Марат Капранов: У тебя очень необычное имя.
Ия Баваль: На Кубе тоже удивляются, когда слышат его, потому что Ия — имя большого барабана бата[ref]Бата – набор из трех священных барабанов Йоруба (в Нигерии набор может доходить до 9 штук в комплекте)[/ref], на языке Йоруба «Мать». У меня три имени: одним крестили в христианство, другим в сантерию, а третье долгое время было в документах.
– Ия – та самая христианская мученица?
– Да.
– Какова твоя основная профессия?
– Я преподаватель, переводчик с испанского языка.
– Ты занимаешься афро-кубинской культурой со времен университета?
– Не совсем. На третьем курсе я уже очень хорошо говорила, а на четвертом владела языком свободно и уже не понимала, что мне делать в универе, приходила только на сдачу зачетов и экзаменов. До своего мужа Рональдо, кубинца, я даже не знала, где находится Куба, несмотря на то, что нам преподавали по теме Латинской Америки.
– А что именно давали в университете по Кубе? Хосе Марти[ref]Хосе Марти – кубинский поэт, писатель, публицист, переводчик, философ и революционер, лидер освободительного движения Кубы от Испании XIX в. На родине он считается национальным героем, прозван «Апостолом независимости».[/ref]?
– Мы читали очень много [Габриэля Гарсиа] Маркеса, а по Кубе не читали ничего. По Кубе вообще ничего не дали, кроме кубинского мата. Я писала курсовую работу по кубинскому сленгу, Кубе был посвящен мой диплом.
– Странно, ведь у нас в стране были такие тесные связи с Кубой…
– Сейчас в университетах никто не заинтересован в Кубе, это никому не надо. Кто-то из преподавателей с эйфорией вспоминает Кубу, увлеченно рассказывает о ней, но подробно не изучают. Поэтому для меня это был новый мир, а когда я услышала, как говорят кубинцы, испытала шок. Представь — специалист по испанскому языку, третий курс университета, лингвострановедение. И вот, я слышу кубинскую речь и не понимаю ни единого слова, словно это какой-то странный африканский диалект. Потом привыкла — каждое лето летали семьей на Кубу.
Я была самая пластичная, эмоциональная, но всегда в роли солистки…
– И на Кубе ты окунулась в танцы?
– На тот момент сальса меня особо не привлекала, хотя танцами занималась с детства. В 2007 году я встретила Рональдо, умеющего танцевать сальсу, и для нас жестко встал вопрос, на что жить. Ему была нужна партнёрша для работы, и я буквально заставила его научить меня танцевать, чтобы не пришлось искать чужих людей. Тогда я совсем не танцевала сальсу, более того, я не слышала музыку. Это всегда было для меня проблемой, даже когда я танцевала в хореографических коллективах. Я была самая пластичная, эмоциональная, но всегда в роли солистки, потому что «врала» музыку. Когда «врет» солист, это не так заметно (смеется).
Затем мы арендовали зал на Сенной площади, где я уже стала более-менее учиться базовым шагам, паузам… Это был 2008 год. А потом, в том же 2008 году, мы снова поехали на Кубу, в Гавану, и там меня начали учить танцевать двоюродные братья мужа, они танцевали очень хорошо.
Soy Cuba!
– И тогда ты познакомилась с сантерией?
– К тому времени я в общих чертах уже знала, что существует некая сантерия, Оришас, но муж был не в религии и слышать ничего про это не хотел. Есть много кубинцев, которые не любят сантерию, и он был одним из них. Поскольку ему все это не нравилось, я особо не вникала.
В 2010 году, после окончания университета, я полетела на Кубу целенаправленно учиться танцевать и в один прекрасный момент почувствовала, что сантерия – это мое. Слушаешь, читаешь — и начинаешь понимать, откуда это пришло, как это все взаимосвязано и куда оно идет. Странным образом сантерия как-то совпала с моим составом крови. В этой религии я чувствую себя как рыба в воде. Мне в ней комфортно, я получаю результат, я понимаю взаимодействие этих сил.
– А как ты тогда, молодая девушка, одна устроилась на Кубе?
– Я встретила семью Мириам Искиердо, прима-балерины CFN[ref]CFN – сокращенное название знаменитого фольклорного ансамбля Conjunto Folklorico Nacional de Cuba[/ref], они меня приняли безо всяких денег, во всем помогали, благодаря им я попала в театр «Америка», всем этим я обязана ей. Душевные люди, отличная семья, там никогда не гонятся за деньгами, умеют работать с иностранцами, всегда гостеприимные… Я вообще пришла туда пешком. Даже не звонила Адрии[ref]Адрия Искиердо – главная солистка CFN, дочь Мириам Искиердо[/ref] , просто по бумажке прочитала адрес и пошла. Пришла, а она с заспанными глазами спрашивает: «Ты кто?» — «Я такая-то, давай позанимаемся афро».
Позднее я увидела горшки с Олокун[ref]Олокун – в пантеоне Йоруба бог моря (иногда женское божество)[/ref]на террасе у Адрии, и она мне объяснила, что это такое, где он живет, и так далее. Дальше – больше. «А что у тебя на руке?» «Это, – говорит, – рука Орулы[ref]Орула (Орунмила) – верховный Ориша, божество предсказаний и мудрости[/ref], я – Омо Йемайя[ref]Йемайя – богиня-мать, покровительница всех людей[/ref]», и так далее. «Эй, я тоже хочу знать, кто я такая!» И она договорилась со своими знакомыми, чтобы меня инициировали.
