С 1830 по 1860 год музыкальная культура в Сантьяго находилась на гораздо более высоком уровне, чем в Гаване, где господствовала итальянская опера. Гораздо чаще, чем в Гаване, исполнялись произведения таких классиков, как Гайдн, Перголези, Моцарт, а также кубинских авторов – Саласа и других. В 1838 году была исполнена увертюра Рамона Карнисера для трех оркестров.
В этой среде сформировался композитор, чье творчество занимает довольно значительное место в музыкальной истории острова — Лауреано Фуэнтес Матонс. Он родился в 1825 году в семье музыкантов. В его жизни не было ни одного примечательного эпизода. Лауреано Фуэнтес Полностью посвятил себя музыке, отдавая ей все свои силы. Он проявил себя как незаурядный скрипач, дирижер, композитор, сочиняющий культовую и светскую музыку. В 1844 году он основал оркестр. Л. Фуэнтес оставил большое количество произведений культовой музыки, он был первым кубинским композитором, написавшим оперу, первым, написавшим симфоническую поэму со всеми характерными признаками этого жанра. Будучи уже очень старым, Фуэнтес продолжал служить искусству, способствуя распространению творчества Бетховена. Он умep в своем родном городе Сантьяго в 1898 году, заслужив добрую славу у своих сограждан.
Л. Фуэнтес написал, вероятно, наибольшее количество произведений по сравнению с каким-либо другим кубинским композитором; он создал сочинения в самых разнообразных жанрах. В их числе: симфоническая поэма «Америка», получившая премию на конкурсе в Сантьяго по. случаю четырехсотлетия открытия Америки; «Галатея», произведение, получившее премию на Играх в честь Флоры в Порт-о-Пренс в 1863 году; несколько симфоний (увертюр) для большого и малого составов оркестра; несколько трио для струнных и для флейты, скрипки и фортепьяно; опера «Дочь Иеффая»1дочь Иеффая. Иеффай — библейский персонаж. В легенде об Иеффае рассказывается, что, отправляясь в один из походов, он дал обет в случае победы принести в жертву богу то живое существо, которое первым он увидит по возвращении домой. Первой он увидел свою дочь, которая вышла встречать его. (1875), позже расширенная, премьера которой состоялась через 19 лет после смерти автора под названием «Сейла». К этому нужно прибавить четыре сарсуэлы, представленные в Сантьяго, несколько гимнов и маршей для оркестра и невероятное количество вокальных произведений, а также сочинения для скрипки и фортепьяно. Из его произведений в народном духе следует упомянуть песню «Свечка», которая была широко распространена на острове, так же как и многие «Танцы», полные изящества и свежести.
Лауреано Фуэнтес творил в переходный период между двумя эпохами. С одной стороны, на него оказывала влияние классическая традиция, укоренившаяся в Сантьяго благодаря деятельности Саласа и Париса. Она ярко проявлялась в его культовых произведениях, при написании которых он всегда брал за образец Гайдна или Перголези. С другой стороны, до него доходили известия о новых тенденциях. Колеблясь между двумя полюсами, Лауреано Фуэнтес прилагал большие усилия для достижения равновесия. Однако его дезориентация не вызывает сомнений. Увертюра «Галатея» 1868 года была написана с внушающей опасения наивностью. (В этой партитуре есть эпизод, где наличествует свыше пятидесяти тактов на одном и том же тремоло.) Думая, что он шагает в ногу со временем, композитор написал увертюру в духе Зуппе. В Stabat Mater, сочиненном пятью годами позже, мистическое вдохновение возвращает его к первым учителям. Он не злоупотребляет контрапунктом, изредка прибегает к стилю фуги. Позже симфоническая поэма «Америка», где композитор использует новые оркестровые приемы, открывает дорогу на острове жанру «программной музыки». Однако он очень поздно пришел к этому жанру (1892), так же как и другие композиторы континента, ибо Рихард Штраус уже довел его до пределов возможного. «Америка», которая могла бы быть пророческой за двадцать лет до того, просто отметила своим появлением одну из дат в истории кубинской музыки. То же самое произошло и с оперой. Вначале это было нечто вроде кантаты в одном акте на библейскую тему, где автор давал волю своей богатой творческой фантазии. В ней замечалось влияние Гуно, что весьма почетно для кубинского композитора в 1875 году. Премьера оперы в новой редакции под названием «Сейла» состоялась в 1917 году. Она оказалась уже совершенно анахроническим и мертворожденным произведением, написанным вне среды и вне эпохи. Сорок лет развития музыки прошли мимо него.
Лучшее, что создано Лауреано Фуэнтесом, — это культовая музыка. Здесь есть благородные страницы, мелодии большой эмоциональной силы, искусно написанные хоры; оркестр, не отличаясь большой оригинальностью, звучит очень хорошо. Но так или иначе, несмотря на фугированный стиль и совершенное владение контрапунктом, нет ни возвышенного тона, как у Саласа, ни единства замысла, как у Париса. Лауреано Фуэнтес не был в этом виновен. Когда он поступил в собор Сантьяго, культовая музыка повсюду уже пришла в упадок.
