительно метра, что и создает в этом стиле игры особую интонацию.
Таким образом, нота-предвосхищение по расположению ближе к первой ноте группы триолей в контексте Спирологии. Так что когда вы играете “исправление”, нота-предвосхищение и сильная доля совпадают, как в двухдольном, так и в триольном вариантах. Во многом это и порождает двусмысленность в такой музыке, поскольку ощущение может поменяться практически мгновенно, а не от такта к такту или даже от доли к доле.
Посмотрите на пример 5. При игре “исправления” ноты, помеченные буквами Е и F совпадают по ритму с нотами G и H:
Вспомните, как играет паттерн Арт Блэйки на райде[mfn]Большая тарелка, часть барабанной установки, обычно располагается справа (если барабанщик правша) – примеч. пер.[/mfn] – это очень похоже на “исправление”. Это именно чувство, а не интеллектуальное упражнение. Тем не менее, для наглядности я приведу транскрипции реальных музыкальных партий так, как они будут выглядеть в концепции “исправления”. После того, как вы их освоите, включите какой-нибудь альбом Los Muñequitos de Matanzas или диск Escola de Samba и посмотрите, сможете ли повторить их feel.
Давайте начнем с паттерна гуа-гуа (обратите внимание, что в нашем случае двойки записаны восьмыми нотами, а не шестнадцатыми):
Засечки под нотами выделяют те из них, которые оказались “свдинуты” по времени относительно буквальной нотной записи на верхнем нотоносце.
Следующий пример 7а и 7б – партия сегундо[mfn]Название барабана в ансамбле барабанов кубинской румбы – примеч. пер.[/mfn] из румбы гуагуанко, стиль Матансас.
Наконец, давайте посмотрим на паттерн рабочего барабана из Рио-де-Жанейро. Пример 8а, 8б:
Теперь я должен рассказать о другом ценном и достойном рассмотрения варианте концептуализации “исправления” от моего брата Марка Лэмсона. Не меняя фразировку в слабых долях, он предлагает трактовать “исправление” как вторую ноту триоли, которая ничто иное как широкий флэм, или форшлаг (см. пример 9). (Хотя его собственное описание внутренних нот может отличаться, но будьте уверены, что расположение ноты в затакте и сильная доля остаются точно такими же, как и в примере 5, и у меня в голове, и у него).
Пример 9
Мне кажется, это очень наглядный способ объяснить концепцию “исправления”, хотя и сложный в исполнении, особенно в быстрых темпах. Из-за внутренних форшлагов требуется высокий уровень владения палочками, но все же это отличный вариант. Как бы вы не размышляли об идее “исправления”, не пытались описать и осмыслить, цель все та же – научиться играть музыку с правильным грувом.
Перевод: Капранов Марат, ноябрь 2021.
Оригинальные страницы из учебника на английском языке (pdf): здесь