Когда я со всеми моими новыми причиндалами приехала в Россию, мама была в шоке, она сначала вообще не понимала, что происходит, и, конечно, испугалась. Но это был страх за то, что со мной может случиться что-то плохое, а не потому, что — «ой, она ушла в какой-то культ». Сначала отнеслась с настороженностью. Возможно, она увидела, что моя жизнь начала меняться в лучшую сторону. Отец же воспринял все очень спокойно, кажется, даже не понял, что это вообще такое.
Салам!
– Расскажи, как проходила твоя инициация.
– Для женщин существует две инициации: сначала ты получаешь mano de orula, или cofa, во время этого обряда выявляют твоего «головного» Оришу и дают воинов. Может быть и наоборот – сначала ты получаешь воинов — Элегуа, Оггуна и Очоси, — а потом проходишь инициацию cofa. Она безобидная и не требует соблюдения жестких правил. Длится cofa три дня, в результате тебе сообщают твой Odu – знак под которым ты родился, – и совершается предсказание – Ita. В первый день происходит жертвоприношение, второй день ты отдыхаешь, на третий день собираются минимум трое бабалао, они делают предсказание, выводят твой знак и головного Оришу, и на этом все завершается. Можно сравнить с чуть приоткрытой дверью, когда ты можешь одним глазком заглянуть в щелочку и посмотреть на свою жизнь.
Следующий этап — это Кариоча (Kari Ocha), когда на голову сажают твоего Оришу, что в дальнейшем позволяет тебе работать в религии. Эта инициация длится неделю. Семь дней ты сидишь на «троне», а перед этим совершаются несколько спиритических мис[ref]Misa – спиритический обряд, в течение которого происходит общение с мертвыми[/ref] и подготовительные церемонии, включая сложные жертвоприношения, в том числе и четвероногих животных. Пока ты сидишь на «троне», тебе делают предсказания по всем Оришам. Каждый Ориша спускается и сообщает твой знак, дает советы по жизни. Тебя бреют наголо – церемония усадки проводится непосредственно на голове, когда Оришу помещают прямо в неё.
– Что-то вроде вскрытия черепной коробки?
– (смеется) Когда проходишь через все это, именно так и ощущается. Там уже все равно, какие секреты тебе откроют и что с тобой сделают. Рассказать обо всем в деталях я не могу, это тайна, разве что в общих чертах. Главная инициация – это все-таки усадка Ориши, когда твоя мадрина — крестная — или падрино спускают его на твою голову. Во время первой инициации cofa работают только бабалао[ref]Бабалао (йоруба) – жрец Ифа[/ref], а во второй — только сантеро[ref]Сантеро – жрец (или жрица) сантерии[/ref] и Обба. После Кариоча ты получаешь уже не маленький листочек с советами, а целую тетрадь, в которой развернута вся твоя жизнь. Там даны наставления, описаны все табу, что можно, а что нельзя – ведь за все нужно платить, особенно если получаешь силу и какие-то способности.
Первые три месяца ты ешь только своей ложкой на циновке, словно маленький ребенок. Считается, что iyabo – так называют новоинициированых — родились заново, поэтому их одевают в белые одежды, и в течение года ты очищаешься. Маленький ребенок ведь не должен есть вилкой, только ложкой, причем исключительно своей, из личной тарелки. Если ты куда-то идешь, то со своей посудой, чтобы никакая чужеродная энергетика не смешивалась с твоей.
– Не представляю тебя лысой.
– Меня не брили, в некоторых религиозных домах Очун[ref]Очун – богиня красоты, любви и пресноводных рек, покровительница женщин[/ref] не бреют, это единственный Ориша, который не бреется. По преданию волосы — это подарок Очун от Йемайи, благословение, поэтому их нельзя брить. Впрочем, в некоторых других домах Очун тоже бреют, но для этого делается специальная спиритическая миса еще до усадки на голову, чтобы мертвые подтвердили. Мне на мисе вышло, что нельзя брить, и теперь я даже стричь не могу свои волосы, только так, чуть-чуть.
– И ты целый год ходила в белом?
– Я ходила три месяца в белом, с платком на голове. Существует практика, когда в определенной ситуации освобождают от необходимости ходить целый год, но три месяца все равно обязательно, а затем достаточно носить просто максимально светлую одежду.
– Три месяца в белом — по Питеру? Как это возможно?
– Я подгадала, чтобы это были сухие летние месяцы, потому что по нашей погоде ходить в белых сапогах невозможно. Кстати, мне все мусульмане с рынка говорили «салам алейкум!»
– Они все тоже сантерос?
– Я была похожа на мусульманку. Представь, в этой белой чалме, волосы завязаны, загорелая после Кубы, с кучей elеke[ref]Eleke – нечто вроде священных бус, носимых на шее[/ref] на шее — вот и «салам алейкум». Может быть, именно после этого про меня стали говорить, что я сектантка…
Русская сантерия
– Кубинская сантерия как-то не вписывается в картину нашего пасмурного Петербурга. Много ли у нас вовлеченных в сантерию?