Именно в произведениях народного характера Лауреано Фуэнтеса нужно искать страницы, которые когда-либо войдут в музыкальные антологии острова. Когда он обращался к местному языку, он отвечал духу своего времени, ибо он обладал восприимчивостью и верным чутьем.
В 1840 году в Париже находился молодой 18-летний кубинец — Кристобаль Мартинес Коррес. Он уже написал к тому времени оперу-буфф «Дьявол-контрабандист», мессу, несколько романсов и пьес. Спустя некоторое время он переехал в Италию. Одаренный удивительной способностью к композиции, он не замедлил закончить партитуру новой оперы — «Дон Папанеро, или Шутка гипнотизма», еще одну мессу и септет. Импрессарио миланского театра Ла Скала поручил ему написать серьезную оперу с целью поставить ее в театре. Мартинес Коррес, здоровье которого было очень хрупким, буквально набросился на работу. Он умер в 1842 году (родился в 1822 году) при весьма печальных обстоятельствах, не сумев закончить своей оперы «Сафо». Ни одно из произведений Мартинеса Корреса до нас не дошло. Тем не менее следует указать, что этот юноша был первым кубинцем, который писал произведения, предназначенные для лирического театра.
Гаспар Вильяте, который был до некоторой степени последователем Мартинеса Корреса (по направленности творчества), написал множество произведений. Вильяте родился в Гаване в 1851 году. В 1867 году он написал оперу на текст драмы Виктора Гюго «Анджело, тиран Падуи». В военные годы эмигрировал в Соединенные Штаты (1868). По возвращении в Гавану в 1871 году написал вторую оперу — «Первые шаги Ришелье». За время своего пребывания в Париже, куда его послали для пополнения образования, он серьезно работал под руководством Базена, Викторена Жонсьера и Дангаузера.
Вернувшись на время в Гавану, он сочинил тончайшие по форме контрдансы и несколько красивых мелодий в креольском духе: «Тропическая дева» на текст стихотворения Форнариса2Форнарис, Хосе (1827-1890) — кубинский поэт, драматург, литературовед и историк. За свою революционную деятельность был выслан из страны во время Десятилетней войны. Одна из центральных фигур «сибонеизма» — поэтической школы, которая сделала предметом своего изображения жизнь народа, народные обычаи и легенды. — настоящую хабанеру со всеми типичными признаками этого жанра; романс «Прощай, Куба», Serenade Havanaise3«Serenade Havanaise» (фр.)— «Гаванская серенада». на текст французской поэмы. Но Вильяте был человеком театра. Вскоре он проявил себя в области оперы.
Его восемь вальсов, «Soirées Cubaines»4«Soirées cubaines» (фр.) — «Кубинские вечера». и романсы нравились еще в парижских салонах. С каждым днем делая все большие уступки среде (Вильяте был сделан не из того теста, что Антонио Раффелин), он дошел до того, что стал писать абсолютно тривиальные вещи. Но эти грехи, не нанося никакого ущерба его карьере, должны были открыть ему путь к славе. В декабре 1877 года в Итальянском театре в Париже состоялась премьера его оперы «Цилия». Сюжет оперы был просто отвратителен. Все общие места дешевого романтизма были собраны вместе в одном действии, атмосфера которого напоминает «Джиоконду» Понкиелли. Это была Венеция времен «плаща и шпаги», с хорами «ускоков»5ускоки — балканские славяне, бежавшие после захвата Боснии и Герцеговины турками на Далматинское побережье Адриатики (XVI век). Борьба ускоков против Турции и Венеции, которую они вели на суше и на море, была своеобразной формой национально-освободительной борьбы против завоевателей., почтовым ящиком для донесений, конфликтами враждующих семей. В 1881 году премьера оперы состоялась в Гаване. Начиная с этой оперы Вильяте отдает всю свою энергию театру. В 1879 году он написал музыку к «Царице» на либретто Арманда Сильвестра. Это была опера в четырех актах, семи картинах на сюжет известной истории княжны Таракановой. Вначале Вильяте хотел поставить свою оперу в Мадриде, ибо деятельность Итальянского театра была парализована серьезными финансовыми трудностями. Через некоторое время опера была поставлена в Королевском театре Гааги, где встретила восторженный прием. 3 февраля 1885 года Королевский театр Мадрида принял его новую оперу «Балтазар», навеянную знаменитой драмой Хертрудис де Авельянеда6Гомес де Авельянеда, Хертрудис (1814-1873) — одна из лучших лирических поэтесс испанской и кубинской литературы XIX века; известна также как романистка и драматург. Некоторые из ее трагедий, в особенности «Балтазар» (1858), представляют собой значительное явление всей литературы, созданной на испанском языке в XIX веке.. Около 1884 года несколько статей в газетах сообщили о том, что Вильяте работает над партитурой «Христофора Колумба» — проведения обширных размеров, которое должно было состоять из пролога, трех актов и эпилога. Третий акт, действие которого происходило на Кубе, вероятно, должен был включить несколько мелодий местного характера. Но эта партитура была потеряна, если она вообще была написана.
