Армандо Родригес Руидиас, 2021 г.
Перевод: Алла Зайцева, 2022 г.
Эволюция
Кристобаль Диас Аяла в своей книге «Контрапункты кубинской музыки» описывает, как в начале XX века популярность некоторых жанров, таких как «пунто» и «сапатео» снижалась и постепенно эти жанры объединялись с другими. В результате их эволюционного взаимопроникновения появилась новая форма, названная «гуахира» или «гуахира-сон».1Díaz Ayala, Cristóbal: Los contrapuntos de la música cubana, Ediciones Callejón, San Juan, Puerto Rico, 2006, p. 162В этой связи Диас Аяла отмечает, что, поскольку межжанровые связи всегда были очень активными, кубинский «пунто», как и большинство кубинских музыкальных жанров, ассимилировал структурные элементы сона и гуарачи. Целью было предложить публике танцевальный формат, который можно было бы включить в состав шумных вечеринок и крестьянских праздников, где участники предпочитали петь и танцевать.2Díaz Ayala, Cristóbal, 2006: 163По словам Неда Саблетта, «начиная примерно года с 1935, на кубинском радио возникла своего рода золотая эпоха „пунто-гуахиро“, достигшая в начале 1940-х годов своего пика, главным образом потому, что музыка этого жанра стала очень популярна и была не очень дорогой в производстве». Кроме того, Саблетт отмечает: «В начале века гуахира театра „Альгамбра“ исполнялась в размере 6/8, но в течение 1920-х годов соновые септеты адаптировали гуахиры под свои нужды, превратив 6/8 в 2/4 и добавив более ритмичное сопровождение к песням».3Sublette, Ned: Cuba and its music. Chicago Review Press, Inc., 2004, p. 487В качестве примера такой песни, похожей на старые народные гуахиры, но в двухдольном размере 2/4, мы можем предложить «Guajira ven a gozar» в исполнении Трио Матаморос.
…Новизна некоторых мелодических и гармонических поворотов «пунто» и литературное богатство текстов привлекали таких композиторов, как Игнасио Пиньейро, который писал соны с ощущением гуахиры, и иногда называл их гуахира-сон: «Alma guajira», «Buey viejo», «Canta la Vueltabajera», «Entre preciosos palmares», «Lejana campiña», «Quejas en la montaña» и другие.5Díaz Ayala, Cristóbal, 2006: 163
Гильермо Портаблес
Нет Саблетт пишет в своей книге:
«…в середине тридцатых годов XX века тровадоры, например, Антонио (Ньико Маятито) Фернандес, которые обычно пели в трио, создали для радио репертуар, адаптировав пунто-гуахиро в стиле «son de la trova». Центральной фигурой этого движения, названного «гуахира-де-салон», был Гильермо Портабалес, человек с мелодичным голосом, который посредством своих выступлений на радио быстро стал всеобщим кумиром.6Sublette, Ned, 2004: 487
Гильермо Портабалес, певец, которому приписывается создание стиля вокальной музыки под названием «гуахира-де-салон», родился 6 апреля 1914 года в Сьенфугосе. Он начал свою карьеру, играя гуахиры, болеро и танго на праздниках, аккомпанируя себе на гитаре. В 1937 году Портабалес отправился в Пуэрто-Рико, где стал звездой радио, а позже съездил на несколько гастролей по таким странам, как Венесуэла, Эквадор, Колумбия и Панама.
В 1940 году он вернулся на Кубу и пел на радиостудии «RHC Cadena Azul». Несколько раз путешествовал по США и Пуэрто-Рико, выступая в разных театрах и радиостудиях. В то время сформировалась группа молодых певцов, исполнявших музыку в сельском стиле, среди которых были известные исполнители кубинской деревенской музыки Рамон Велос и Коралия Фернандес. В 1970 году Гильермо Портабалес погиб на Кубе в автомобильной аварии.7Orovio, Helio: Cuban music from A to Z, Duke University Press, Durham NC, 2004, p. 1668Sublette, Ned, 2004: 487Оценить характерный для «гуахира-де-салон» ритмо-гармонический узор можно в следующих песнях Портабалеса: «La sitiera», где в монтуно появляется структура I-IV-V или F-B♭-C; «Romance guajiro», где мы слышим последовательность I-IV-V или A-D-E7 в монтуно; и «Junto a un cañaveral», где в куплете появляется минор i-iv-V или Cm-Fm-G7, а в части монтуно — мажор I-IV-V или C-F-G7.
«Soy hijo del siboney»: повторяющаяся последовательность I-IV-V ступеней, в монтуно появляется последовательность I-IV-V или F♯-B-E7;
«El buen borincano», с паттерном I-IV-V или F-B♭-C;
«Mi querer», где мы видим последовательность четырех ступеней I-IV-V-(IV)-I, которая является вариантом паттерна I-IV-V или C♯-F♯-G♯-[F♯]-C♯
Гуахира-сон или гуахира-де-салон
Кристобаль Диас Аяла справедливо отмечает, что песни, исполненные Гильермо Портабалесом и другими исполнителями похожего стиля, были «песнями и болеро с пасторальной тематикой» и, на мой взгляд, мы должны включать в число этих жанров и гуарачу. Исходя из предыдущего подхода, мы могли бы утверждать, что название «гуахира-де-салон» или «гуахира-сон» в целом соответствует общей классификации, которая базируется на использовании текстов с сельской тематикой. Эта классификация включает в себя различные формы: кансьон, болеро и гуарача.