– Нет, не много. В Питере среди русских это, как минимум, еще три человека, если не считать кубинских бабалао и сантерос. Двое из них — прокачанные палерос[ref]Палерос – жрецы другой кубинской традиции, Пало[/ref], а один — сантеро, по слухам, уже стал бабалао. В Астрахани у меня есть очень хороший друг бабалао, коронованный, Очоси. Более того, на протяжении 13 лет он был в культе вуду, после чего принял решение уйти в сантерию. В Астрахани эти ребята уже настоящие бабалао, жрецы в Ифа[ref]Ифа – оригинальная нигерийская традиция, легшая в основу кубинской сантерии, существует на Кубе параллельно с сантерией[/ref]. Еще есть ребята в Волгограде, есть старый бабалао в Калининграде, у него уже около 50 русских крестников.
– Получается, все российские сантерос так или иначе общаются друг с другом?
– Да, мы находим друг друга и стараемся поддерживать контакт.
– Но бабалао можно стать только на Кубе или в Майями?
– Инициацию ребята проходят на Кубе. Здесь это сделать невозможно, для этого попросту нет нужного числа сантерос.
– Наверное, и барабаны бата сложно найти?
– Кормленые бата[ref]Кормленые бата – барабаны, сделанные с соблюдением определенных обрядов, включающих жервтоприношения[/ref] можно привезти с Кубы, но где взять тамборерос[ref]Тамбореро – музыкант, играющий на барабанах (тамборес)[/ref]? У нас есть только один — Юнески, посвященый анья (Aña)[ref]Анья – Ориша барабанов бата[/ref], он очень хорошо играет.
– Но как же русские становятся сантеро? Вы же не раздаете листовки у метро.
– Как правило, это люди, которые уже знакомы с религией. Для того, чтобы стать сантеро, нужно пройти определенный путь. Нужно взять воинов, поработать с ними, получить руку Орулы с твоим головным Оришей, понять, нужно ли тебе вообще все это. Тем более, есть Ориши, которые не усаживаются на голову, и не все родились для того, чтобы носить Оришу на голове. Надо быть очень осторожным в этом деле.
Русские бабалао — это очень хороший уровень вникания и чистоты работы.
– А как русское сознание трансформирует сантерию, у нас ведь совсем другой язык, другое мировоззрение?
– Хороший вопрос, но в моей жизни был период, когда мне было проще думать на испанском языке. Но если судить по моим знакомым бабалао, все нормально адаптируются, и даже больше того — они круче некоторых кубинских бабалао. Иностранцы проходят очень сложный путь. Во-первых, это совсем другая культура. Во-вторых, когда ты приезжаешь на Кубу, на тебя смотрят, как на чужака и не горят желанием открывать секреты. Приходится много читать, знакомиться с людьми, выуживать и перепроверять информацию. К иностранцам на Кубе отношение всегда как к кошельку — содрать побольше и отдать поменьше. Нужно учиться разбираться в людях, отстаивать свои права, ведь то, что сегодня происходит в сантерии — это жесть. И денег с нас берут в три раза больше.
– Кажется, у кубинских сантерос есть претензии к американским коллегам, что большинство обрядов по срокам сведены к минимуму, чтобы грести деньги.
– Есть такое. Иностранцев отпускают с трона чуть ли не на третий день, хотя это, конечно, бред. Самое главное — эти семь дней на троне.
– С тебя тоже взяли по повышенному тарифу для иностранцев?
– У меня все было иначе. Благодаря Адрии Искиердо и фольклорному ансамблю ко мне относились как к кубинке, и то не обошлось без проблем. Я много времени провела там, могу даже определить по интонации, лукавит кубинец или нет. Но с других приезжих ребят дерут втридорога, и они понимают, на что идут — вкалывают, берут в долг, едут, инициируются, очень много жертвуют. И им многое возвращается! Ориши ведь ни при чем, что за обряды требуют такие бешеные деньги, но наверху все видно, и каждый получает по своим вложениям, материальным или духовным. В итоге ребята работают намного чище, правильнее, никого не обманывают, у них нет такой задачи, они фанатики своего дела. Русские бабалао — это очень хороший уровень вникания и чистоты работы.
– Есть ли какие-то особенные риски для иностранцев?
– Сантерия сложна, нужно многое знать и быть аккуратным, особенно если ты иностранец. Например, человек может попасть в религиозное рабство. Есть падрино и мадрина, и ты беспрекословно выполняешь то, что они скажут. На самом же деле иногда они наглеют, начинают из людей вытягивать деньги. Из таких ситуаций можно и нужно правильно выходить, сантерия достаточно гибкая для этого система. Твои падрино и мадрина — не твои папа и мама, ты можешь их выбирать. Я сменила три религиозных дома, по разным причинам. Но надо уметь делать это без печальных последствий для себя, ведь у мадрины остаются волосы с твоей головы, и это большой риск. Нужно уметь правильно рвать эту связь. Потерянные деньги – это еще не самое страшное, в конце концов, за все приходится платить, и проще это сделать деньгами. На небесах видно все.
– Нужно еще, чтобы было чем заплатить.
– Если есть запрос, всегда найдется решение. Когда я делала Кариоча, у меня была небольшая зарплата, мама мне не помогала. Но есть один фактор — в это нужно верить от начала и до конца. Когда ты веришь, все силы тебя слышат. Вселенная тебя слышит.
– Ты как-то популяризуешь сантерию? На уроках афро не вербуешь?
