Абакуа. Загадочное наследие Африки

Однажды, одним поздним летним вечером, мне на почту пришло письмо. Айвор Миллер, известный специалист по Абакуа, наконец, ответил на мой смиренный запрос – я просил его прислать потерянные фотографии, чтобы проиллюстрировать ими статью в моем переводе на русский язык. Но Айвор прислал не фотографии. Он прислал скан щедро иллюстрированного журнала “Куба”, датированного октябрем 1966 года, где на чистейшем русском языке можно почитать про Абакуа.

И я немедленно делюсь с русскоговорящими сальсерос этой неожиданной находкой. Оригинальный PDF вы можете скачать по этой ссылке и оценить дизайнерский талант художников, трудившихся над статьей в журнале “Куба”. Ниже представлен точно тот же текст, с теми же иллюстрациями, для удобства чтения с экранов и экранчиков.

 

Капранов Марат,
главный редактор “Сальсы по-русски”

Рохелио Мартинес Фуре, журнал “Куба”, октябрь 1966 г.

АБАКУА – Тайное общество только для мужчин, основанное 129 лет назад на Кубе рабами-карабали Аппапа Эфи для защиты от испанского гнета. (Примечание СпР: 129 лет назад с 1966 года).

Чтобы быть мужчиной, не надо быть абакуа, но чтобы быть абакуа, надо быть мужчиной.

поговорка абакуа

печать державы, колониальная эпоха

печать державы, колониальная эпоха

еще одна печать той же эпохи

еще одна печать той же эпохи

печать для похоронных церемоний

печать для похоронных церемоний

печать амиабон нункуэ

печать амиабон нункуэ

печать экорна эфор

печать экорна эфор

*Небольшое количество графического материала в статье объясняется тайным характером Общества Абакуа.

На Кубе до наших дней сохранилась одна из интереснейших африканских культур, возникших на земле Американского континента – Тайное Общество Абакуа.

Это общество, состоящее исключительно из мужчин и занимающееся отправлением определенных тайных обрядов возвышения мужского начала, на протяжении полутора веков своего существования было одним из наименее известных явлений культуры Кубы; о нем ходило больше всего ложных слухов. Лишь в недавнее время некоторые специалисты, такие, как Фернандо Ортис и Лидия Кабрера, учитывая влияние, которое Тайное Общество Абакуа оказывало и продолжает оказывать на наш народ, на его поступки и философию, занялись его изучением, объективным и свободным от предрассудков колониальных времен.

Работы этих исследователей показали, что было бы бесполезно пытаться объяснить кубинский национальный характер, не учитывая данного культурного комплекса.

Тайна карабали

Истоки кубинских Абакуа следует искать в тайных обществах Африки, и в первую очередь Южной Нигерии, ибо этот тип тайного общества в нашей стране создали негры-карабали. В колониальные времена карабали назывались выходцы из Калабара – района, расположенного на территории современных республик Нигерии и Камеруна, по берегам реки Крус. Абакуа, по традиции, сохраняют имена крупных африканских племен, из которых они вышли – Экон, Ибибо, Ибо и т.д., – местонахождение которых мы можем обнаружить на любой современной карте.

Тайные общества составляли один из самых характерных признаков традиционных африканских культур. При вступлении в общество претендент должен был совершить обязательные обряды, чтобы иметь право принимать участие в ритуальных церемониях и считаться побратимом старых членов общества. Тайные общества захватывали и удерживали в своих руках политическую власть в племенах, а также поддерживали и распространяли свои традиции. Они были хранителями культурных ценностей.

Козел, который рвет барабан, платит за это своей шкурой.

Что написано, то не стирается.

Дружба дружбой, а ньяньиго врозь.

поговорки Абакуа

Рабовладение покончило с негритянскими социальными и политическими организациями. Негры оказались в новом мире, где культурные ценности господствующих классов противопоставлялись их культурным ценностям. Таким образом перестали существовать многие из негритянских установлений, такие, например, как тайные общества, обряды совершеннолетия и т.д. Другие же сумели выжить, приспособившись с помощью философии синкретизма к новым экономическим и социальным условиям.

Эфике Бутон – первая держава

Около 1836 года рабы-карабали Аппапа Эфи основали первую державу абакуа в городе Регла и назвали ее Эфике Бутон. Эта группа возникла на Кубе для защиты африканцев от рабского притеснения как общество взаимной помощи исключительно для мужчин. Из-за боязни, что креолы (негры, рожденные на Кубе) внесут беспорядок и будут непочтительно относиться к организации, было решено отказать им в праве вступления в тайное общество. Только исконные карабали, рожденные в Африке, могли принимать участие в священных обрядах. После долгих лет упорной борьбы креолы добились посвящения в таинства; с этого времени начался расцвет Абакуа. Вскоре в различных кварталах Гаваны появились новые державы, и некогда небольшое общество, возникшее как организация взаимной помощи, постепенно превратилось во влиятельную конгрегацию. Членам его вменялось в обязанность быть храбрыми и мужественными. Быть абакуа значило быть человеком бесстрашным, гордым и особенно воплощающим в себе мужское начало.