Но если принять во внимание тщательный анализ этих песен, то можно сделать вывод, что помимо гуахир, формы которых соответствуют различным уже существующим музыкальным жанрам, певцы иногда исполняли произведения истинно нового жанра, основная особенность которого соответствовала двухдольной ритмо-гармонической структуре пунто-гуахиро. И этот жанр был назван гуахира-сон или гуахира-де-салон.9Díaz Ayala, Cristóbal, 2006: 164В качестве примера нового музыкального жанра под названием «гуахира-де-салон» можно привести следующие песни: «El amor de mi bohío» Хулио Брито, в мажоре, где мы с самого начала песни обнаруживаем вышеупомянутую ритмо-гармоническую схему на I, IV и V ступенях.
Дальнейшая эволюция гуахиры-де-салон
Бенни Морэ также исполнял множество произведений крестьянской тематики, которые он называл соном монтуно, используя жанровый термин, введенный Арсенио Родригесом. Стиль музыки Бенни отражал основные черты мамбо Переса Прадо, оказавшего на него сильное влияние. Именно Эль Бенни, как его нежно называли многочисленные поклонники, записал трек под названием «Гуахиро» с оркестром Переса Прадо, где проявилась важнейшая особенность гуахиры-сон: гитарное гуахео, которое на этот раз исполнялось саксофонами, игравшими типичный ритмо-гармонический рисунок, основанный на I, IV и V ступенях диатонического звукоряда.
В альбоме «Éxitos de Oro»10На Youtube: www.youtube.com/watch?v=Jd2UZQagIq8дуэта «Селина и Репилио» можно услышать несколько таких примеров, как «Tumba la caña», «A la Caridad del Cobre», «Yo soy el punto cubano», в которых использован ритмо-гармонический прототип на основе I-IV-V-IV ступеней. В песне «Canto a Borínquen» проявляется любопытная тенденция, унаследованная от пунто-гуахиро, поскольку она была написана на базе той же мелодии, что и ранее в песне «Yo soy el punto cubano», точно так же, как импровизации в пунто выполняются в одной и той же тонаде, с изменением лишь в текстах.
В 1961 году импровизированные по тонаде «Гуахира гуантанамера» десимы были не в моде. Однако молодой кубинский музыкант Гектор Ангуло (родился в г. Санта-Клара 3 сентября 1932 года), который в то время учился в Соединенных Штатах и преподавал музыку, пел своим ученикам стихи Хосе Марти так же, как и его бывший учитель Хулиан Орбон. По словам американского фольклориста Пита Сигера, он узнал о песне от учеников, которые брали уроки у Ангуло, и что именно у самого Гектора он научился ее петь.
8 июня 1963 года фольклорист публично исполнял её на концерте, который был записан в прямом эфире в нью-йоркском Карнеги-холле. «Я думаю, что это открытие было благословением, — говорит Пит Сигер, — я возил „Гуантанамеру“ более чем в 35 стран». Изначально произведение было включено в состав альбома «We Shall Overcome», который вышел на рынок через несколько месяцев. С этого момента новая «Гуантанамера» стала включаться в репертуар самых популярных исполнителей и была исполнена по всему миру под причудливым копирайтом: Марти-Ангуло-Сигер.11Gómez Stolongo, Antonio: Tientos y diferencias de la guantanamera compuesta por Julián Orbón. Política cultural de la revolución cubana de 1959. Cuadernos de música, artes visuales y artes escénicas, vol. 2, núm. 2, abril-septiembre, 2006, pp. 146−175, Pontificia Universidad Javeriana, Bogotá, Colombia
Самой успешной версией «Гуахира гуантанамера» на международном уровне стала версия американской вокальной группы «The Sandpipers», записанная в 1966 году. Она достигла девятой позиции в «Billboard Hot 100» и седьмой в «UK Singles Chart»12Wikipedia: The Sandpipers: en.wikipedia.org/wiki/The_Sandpipers. Известная кубинская певица Селия Крус неоднократно записывала «Гуантанамеру», начиная с 1968 года.13Wikipedia: Guantanamera: en.wikipedia.org/wiki/Guantanamera
Об авторе статьи
- 1Díaz Ayala, Cristóbal: Los contrapuntos de la música cubana, Ediciones Callejón, San Juan, Puerto Rico, 2006, p. 162
- 2Díaz Ayala, Cristóbal, 2006: 163
- 3Sublette, Ned: Cuba and its music. Chicago Review Press, Inc., 2004, p. 487
- 4Molano Gómez, Carlos: Encuentro Latino Radio — 2016, Bogotá - Colombia. Derechos reservados de autor. Actualizado 2020: www.encuentrolatinoradio.com/2020/05/miguel-matamoros-mama-son-de-la-loma.html (бэкап в pdf)
- 5Díaz Ayala, Cristóbal, 2006: 163
- 6Sublette, Ned, 2004: 487
- 7Orovio, Helio: Cuban music from A to Z, Duke University Press, Durham NC, 2004, p. 166
- 8Sublette, Ned, 2004: 487
- 9Díaz Ayala, Cristóbal, 2006: 164
- 10На Youtube: www.youtube.com/watch?v=Jd2UZQagIq8
- 11Gómez Stolongo, Antonio: Tientos y diferencias de la guantanamera compuesta por Julián Orbón. Política cultural de la revolución cubana de 1959. Cuadernos de música, artes visuales y artes escénicas, vol. 2, núm. 2, abril-septiembre, 2006, pp. 146−175, Pontificia Universidad Javeriana, Bogotá, Colombia
- 12Wikipedia: The Sandpipers: en.wikipedia.org/wiki/The_Sandpipers
- 13Wikipedia: Guantanamera: en.wikipedia.org/wiki/Guantanamera