– А надо вербовать? Ребята, приходите, я сделаю вам инициацию за три штуки евро? (смеется) Не вижу в этом надобности. Многие мои знакомые задают мне этот вопрос, в частности, ребята из Астрахани. Но зачем? Одно дело — танцы, их можно слегка раскрыть с помощью религии, рассказать об этом. Если человеку зачем-то это нужно, то он придет к этому сам, и потом никогда от тебя не уйдет. Не надо никого тянуть силком. Пропагандировать — очень глупо. К примеру, есть сантеро, которые получают Оришей и делают Кариоча, и они просто почитают своего Оришу, делают ему подношения, но не работают с сантерией. Я же могу инициировать, у меня для этого есть все полномочия. Но я же не буду сейчас надевать белые одежды, тюрбан, элеке и идти на Лиговский проспект, зазывая людей: «Эй, я — сантера! Сейчас расскажу вам, как надо свято жить, и решу все проблемы!»
– За небольшую сумму.
– (смеется) Да, да. Я вообще противник того, чтобы брать за это деньги. Если человек захочет, то поблагодарит, хотя для некоторых обрядов нужно много чего купить…
– …14 черных петухов, и нанять оркестр барабанщиков.
– Как-то не хочется потратить двадцать тысяч своих денег, чтобы посветлела карма у первого встречного. В общем, мы все сознательные люди, и каждый выбирает свою дорогу сам.
Когда ты веришь, все силы тебя слышат. Вселенная тебя слышит.
(Видео с праздника Элегуа 15.05.16, Bembé dance school, Санкт-Петербург):
– Как сантерос Петербурга проводят досуг?
– Иногда мы устраиваем “шабаши” на Лиговском проспекте, 113, посвященные дню Святого Лазаря (San Lazaro). Будем праздновать Элегуа – у Юннески день рождения в Ocha 15 мая, а потом будем отмечать мой день рождения 10 июня, так что лето будет насыщенное. Здесь, в Питере, у нас мало возможностей, потому что нам даже не сделать полноценный тамбор[ref]Тамбор – барабан, или праздник барабанов[/ref]. А вообще-то тема сантерии вовсе не для развлечений.
Мертвые и опасные
– Это закрытая традиция?
– Дело в том, что она опасная. Если совершать обряды бездумно и у кого попало, это может стоить человеку жизни. Известны случаи, когда люди сходили с ума. Такое может произойти, если попытаются усадить на голову не того Оришу. Дело в том, что многие выявляют, какого же Оришу следует усаживать, через предсказания на ракушках каури, а эта система может ошибаться. Единственная система, которая не ошибается — это Орула. Поэтому все идут к бабалао, получают руку Орула и только потом делают Кариоча.
Плюсы сантерии заключаются в том, что ты можешь работать со всем, что тебе дают – например, с Элегуа, чтобы он открывал тебе дороги…
– Или закрывал.
– Да, или закрывал, куда тебе не следует идти. Сантерия – это не религия, а религиозно-магическая система. Кто-то называет это традицией, но на самом деле там гораздо больше магии, чем религии, от которой там есть разве что верховный Бог.
– Ну а как же поклонение католическим статуям?
– Это чисто кубинская тема. Чернокожих рабов убивали за то, что они поклонялись своим богам. Чтобы физически выжить, они начали поклоняться внешне похожим на них католическим святым, хотя на самом деле они их даже не называли католическими именами. Вместо Святой Варвары и Девы Марии Милосердной (Caridad Del Cobre)[ref]Санта-Барбара и Дева Мария – католические святые[/ref] – Чанго и Очун. Дева Мария одета в золото, во все желтое: ни дать ни взять — Очун. Святая Варвара в красной мантии — вылитый Чанго. Но при этом смешения не происходило. Сейчас, когда за сантерию уже не убивают, не только новое поколение, но и старики недоумевают — ну ребята, вы вообще о чем? Что за Чанго-Санта Барбара? Санта Барбара в церкви, а Чанго — вообще другая история. Очун живет не в церкви, а в реке.
– Но при этом на праздник Сан-Ласаро они идут всей гурьбой в церковь, а некоторые даже ползут.
– Верно, хотя для них Сан-Ласаро — это Бабалу Айе[ref]Бабалу Айе – “король, который владеет землей” – божество, которое может вызывать и врачевать болезни[/ref], которому они поют песни и молятся. Уже появилось новое поколение сантерос, которые четко отделяют Ифа и Оришей от церкви. На мой взгляд, это правильно.
– Я слышал, что даже у негров с Африки, откуда происходит Ифа, много претензий к кубинским сантеро, мол, они многое исказили.
– Да, существует множество несовпадений. Например, в Нигерии мало кто знает, кто вообще такой Элегуа. Они знают Эшу. У них своя система, которая зародилась задолго до христианства, а на Кубе взяли эту древнюю систему и перемешали с католичеством. Конечно, нигерийцам это не понравилось. Но при этом нужно понимать, что религия и магия постоянно развиваются, так же, как развиваются языки. Например, испанский язык сто лет назад и сейчас – это два разных языка. Сантерия на Кубе работает именно в том виде, в котором существует. Например, в Нигерии после инициации не ходят целый год в белых одеждах, достаточно семь дней пробыть на троне, и на этом все. Кроме того, там нет спиритизма с использованием боведы, как на Кубе… и по каждому поводу делается миса. В сантерии говорят — «ику лоби оча (iku lobi osha)» , что означает «мертвый порождает святого». Вот почему идет в первую очередь поклонение мертвому, а потом уже Оришам. Мертвые — это огромный пласт, важная глава, которую нельзя обойти стороной. Спиритизм особенно практикуется на Кубе, в своей синкретической форме. Ну а в Нигерии есть свои секреты, недоступные для Кубы.
