Лекция 2. От кубинского контраданса до касино

chast2.jpg

160 views

 Примечание: на мобильных устройствах субтитры не отображаются при переходе в полноэкранный режим проигрывателя. Это известная техническая ошибка. Некоторые Android и Windows устройства также могут не отображать их. Во всех подобных случаях смотрите версию со вшитыми субтитрами, опубликованную на Youtube (см. таблицу)

Вшитые субтитрыОригиналОригинал с субтитрамиФайл SSAФайл SRT

⇑ Страница цикла лекций   |    Следующая часть: «Кубинский сон»

Тема этой лекции — от контраданса до касино, побудила меня несколько лет назад выпустить вот эту книгу. Книгу, которая как раз носит такое же название: «От кубинского контраданса до касино». На первой лекции мы говорили о том, как бальные танцы Европы вошли в обиход не только на Кубе, но и во всех странах Америки в XVIII-XIX веках. С точки зрения хореографической мы видим, что, несомненно, именно контраданс имел наибольшее значение на Кубе. И мы увидим, как шаг за шагом он развивался, изменялся, став в результате тем, что мы сейчас называем «касино» или «кубинская сальса», как она больше известна за пределами Кубы.

Посмотрите на фото, которое не очень хорошо получилось, но оно иллюстрирует одну из основных фигур контраданса – «цепочка из рук». На них одежды той эпохи. И эта вот фигура — «цепочка» — практиковалась, полагаю, везде, где бы ни танцевали контраданс. Ну, что ж. Давайте посмотрим, насколько тесно с точки зрения хореографии наш контраданс, кубинский контраданс, был связан с испанским контрадансом.

Например, в книгах, во многих изданиях, зафиксированы такие фигуры испанского контраданса как те, что мы видим здесь:

  • «прогулка»
  • «цепочка»
  • «прочная цепочка»
  • «плеть»
  • «лассо»
  • «колесо»
  • «восьмерка»
  • «крыло»
  • «решето»

И, как раз в нашем кубинском контрадансе, мы обнаруживаем именно эти же самые фигуры, собранные Эстебаном Пичардо в его «Словаре» в 1836 году, им описанные уже как фигуры кубинского контраданса. Таким образом, с хореографической точки зрения мы можем говорить о большом влиянии испанского контраданса.

Эта мысль является немного новаторской, поскольку музыковеды раньше и обучали и утверждали, что кубинский контраданс большее отношение имеет к французскому контрадансу.  Поскольку на Кубу пришло много всего французского в конце XVIII — начале XIX веков, как раз, когда случилась гаитянская революция, и в восточных районах появилось много французов, много чего привнесших на Кубу. Среди прочего — и свой контраданс как музыкальный жанр. Но, как мы знаем, в Гаване, задолго до того уже танцевали испанский контраданс. И поэтому, анализируя хореографию шагов и фигур, мы все же отмечаем, что влияние испанского контраданса было для нашего более важным.

Итак. Этот контраданс, как мы убедились, имел много фигур, что следует из первого фото. Разные пары должны были координировать свои действия одновременно, в унисон. Присутствовал, так называемый, бастонеро, который находился вне танца и определял, какую фигуру должны исполнять танцующие. Все это происходило в больших залах. Но, поскольку постепенно становилось все более популярным и в небольших городах, вероятно, из-за того, что там помещения для танцев были меньше, и были утрачены многие из этих фигур. Но осталась очень важная последняя фигура, называемая «седасо» (решето), которую мы чуть раньше видели.

Чем же является «седасо»? Фигура описана как «вальс», как закрытая позиция, пришедшая к нам благодаря влиянию венского вальса. В конце концов, остались фактически только эти четыре фигуры, указанные мной здесь, наиболее часто упоминаемые: «пасео», «кадена», как мы видим, «кадена состенида» и «седасо». То есть всегда теперь танцы должны были заканчиваться уже закрытой позицией.