Таинственные письмена или печать группы абакуа в городе Регла, близ Гаваны

Таинственные письмена или печать группы абакуа в городе Регла, близ Гаваны

Совершенно естественно, что мулаты и белые тоже захотели приобщиться к таинствам. Их притязания явились причиной жарких споров, ибо негры желали оставаться единственными почитателями Экуэ, Голоса Верховного Божества Абаси, считая, что никто другой не достоин участвовать в ритуальных обрядах.

После крупных стычек первые представители белых добились права вступления в братство – права дать клятву, – однако с 1857 года и вплоть до 1863 года первая держава белых абакуа, возникшая в Гаване и носившая название Аканаран Эфо Экобио Макарара, не признавалась; с 1863 года белые познали Таинство голоса и ритуал Ньяньиго прочно утвердился в жизни колонии. С течением времени экономические и политические факторы стали играть определяющую роль в дальнейшем развитии этого социального явления, и ряды тайного общества начали пополняться людьми самых различных национальностей: галисийцами, басками, китайцами и т.д. Со временем резче обозначились противоречия между различными державами как экономического, так и расового характера, которые в конце концов вылились в кровавые уличные схватки. То был период, когда возникали мрачные легенды о Ньяньиго и когда деспотическое испанское правительство усилило репрессии против абакуа.

печать группы абакуа Макаро Эфор

К концу колониального господства все факторы, оказывавшие влияние на жизнь Кубы (движение за независимость, заговоры, война) сказались также и на существовании тайного общества. Так, в 1888 году множество абакуа было выслано в Сеута по обвинению в заговоре против Испании. С началом республиканской эпохи существование держав абакуа продолжало зависеть от событий, оказывавших влияние на остальное население. При одних правительствах абакуа снова преследовались, при других – им разрешалось отправление культа.

В отдельные периоды влияние Абакуа было настолько сильным, что многие политические деятели похвалялись своей принадлежностью к этому обществу и даже вели предвыборную пропаганду на его тайном языке. Многие депутаты, алькальды и другие государственные деятели клялись в верности Экуэ.

Постепенно яростное соперничество между различными группами абакуа прекратилось.

В настоящее время о кровавых уличных схватках абакуа можно узнать только из рассказов и воспоминаний.

Легенда о Сикан

– Все началось однажды утром, когда Сикан пошла к речке, чтобы наполнить водой свой кувшин, – так отвечает нам старик абакуа на наш вопрос о том, что положило начало его обществу. – Сикан – дочь Мокуире, царя племени Эфо. Ясновидцы прорицали, что по священной реке Оддан плывет рыба Танзе, в которую превратился Абаси – Верховное божество…И вот в то утро, когда Сикан возвращалась домой с реки, она услышала страшный рык, исходящий из кувшина, который она несла на голове. Оказывается. Сикан поймала Танзе, Тайну, Голос…– старик умолкает… – “дальше говорить нельзя”. На основе мифа о Сикан со всеми его сложностями и вариантами возник культ Экуэ – Сверхъестественного голоса и началось развитие Общества.

Иреме и сесе

Державы, общества или землячества

Державами, обществами или землячествами называются различные группы абакуа, члены которых считаются побратимами после принесения клятвы Танзе.

Каждой державой руководит группа настоятелей, известных под именами пласас, которые совершают ритуальные обряды и следят за тем, чтобы принципы Абакуа строго выполнялись. Главных пласас– семь, каждый исполняет особенную специфическую функцию. Все землячества объединены в два больших общества – Эфо и Эфи– которые соответствуют африканским племенам Экои и Ибибио, их далеким предкам. В ритуальных обрядах этих обществ, основывающихся на различных версиях мифа о Сикан, существует некоторая разница.

Закон Абакуа

Существует ряд этических норм, выполнение которых непреложно для человека, решившего стать абакуа.

печать эканаран эфор

Основным является требование быть мужчиной в самом прямом смысле слова. Существенным является культ мужского начала. Ни одна женщина или изнеженный мужчина не имел и не имеет доступа к таинствам абакуа. В народном представлении абакуа – это “настоящий мужчина”, “мужчина, способный на все”. После того, как претендент на звание абакуа – эндисеме – преодолеет все испытания, удовлетворит предъявляемые ему требования, он становится побратимом – экобио – других членов державы, по отношению к которым у него существуют определенные обязанности как морального, так и экономического порядка.

В случае болезни или смерти экобио должны оказывать необходимую помощь больному или его родственникам. Абакуа, нарушивший какой-либо закон, установленный внутри братства, подвергается остракизму со стороны группы.

О деле больше одного раза не говорят.

У настоящих абакуа грохот барабана звучит в сердце до самой смерти.

Поговорки абакуа

Печати, или анафоруанас

Печать, или анафоруана, является для абакуа символическим знаком первостепенной важности. Изготавливаются они из гипса. Без них не исполняется ни одна ритуальная церемония. Считается, что гипсовые письмена привлекают души предков к основе – священным предметам – и там, где ставится печать, возникает магическая сила, концентрируется сверхъестественное могущество. В похоронных обрядах используется гипс белого цвета, цвета смерти; во всех прочих – желтого, цвета жизни. Все пласас, или настоятели общества, имеют свою собственную печать, которая является символом власти и в которой заключается жизненная сила.