Дело в том, что религия пришла на Кубу очень давно вместе с рабами, и вряд ли эти рабы были продвинутыми, или даже жрецами. Но в Нигерии очень сильное влияние на традицию оказало мусульманство, так что там тоже было что-то безвозвратно утеряно, а на Кубе, наоборот, сохранилось в первозданном виде. По этому поводу очень много дискутируют. Я рада, что сейчас кубинские бабалао начали ездить в Нигерию и наводить мосты, выстраивать отношения с нигерийскими бабалао, обмениваться информацией. Раньше такого не было — все сидели и обвиняли друг друга.
– А как на самой Кубе уживаются разные течения и традиции?
– Палеро с сантеро очень часто находятся по разные стороны баррикад. Сейчас принято считать, что пало – нечто вроде черной магии. Техники пало срабатывают быстро, идет работа с мёртвыми, и результат получают в короткие сроки. В сантерии же ты спрашиваешь у Ориши, и он решает, во благо это или нет. В пало иначе — «хочу и все тут! Хочу быть с Машей». Все, эта Маша завтра будет стоять у тебя на пороге. Но если Маша через две недели тебя отравит, то «извините, деньги уже уплачены». Пало не задается вопросом, во благо тебе или во зло, оно просто дает результат. Для людей проще сказать, что пало — это черная магия, хотя, если разобраться, это не так. Традиция Конго намного глубже, там есть своя космология и картина мира. Сейчас ее почему-то слишком часто используют в темных целях.
– А какая в сантерии мораль? Она же наверняка отличается от христианской?
– Отличается. Традиция основана на почитании сил природы — богов Ориша, которые являются посланниками бога-творца Олодумаре. Она стремится к тому, чтобы человек развивался как духовно, так и в материальном плане, т.е имел хорошее здоровье и долголетие, здоровых детей, достаточно денег для жизни. А если этого нет, то нужно над этим работать.
Человек не должен страдать, подставлять вторую щеку, если ударили по первой. Здесь наказание врага не является грехом, если речь идет о твоем здоровье и жизни твоей и близких.
Все в природе наделено сознанием (Ори), так же есть аче (ache) – позитивная энергия, пропитывающая мир, нечто вроде твоей удачи. Есть ире (ire) —плюс, и осогбо (osogbo) — минус. В жизни мы можем попадать как в ире, так и в осогбо, и мы постоянно прыгаем из плюса в минус, и обратно.
– То есть, болезни — это однозначно минус?
– Да, но из минуса выйти гораздо проще, чем пытаться удержать плюс.
– Есть ли аналоги моральных императивов?
– Обязательно. Конечно, не как христианские заповеди, но там есть определенные вещи. За все, что ты делаешь, приходится платить. Все прописано. Есть книга Ифа у бабалао, книга дилоггуна у сантеро. Бабалао работает через опеле, это такая цепочка с семечками, а сантеро работает через раковины каури. Есть 256 знаков, 16 старших и 16 младших, и через них складываются наши судьбы. У каждого человека есть определенный знак, который в той или иной степени определяет его характер, его жизнь, прошлое, настоящее и будущее. Знаки описывают разные жизненные ситуации и способы выхода из них, и почему человек в них попадает.
– Полный фатализм? Все предначертано?
– Судьбу можно изменить, и знаки подсказывают, что нужного сделать для выхода из ситуации.
– Например, зарезать черного петуха и положить на перекрестке?
– Если говорить примитивно – то что-то вроде того. На самом же деле, если пытаться все собрать, то можно вкапываться неделями. Система очень сложная, и мне очень жаль, что кубинцы сейчас все упрощают. Например, говорят, что Элегуа — этот тот, кто открывает и закрывает дороги, а Эшу живет на перекрестках. Но Эшу — это не тот, кто живёт на перекрестках, а Элегуа вовсе не ребёнок, и все намного глубже и сложнее.
Мода на сантерию
– Почему человек может захотеть сделать Кариоча?
– Кариоча не делают без веской причины — либо по состоянию здоровья, либо еще по каким-то вопросам. Но сейчас, увы, это входит в моду — религией стали баловаться, сделав из нее некий атрибут роскоши.
– Роскоши?
– Ну да. Если денег много, то пошел и сделал Кариоча. Ушел в Ифа. Какая-нибудь иностранка попадется, даст ему денег, и он такой — о, все, я пошел в Ифа. Мальчики в двадцать лет уже «бабалао». Если вспомнить старые нигерийские традиции, там бабалао раньше 40 лет не становились, так как он должен знать и уметь очень многое. А сейчас для кубинца это стоит около трех тысяч долларов, для иностранца — что-то около семи тысяч.
– Сколько же кубинец должен копить лет?
– Копить, или встретить иностранку, которая за него заплатит.
– Бабалао же предоставляет услуги за деньги? Получается, это нечто вроде инвестиции?
– Если человек пришел к бабалао, а тот даже не смог прочитать его знак, или сказал какую-то ересь, или его работа не принесла результатов или даже навредила, то больше к такому «бабалао» не пойдут.
– То есть, магия зависит от того, насколько искусен жрец?
– Верно. Более того, бабалао целый день проживает знак того, кого консультирует, и с ним может произойти все что угодно. Опытный бабалао в первую очередь будет чистить себя. Он все поймет и увидит, и будет знать, что нужно делать. Но мальчик, пришедший в религию из-за моды или денег, ничего не увидит, и на следующий день его накроет.