Итак, давайте рассмотрим ситуацию с этими фигурами, даже не столько с фигурами, сколько с шагом, описанным во множестве книг, множеством авторов, который называется «базовый» в контрадансе и который танцоры и преподаватели знают и проговаривают как «123 пауза, 123 пауза». Этот базовый шаг, пришедший из контраданса, перешел затем в дансу, дансон, дансонет, в ча-ча-ча как вариант хореографии и, в конце концов, в танец, популярный в наши дни — касино, или кубинская сальса, как вы еще его называете.

Поэтому я выдвигаю гипотезу, заключенную в следующем:

В наших бальных танцах народного происхождения содержатся базовые группы движений, шагов, позиций и фигур, адаптированные к специфичным ритмам и стилям и имевшие распространение в течение более чем века, что, таким образом, неопровержимо доказывает их традиционность.

На этом моменте хотелось бы отметить, что с музыкальной точки зрения существуют жанры известных авторов, каким, например, является дансон, первый дансон был написан Мигелем Фаильде. и тут мы можем говорить о мамбо, о ча-ча-ча, как музыке, написанной Энрике Хоррином. Но есть одна отличительная черта с точки зрения хореографической — это то, что сами танцоры, которые шаг за шагом развивали и разрабатывали эти базовые шаги и фигуры, совершенно естественным образом сформировали, в конечном итоге, саму существующую традицию.

В принципе, все преподаватели танцев знают то, о чем мы говорим. Этот базовый шаг «123 пауза»  использовался в контрадансе, повторю, в дансе, дансоне, и в наши дни — в касино. Конечно, танец уходит, меняется вместе с эпохой. И это касается и стиля и музыки, которая сопровождает танец. Итак, давайте повторим упомянутые ранее вышедшие из кубинского контраданса танцы. Это: В XIX веке — данса, данса хабанера и дансон. В XX веке — сон урбано, дансонет, ча-ча-ча и касино.

Мы включили сюда сон урбано (или сон хабанеро) Почему? Потому что, хотя с точки зрения музыкальной он исполнялся совершенно иным составом оркестра, нежели дансон, (к примеру, дансон исполнялся оркестром чаранга, а сон пришел из Ориенте и имел иной состав ансамбля, где основными, среди прочего были гитара, бонго, клавес).

Но что происходит? Когда этот сон, рожденный в Ориенте, попадает в Гавану, он просто-напросто накладывается на шаги и фигуры дансона. И в этом состоит их различие, и мы включаем сон сюда, поскольку он имеет тесную связь с предшествующими танцами, возникшими в городах. Здесь мы видим пару, танцующую дансон, возникший в 1879 и который продолжали танцевать, скажем так, в 50-х годах XX века и танцуют по сей день, те, кого называют «Клуб любителей дансона». Это люди, почти всегда, более старшего возраста, которые продолжают танцевать дансон. Не только в Гаване, эти клубы организованы практически во всех городах и поселках страны для сохранения традиций дансона.

А теперь давайте посмотрим следующее фото с ча-ча-ча. Вслед за дансоном и дансонетом приходит популярность к ча-ча-ча. Уже в виде сольных и открытых фигур. И здесь мы уже видим, что партнеры находятся в пол-оборота друг к другу и танцуют соло в паре друг напротив друга. А на этом фото мы видим уже фигуру из современного касино, которая вполне может представлять собой развитие фигуры, называемой нами «Надень сомбреро».

Таким образом понемногу развивались фигуры. Фигуры, которые были базовыми, понемногу танцорами дорабатывались и создавались новые фигуры, потому что касино или кубинская сальса – это социальный танец, наиболее часто танцуемый на Кубе. На различных вечеринках в клубах, на частных вечеринках танцуют именно касино.

Конечно, могут танцевать и другие танцы, которые приходят с модой, так мы встречаем много меренге, ламбаду, танцы, которые пришли из других стран, часто танцуют реггетон — он очень моден, но касино сохраняется. Можно сказать, что социальный танец, существующий более 50 лет,  все еще является популярным среди кубинского народа.

Перевод: Алла Зайцева, 2017 г.
Субтитры и монтаж: Капранов Марат.
Специально для проекта «Сальса по-русски»

  • 43
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".