Вильяте в те годы стал большим другом Верди, которого глубоко почитал. Верди посоветовал ему написать onepy о трагической истории Инес де Кастро7Инес де Кастро — вторая жена португальского инфанта, а затем короля Педро (XIV век). С ее именем связано множество средневековых легенд.. Вильяте принялся за дело, но болезнь и смерть матери прервали работу. Сам Вильяте умер в Париже 9 октября 1891 года.
Вильяте принадлежит Кубе потому, что он кубинец, а также потому, что он писал контрдансы и мелодии в креольском духе. Разочарованный ничтожеством окружающей среды, композитор духовно был тесно связан с Европой. Несмотря на свои частые наезды в Гавану, этот человек сформировался в атмосфере Итальянского театра, все свои силы он отдавал жанрам, которые могли принести ему лестный успех в Париже или Мадриде. Вильяте стремился вместить в себя все вкусы того времени. Мейербер и молодой Верди были для него основными полюсами притяжения. Вильяте никогда и не думал прибавлять что-либо к тому, что в его время нравилось и вызывало аплодисменты. Несмотря на то, что действие его опер происходило в России или Вавилонии, композитор не отходил от строго соблюдаемой итальянской линии. Он был очень способным, даже талантливым, но не гениальным. На основе любого сценария он мог создать хорошую роль, не возвышаясь, однако, над общим средним уровнем. Недавняя постановка в Гаване «Балтазара» и «Царицы» вызвала разочарование у слушателей, ожидавших большего. Все общие места той эпохи были сведены вместе в этих операх, которые для кубинской музыки представляют лишь исторический интерес. По всей вероятности, его «Христофор Колумб» должен был быть произведением с большими устремлениями, но сказать об этом наверняка нельзя из-за отсутствия партитуры.
В последние годы своей жизни Вильяте должен был понять, что время его манеры прошло. Найденные нами фрагменты «Люцифера» свидетельствуют о желании композитора показать новые возможности оркестра, достигнуть большей драматической напряженности. Знакомство с оперой Верди «Отелло», которая привела его в восторг, воспоминание о «Трактате об инструментовке» Берлиоза, служившем ему путеводителем в молодости и, вероятно, открытие Вагнера пробудили в нем новые устремления. Его «Шабаш» с дьявольским менуэтом, написанным для двух английских рожков, поддержанных квартетом струнных, свидетельствует об очень уверенном мастерстве.
Произведения Гаспара Вильяте, несмотря на триумф в Европе, представляют очень небольшую ценность для новых поколений, особенно по сравнению с произведениями Саумелла или Игнасио Сервантеса. Вильяте больше вспоминают как автора нескольких контрдансов прелестной фактуры, чем как автора опер, с успехом шедших в Итальянском театре, Королевском театре Мадрида или Гааги.
- 1дочь Иеффая. Иеффай — библейский персонаж. В легенде об Иеффае рассказывается, что, отправляясь в один из походов, он дал обет в случае победы принести в жертву богу то живое существо, которое первым он увидит по возвращении домой. Первой он увидел свою дочь, которая вышла встречать его.
- 2Форнарис, Хосе (1827-1890) — кубинский поэт, драматург, литературовед и историк. За свою революционную деятельность был выслан из страны во время Десятилетней войны. Одна из центральных фигур «сибонеизма» — поэтической школы, которая сделала предметом своего изображения жизнь народа, народные обычаи и легенды.
- 3«Serenade Havanaise» (фр.)— «Гаванская серенада».
- 4«Soirées cubaines» (фр.) — «Кубинские вечера».
- 5ускоки — балканские славяне, бежавшие после захвата Боснии и Герцеговины турками на Далматинское побережье Адриатики (XVI век). Борьба ускоков против Турции и Венеции, которую они вели на суше и на море, была своеобразной формой национально-освободительной борьбы против завоевателей.
- 6Гомес де Авельянеда, Хертрудис (1814-1873) — одна из лучших лирических поэтесс испанской и кубинской литературы XIX века; известна также как романистка и драматург. Некоторые из ее трагедий, в особенности «Балтазар» (1858), представляют собой значительное явление всей литературы, созданной на испанском языке в XIX веке.
- 7Инес де Кастро — вторая жена португальского инфанта, а затем короля Педро (XIV век). С ее именем связано множество средневековых легенд.