– И если неопытный сантеро продолжать упорствовать, несмотря на полученный запрет, то человек может склеить ласты.
– Можно покалечить человека, а может покалечиться сам сантеро, проводящий церемонию. Прежде чем сделать инициацию, сантеро консультируется со своим головным Оришей, может ли он проводить обряд конкретно для этого человека, и если Ориша говорит «нет», то он не должен этого делать ни за какие деньги.
– А может ли Ориша промолчать?
– Нет, не может. Он говорит либо «да», либо «нет», посредством оракула.
– Письменные, или любые медиа-записи этих процессов не приветствуются?
– Записывать на видео церемонии запрещено. Но на сегодняшний день многое можно найти на Youtube — записи различных церемоний, тамборов, где люди находятся в состоянии транса, хотя это всегда было строжайше запрещено. Даже горшки с Оришами, стоящими на троне, нельзя фотографировать, не говоря уже об остальном.
Зачем сальсерос афро?
– Так для чего же сальсерос нужно афро?
– Это корни всей кубинской сальсы, которая вообще только существует. Если внимательно присмотреться даже к базовым шагам сальсы, можно увидеть, что их первоначальный рисунок идет из культа Вуду. Очень хорошо недавно написал Roynet Perez[ref]Ройнет Перес – профессиональный кубинский танцор, ныне живет в Финляндии[/ref] в своей заметке на Facebook, посвященной европейским преподавателям: “Как вы вообще можете идти преподавать, не зная корней?”
Афро дает совершенно другое восприятие ритма. Меняется техника, корпус, пластика тела, появляется понимание полной картины не только танцев, но и вообще всей кубинской культуры, насквозь пропитанной афро. Если вы плотно занимаетесь кубинскими танцами, то не мешало бы знать такие вещи, особенно преподавателям.
Афро – это корни всей кубинской сальсы, которая вообще только существует.
Представьте преподавателя иностранного языка, который говорит вам: «Ребята, я вас научу настоящему времени и будущему. А прошедшего я не знаю. Извините, будет только настоящее и будущее. Но я — хороший преподаватель».
– Вполне достаточно, чтобы спросить — «как пройти в библиотеку?»
– Понятие «преподаватель» подразумевает владение языком на уровне более высоком, чем туристический разговорник. Другой вопрос, что нужно ученику: спрашивать, как ему «куда-то нужно пройти», или он хочет научиться танцевать, получить полноценные знания, окунуться в эту культуру и историю, чтобы потом приехать на Кубу и не ударить в грязь лицом? И когда его увидят какие-то кубинские мастера, они скажут: «Этот человек действительно знает, что делает!» На прошедшем в Петербурге в январе уик-энде Саша Мещеряков отметил, что девочки из нашей студии реально осознают, что они делают, хотя танцуют женский стиль. Но при этом они знают историю. Это же многомерная система, и для того чтобы хорошо танцевать, базового шага касино явно недостаточно.
– Итак, изучение афро дает фундаментальное понимание сальсы.
– …и не только сальсы. Афро — это самый большой культурный пласт. Йоруба, арара, конго, гаитяно… это если не брать маленькие области, например, ангольские танцы.
– Как ты научилась слышать музыку афро?
– Кстати, именно благодаря афро я научилась слышать сальсу. Афро в музыкальном отношении очень сложное. Там нужно всерьез напрягать мозг, чтобы танцевать в ритм. Для слуха это очень хорошая тренировка, а ведь его можно и нужно тренировать.
– Лучше тренироваться под живые инструменты?
– Конечно, живые инструменты легче различить. Хотя кто-то мне говорил, что ньонго[ref]Ньонго – определенный ритмический рисунок и одноименный шаг[/ref] вживую воспринимать сложнее.
– Часто ездишь на Кубу?
– Раньше ездила часто, даже несколько раз в год, сейчас чаще одного раза не получается. Каждый свой приезд я там учусь.
– А здесь, в России, для тебя есть возможности обучения?
– Стараюсь поддерживать уровень, заниматься чем-то новым. Преподаватель обязан все время куда-то ходить и чем-то заниматься. Я, конечно, не говорю про стрейчинг, это все ерунда, но балет должен быть. Контемп, джаз.
– Ия Баваль и джаз?
– Да, иначе ведь можно завянуть. Мне это нужно для поддержания тонуса и формы.
– Твоя форма многих впечатляет, когда ты танцуешь афро несколько часов, а все вокруг уже давно умерли.
– Афро повышает физическую выносливость в плане кардио и физики тела. Еще один повод заниматься афро – чтобы не задыхаться после двух треков касино и не бежать в бар с языком на плече.
– Твоих учениц можно вычислить на танцполе, как единственных оставшихся, когда все остальные уже без сил?
– Сначала их там вообще нужно найти (смеется). Они очень скромные. Может быть, потому что я их мало хвалила. Я вообще такой преподаватель, который никогда не хвалит. Если это плохо — я говорю, что это плохо. Не бывает на 80, на 70, на 90 процентов. Либо сто, либо никак.
Техника нарабатывается количеством. Идеально, если есть возможность жить и учиться на Кубе.
– И как же научиться хорошо и технично танцевать афро?
