Calabar Mgbè №4
“Начало фестиваля семьи Насако (или БоНасако) в Камеруне, как ответ на то, что в кубинском Абакуа присутствует название Насако”, журнал от 30 мая 2011 года.
Кубинские Абакуа говорят:
Nasako Manyóngo Umpábio
Nasako Umpabio означает “звучание Голоса мистического леопарда”. Насако считается основателем института Абакуа в Африке, благодаря его способностям к предсказанию. В юго-западном Камеруне слово “ньонго” переводится как “лекарство”, “заклинание”.
В сентябре 2009 года посланник Экпе д-р Айвор Миллер (Isun-Mbàkàrà в Èfé Ékpè Éyò Émà (Ékórétònkó)) узнал о семье Насако в Камеруне и немедленно написал письмо их представителю, г-ну Насако Бесинги (Nasakó Besingi). В июне 2010 года Насако Бесинги, находясь в г. Мундемба (округ Ндиан, Камерун), ответил на это послание. Надо отметить, что река Ндиан протекает через земли Усагере, в полном соответствии с существующим на Кубе мифом о месте, где родилось Экпе (или, иначе говоря, Абакуа) – пред-колониальное государственное устройство региона Кросс-Ривер, в настоящие дни в Нигерии и Камеруне.
Вот что написал г-н Насако:
Имя “Насако” означает благословенную богом большую семью народа Нголо, живущую в округе Ндиан на юго-западе Камеруна, расширенную Bàlóndós (в Калабаре известны как Эфут, или Эфо в кубинском Абакуа). Члены этой семьи Нголос (или, точнее, клана) призывают дух пророка Насако, когда на земле Нголо происходят серьезные проблемы, чтобы попросить о воцарении мира. Это наследники предков “БоНасако”, что буквально означает “семья Насако”. Предлагаю д-ру Айвору Миллеру приехать к нам, чтобы пообщаться с членами клана Нголо и племени Балондо и исследовать правдивость и историю происхождения имени Насако. Вы можете рассчитывать на мою всестороннюю помощь.
Кроме этого, д-р Айвор Миллер связался с г-ном Фитцжеральдо Насако, членом правительства Камеруна, и тот написал о семье Насако следующее:
Легенда Насако хорошо известна повсеместно, где живут Балондос. Ее влияние огромно у всех Балондос, состоящих из десяти кланов. Их названия: Bàlóndó ba nanga, Bàlóndó ba diko, Balue, Ngolo, Bakundu, Mbonge, Bima, Batanga, Ekombe и Bakoko. В каждом из этих кланов почитают наследие этого мифа. Кроме того, миф почитают, кроме Балондо, некоторые другие племена. Однако услышать легенду можно только в рассказах, так как до сих пор она не была записана”.
Г-н Насако Бесинги связался с членами семьи и помог организовать фестиваль на земле предков Экама, хранителей общества Экпе. В Экама сообщество Экпе называется “Ботамо”, оно ведет свою историю из Бутаме, места, откуда произошел Голос мистического леопарда. Г-н Насако по этому поводу писал:
Только в Экама можно увидеть и услышать подлинное Экпе. БоНосако жили в Усагере столетия назад, прежде чем они мигрировали в современные земли – в горы Румпи.
Текст и фотографии: д-р Айвор Миллер (имя в Èfé Ékpè Éyò Émà – Ékórétònkó: Isun-Mbàkàrà), антрополог Университета Калабара, штат Кросс-Ривер, Нигерия.
Источник: http://www.crossriverheritageafricandiaspora.com/p/calabar-mgbe-es-una-assemblea-de-grupos.html
Перевод: Капранов Марат, специально для сайта «Сальса по-русски», 17.07.2017, Санкт-Петербург, Россия
Публикуется с любезного разрешения автора - д-ра Айвора Миллера