печать экуэньона – служителя, исполняющего ритуальные жертвоприношения

Каждый этап ритуального обряда определяется специфической анафоруаной. Все в обрядах должно быть озарено, насыщено силой, которую излучают нгомо – священные гипсовые печати.

Рисунок этих печатей очень сложен и необычайно изящен. Каждая черточка, каждый кружочек несет в себе скрытый смысл, понятный только членам тайного общества. Многие кубинские художники вдохновлялись в своем творчестве печатями абакуа; тщательное изучение их, несомненно, окажет помощь в анализе процесса развития письменности.

печать энкрикамо, одной из групп абакуа

печать еще одной державы города Регла

печать еще одной державы города Регла

печать исунекуэ

Иремес, или диаблитос

Во всех ритуальных обрядах абакуа присутствуют ряженые, которые олицетворяют души предков, основателей культа Экуэ.

иремес не говорят, не видят

Они возвращаются из потустороннего мира на землю, чтобы принять участие в ритуальных обрядах и следить за точным их исполнением. Их называют иремес или диаблитос, без них не может состояться ни одна церемония. Считается, что иремес, где бы они ни прошли, очищают все вокруг себя; это пляшущие духи-светочи, которые общаются с живыми людьми при помощи жестов; они не разговаривают и ничего не видят. Они – призраки, подвластные магии бога Моруа, который призван вести их в странствиях по миру живых людей.

Со времен колониальной эпохи костюм ряженых составляет одну из наиболее характерных особенностей Тайного Общества Абакуа. Начиная от Ландалусе и до наших дней множество художников старались создать образ пришельца из мира мертвых.

Костюм ряженого носит название аканаван, или балахон; делается он из любой толстой ткани с геометрическим рисунком яркого цвета. Балахон закрывает все тело танцора, который должен утратить свои индивидуальные качества и превратиться в мертвеца.

Танцы иремес – одно из наиболее красивых явлений нашего фольклора. Каждое движение рук, каждое па танцора полно определенного смысла. Ведомый эрикунди, магической маругой Моруа, иреме, вздымая к небу сложенные крестом руки, приветствует звезды, напоминает о жертве Сикан; быстро проводя рукой вокруг шеи, очищает от нечистой силы все, до чего дотрагивается своей волшебной метелочкой, так называемой ифан.

эрикунди, магическая маруга

Однако, несмотря на сверхъестественную силу, иремес зависят от Моруа, который ведет их по миру живых людей; они не могут выйти из-под влияния таинственных заклинаний своего поводыря и тем самым доказывают власть человека над сверхъестественными силами.

Музыка Абакуа

Все обряды и церемонии Абакуа сопровождаются песнопениями и барабанным боем исконно карабалийского происхождения. Песни абакуа исполняются как молитвы, в них перемежается пение солиста и хора. Песни необыкновенно мелодичны, их текст относится либо к различным моментам ритуального обряда, либо к легенде о Сикан. В качестве ритуального языка используется только диалект эфик.

Инструменты, которые составляют оркестр абакуа, – бианкомеко– считаются священными, их не разрешается обтягивать кожей над огнем, они являются предметом поклонения. Бианкомеко состоит из четырех барабанов: бонко энчемийя (самый большой из всех), кучи йерема, оби апа и бинкоме, пары погремушек, называемых эрикунди, одного экона (металлического инструмента овальной формы, в который ударяют палкой) и двух итонес – барабанных палочек для самого большого барабана.

Символические барабаны

Помимо инструментов, используемых для обычной игры, у абакуа имеются еще барабаны, предназначенные для особых случаев, однако на них практически никогда не играют.

Сесе

К ним относится экуэньон – призванный улавливать души Сикан и Танзе; сесе – олицетворяющий мифологическую женщину; мпего – или Барабан порядка; энкрикамо – долженствующий привлекать иремес, и всемогущий экуэ – Голос Священной Рыбы; все они символизируют души предков, почитаемое и наводящее страх Святое Могущество. Эти инструменты используются только для самых тайных обрядов.

Прекрасный завет

Существование Тайного Общества Абакуа в наши дни объясняется теми противоречиями экономического и социального порядка, которые имели место при прежних режимах, а также тем безысходным положением, в котором находились многочисленные члены нашего общества, вынужденные объединяться в братства, чтобы как-то противоборствовать системе эксплуатации. Из общества взаимной помощи, возникшего в эпоху рабства, абакуа превратились во влиятельную организацию, которая стала контролировать целые предприятия, где могли работать только ее члены. Вместе с глубокими социальными переменами, которые сейчас совершаются на Кубе, исчезнут причины, породившие это братство, но навсегда сохранится поэтическая красота мифологических символов и старинных танцев, этого чудесного наследия, дошедшего до нас с берегов Африки.

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".