– Техника нарабатывается количеством. Идеально, если есть возможность жить и учиться на Кубе. Если говорить о регулярных тренировках, то в Москве есть Аннелис Перес. Тренироваться нужно постоянно и с хорошим преподавателем. Даже у Аннелис один раз в полгода – это ни о чем. К сожалению, афро невозможно понять мозгами, это, в первую очередь, тело, а для этого нужны постоянные тренировки. Если есть у кого-то возможность тренироваться с Аннелис хотя бы два раза в неделю — это круто.
– И обязательно нужно знать традицию?
– Желательно, от этого зависит очень многое. Недавно произошла показательная история. После проведения «Salsafro-уикэнда», куда я приглашала Феликса Торреса, мои ученицы сказали мне, что им не очень понравились классы. Мол, вроде бы он все хорошо показывает – связки и все прочее, но чего-то не хватает. Чего-то, что идет изнутри. Сам Феликс Торрес говорит, что далек от религии и не любит все эти заморочки. При этом он не простой танцор, работал в фольклорном ансамбле CFN, а это вполне высокий уровень осознания и качества. Но у него не лежит ко всему этому душа, и поэтому чувствуется, что работает без драйва. Напротив, религиозных людей от этой темы прежде всего, что называется, «прет». При первых же звуках бата их сразу начинает колбасить, особенно если играет Юнески. Он играет очень хорошо, от души, входит в транс. Или вот, скажем, Аннелис — она в религии, и у нее есть посыл, она отдает его людям. Есть какая-то ощутимая разница в энергетике, хотя в техническом смысле разницы может и не быть. Но что сейчас важнее людям? Техника, связки, или все-таки важен этот посыл? Вопрос.
– А как бы ты на него ответила?
– У меня изменилось ощущение музыки после инициации. Именно религиозную музыку я чувствую иначе.
– Это какая-то мистика, или просто накопилось количество информации и перешло в опыт?
– Думаю, и то и то. Когда ты инициированный, появляется связь, ты становишься единым целым — барабанщик, танцор и музыка, и в теле совсем другие ощущения.
– Без барабанов сантерия немыслима?
– Да, религия и музыка — единое целое.
– Многих от афро отталкивает именно то, что там религиозное содержание, а люди — христиане, мусульмане — не понимают, зачем им изображать каких-то богов, которые с точки зрения христианства не иначе как бесы. Как бы ты предложила относится к сантерии христианам, изучающим афро-кубинские танцы?
– Я бы предложила им к ней не относиться. Если им этот вопрос каким-то образом мешает, то лучше не углубляться. Если присутствует такой конфликт, то стоит отнестись к афро просто как к исторической реконструкции, к части культуры, не вдаваясь и не объединяя себя с этим.
– Сам танец разве не вскрывает глубинные инстинкты?
– У всех по-разному. Бывало так, что люди, никак не относящиеся к религии, впервые попадали на праздник барабанов на Кубе — «тамбор» — и говорили: «Странно, как будто через меня проходит энергия». Они чувствовали энергию, порой кого-то даже заносило. Без одержимости, но было видно, что они проводят эту энергию. Кстати, сейчас на уроки приходят люди, которым в принципе не интересна сальса, они приходят исключительно на афро и втягиваются.
– То есть, они занимаются танцами вне религии просто потому, что им нравится?
– Однажды они ответили мне, что им нравится все в совокупности. Этника, энергетика, да еще и для тела хорошо.
– Но у них, по сути, нет возможности публично себя показать. Например, капоэйрщики[ref]Капоэйра – бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой.[/ref] регулярно устраивают уличные сходки, а сальсерос могут вставлять афро в тимбу. Но где танцевать афро как таковое?
– Только у сальсерос есть пунктик — где-нибудь публично себя показать. Вероятно, у этих людей такого пункта нет, они занимаются для себя, просто потому что им от этого хорошо.
Больше афро!
— А кто еще в Петербурге занимается афро?
– Федор Недотко. Я могу уверенно говорить, когда у человека есть уровень, когда он реально крут. Недотко — реально крут, причем он, вроде бы, и не сантеро, но говорит о том, что знает на сто процентов, ему остается только поаплодировать.
Сейчас начинает популяризовать афро и румбу Андрей Брюховских — ученик Мещерякова. Мы организовываем регулярные румба-джемы, на которых румбу играют и танцуют преподаватели и ученики – все вместе, без постановочных шоу. Я рада, что это стало появляться хоть в каком-то виде, значит, у людей есть искренний интерес.
– А в России?
– Хорошо танцует Александр Мещеряков из Астрахани. Наверное, лучший преподаватель афро в России на данный момент – Аннелис Перес (ссылка на интервью на саюне). Она прошла через множество танцевальных ансамблей, в том числе и через Тропикану, и приблизительно полгода училась в Conjunto Folklorico Nacional, а этот ансамбль всегда накладывает отпечаток, так что в афро она очень крутая.
Еще можно назвать Маркоса Фернандеса из Новосибирска, с поправкой на его обучение в «Театре Америка».
– А какая разница между этим театром и CFN?
– Я как раз больше всего времени училась в «Театре Америка». По сути, это кабаре, на Кубе называется espectáculo, спектакль. Конечно, это не «Тропикана», но примерно в том же духе. Афро там на высоком уровне, ведет его Доминго Пау (здесь можно посмотреть архивные записи его выступления, где он танцует румбу Колумбию — прим. ред.). Я занималась у Доминго, он очень хороший преподаватель. Кстати, он хороший пример bailarin. А в ансамбль он попал тоже с подачи Мириам Искиердо, они старые друзья. Когда мы с Адрией делаем дома тамборес, всегда приглашается Доминго, и под рюмашку он рассказывает всю свою жизнь — как они познакомились с Мириам, что они вытворяли, куда ездили… Он очень много знает, большой мастер своего дела.
Афро в тимбе
– Уместно ли афро в тимбе? И если да, то в каких ситуациях?
– Тема, конечно, неоднозначная. Если пообщаться с профессионалами на Кубе, то они против того, чтобы смешивали румбу и тимбу с афро. Если вы танцуете сальсу — танцуйте сальсу. Румбу — танцуйте румбу, зачем вы туда добавляете Оггунов? Если афро добавляют в тимбу просто потому, что больше нечего показать, а между тем элементов огромное множество, то это странно. Так мне всегда говорила Адрия — мы дискутировали с ней на эту тему. И в румбе, и в сальсе есть множество вариаций, элементов, разнообразных связок, можно вставить очень многое помимо афро. Так говорят на Кубе.
А в Европе совершенно другая жизнь, это стало модным. Если ты танцуешь под тимбу, то неплохо бы ввернуть кусочек афро, это же прикольно. Это тенденция Европы, но не Кубы.
Если афро добавляют в тимбу просто потому, что больше нечего показать, а между тем элементов огромное множество, то это странно.
– На Тимбафесте 2015 Осбанис[ref]Osbanis Tejeda – профессиональный танцор, хореограф (facebook). Интервью с ним и его партнершей Аннет на русском языке можно почитать на salsa-union.ru здесь[/ref] ставил учебный номер — смесь регетона, румбы колумбии, касино, афро…
Щелкните здесь, чтобы увидеть упоминаемый номер Осбаниса и Аннет
– Для шоу это нормально. Но если ты вышел на танцпол и начал месить Элегуа, а твоя партнёрша стоит и ковыряется в носу, то какой в этом смысл?
– Но посыл именно таков, что в тимбу можно и нужно вставлять все, что угодно.
– Говорят же: «тиене тременда тимба эн эль куэрпо» (tiene tremenda timba en el cuerpo – «у чувака в теле сумасшедшая тимба!» – исп.), изначально тимба — это движуха, даже не жанр музыки или танца. Другое дело, что понятие уже устоялось, ведь ничего не стоит на месте, все развивается. От европейских преподавателей я часто слышу, мол, Куба устарела, они уже деградируют в своих мыслях. А на Кубе про европейцев говорят с точностью до наоборот: «Да нет же, это у вас в Европе крыша едет, вы не знаете, на чем еще сделать денег, поэтому начинаете все выделять в отдельные категории»
Другое дело, если музыканты играют соответствующие ритмы, на бата или на других инструментах. В этом случае, конечно, не лишним будет вставить афро. Например, в одной из песен Элито Реве[ref]Элито Реве – знаменитый кубинский музыкант, руководитель тимба-группы “Elito Reve y su Charangon”[/ref], где он несколько минут поет про Йемая, музыканты играют отчетливый ритм ньонго.
“Колибри”
– На концерте Элито Реве в Петербурге в «Зале Ожидания» 20 ноября 2015 на сцену выходила твоя шоу-группа «Колибри». Было интересно смотреть, как вас Элито Реве обливал водичкой…
– Да, девочки очень нервничали по этому поводу — кто они, а кто Элито Реве! На сцене негде было развернуться, у меня там руки скрюченные получились… У девочек был пятачок в зале, они станцевали хорошо, затем поднялись на сцену, запутались в проводах, одна чуть не упала на музыканта… вообще они молодцы.
Единственное, что мне важно — чтобы девочки тоже были довольны, чтобы у них был стимул развиваться дальше
– А какие были отзывы от музыкантов?
– Сам Элито Реве звонил мне несколько раз и говорил, что ему очень понравилось. Последний раз звонил буквально на днях, сказал, что у них будет какая-то новая хорошая песня.
– Посвященная тебе?
– Я просила какую-нибудь песню посвятить мне (смеется). Он сказал: «Конечно!» Ты ж понимаешь, кубинец пообещал, кубинец сделал.
– Когда у тебя появилась идея создать шоу-группу?
– Шоу-группа как таковая сложилась в 2014 году, но девочки занимаются у меня дольше, около трех лет. Сначала это была группа по женскому стилю, которую я начинала в «Малеконе», продолжила в «Salsa Social», и некоторые начали за мной переходить. Официально «Колибри» они стали года полтора назад. Это экспериментальный проект. Я брала девочек с нуля и поднимала их уровень, используя техники театра «Америка». Идея проекта — сделать из обычных девочек танцоров. Их жизнь менялась и в повседневности – появилась уверенность, они стали иначе выглядеть, по-другому думать, появилась целеустремленность. А кто-то, наконец, поверил в себя.
– Тебе помогают подобные выступления со звездами в плане карьеры?
– Я не задумываюсь об этом. Прежде всего, меня от этого прёт. Единственное, что мне важно — чтобы девочки тоже были довольны, чтобы у них был стимул развиваться дальше, а концерты вроде Элито Реве их подстегивают. После таких концертов у них горят глаза, и они готовы двигать горы. Для меня только это имеет значение, а не количество людей, которые придут ко мне на занятия.
С Ией Баваль беседовал Марат Капранов, глав. ред. сайта “Сальса по-русски”
4 февраля 2016 года
г. Санкт-Петербург