Не секрет, что в социальные танцы многие приходят вовсе не чтобы научиться круто танцевать. Многие приходят за той атмосферой, что часто царит на вечеринках, занятиях, общих тусовках. Многим это позволяет отвлечься от проблем на работе, бытовой рутины, личных проблем. Но кто-то приходит танцевать.
Первым нужны Продавцы счастья, вторым — Учителя.
И хорошо, когда приходящий в танцы человек находит именно того, кто ему нужен. Ибо в противном случае один уйдет с обидой на школу, а второй — с разочарованием в школе.
Вопрос, который должен решить для себя преподаватель, кем он хочет быть и кого он хочет видеть вокруг себя.
Продавец счастья должен дарить радость тем, кому ее не хватает, на его занятиях должно быть радостно независимо от того, что на них происходит.
Учитель должен учить, его интерес — в появлении хорошо танцующих людей.
В чем разница, и есть ли противоречие? Неужели трудно совместить одно с другим? Ответ банален — человеческая лень.
Как много людей, которые не бояться посмотреть на себя, признать свои ошибки и, сжав зубы, сделать себя лучше? Увы, мало. Гораздо проще не увидеть, увидев — не признать, признав — сбежать: «это не мое, я лучше другим займусь». Тем, кто способен на вышеперечисленное, если честно, и школа-то не нужна при наличии зеркала и «ютуба».
Школа нужна тому, кому нужна помощь в прохождении пути. Ибо школа это и есть путь. Учитель направляет, помогает, ведет. И если ученик ошибся, учитель не солжет ему, а поможет исправиться. Единственное, чего не может учитель, это донести ученика до конца. Каждый проходит его сам… или не проходит.
Продавцы счастья не учат — они продают. Люди, покупающие героин или сигареты, покупают радость, способ забыться, а вовсе не порошок или бумажную трубочку с табаком. Но главное — они покупают. И важно: человек не должен соскочить, он должен знать, что именно здесь он может получить свою частичку счастья, поэтому покупатель не должен быть расстроен или обижен. Счастье — это бизнес. И продавцы счастья это понимают.
Стратегией продавцов счастья пользуются даже те, кто напрямую им не торгует. Лекарства приобретают всю гамму вкусов, гигиенические средства разве что массаж не делают, настолько они нежные. Конечно, лекарство, даже если оно вкусное, все равно вылечит. Наверное. Если только вся его суть не лежит только во вкусе и правильной рекламе. Ведь цель фармкампании не вылечить вас, ей на вас наплевать, ее цель — продать вам лекарство. И, пока вы покупаете, вам будут улыбаться.
Хотя лекарство — плохой пример. Ведь таблетка, в общем, может быть и вкусной, и полезной.
Но мы говорим о росте человека, как танцора. Любая эволюция — это результат борьбы. Именно борьбы. В праздной радости не рождается новое. В праздной радости можно лишь деградировать. Процесс может быть сколь угодно приятным, но это путь вниз. Без борьбы нет роста.
Хочешь — борись
Но как же «демотивация», спросите вы? Ведь если жестко, если строго, то тут никакого терпения не хватит! А жестко и не надо, людям, готовым учиться, не надо жестко, а клиентам Продавцов счастья, как ни старайся, будет не в кайф, у них болевой порог слишком низкий. Да и о каком пороге можно говорить, если они пришли ТОЛЬКО за радостью.
Но выглядит так, как будто я считаю Продавцов счастья злом, их клиентов слабаками. Это не так. Люди должны находить друг друга. Нет ничего зазорного в том, чтобы, отпахав 12 часов на работе, захотеть расслабиться на занятиях танцами, без напряга, без желания стать хорошим танцором, просто для удовольствия. Больше того — это нормально. Без Продавцов счастья в той или иной форме мир будет сплошной борьбой. Просто надо быть адекватными и не обманываться и не лгать себе. Я так считаю.
Поэтому можно ли совместить? Да, можно, не внутри одной и той же группы. Ибо собирая людей в группу вы лишь тогда сможете эффективно работать, когда она объединена общим интересом.
Рассмотрим как практически это реализуется у нас в школе.
На начальном этапе вы всегда получаете самый разношерстный по интересам состав. Но здесь помогает то, что и материал достаточно простой, поэтому при формировании начальных навыков несложно учить, не напрягая. Здесь достаточно просто иметь грамотную систему, методику, и не пороть чушь Хотя даже здесь не удастся угодить 100% всем. Ведь кто-то предпочитает преподов «объясняющих», кто-то — «показывающих», кто-то вообще пришел просто попрыгать вслед за аниматором. Но для большей части учеников на нулевом уровне все едино, независимо от того, является ли их целью научиться, или просто отдохнуть.
Но идет время, и группа всегда явно расслаивается на тех, кто учиться и тех, кто отдыхает. Вот здесь преподавателю и нужно сделать выбор, кто он. Ибо какое-то время еще можно продолжать, но или отвалятся те, кто хотел научиться и понял, что здесь он уперся в потолок. Даже если он не понял это сознательно, то подсознательно его мотивация, заключающаяся в ощущении, что сегодня он танцует лучше чем вчера, вот эта мотивация исчезла. Или же отвалятся те, кто понял, что тех сил, которые они планировали прикладывать к обучению больше не достаточно, чтобы оставаться в группе. Все это логично, естественно и нормально. Набрать вы можете кого угодно, с вами останутся лишь те, кому с вами по пути. Для этого и существует деление на уровни, именно поэтому я давно уже не ругаюсь первые полгода, и матерюсь начиная со второго
Но я отвлекся. Почему же нельзя просто дать людям посещать занятия, ведь если человек будет ходить достаточно долго, то он рано или поздно научиться. Может и можно, но лично я за 8 лет преподавания и знакомства со школами во многих городах, не видел ни одного практического подтверждения этому.
Ошибки не уйдут, если о них не знать, и даже если знать и признавать их, они все равно не уйдут, если над ними не работать. А работа, как учит физика, это количество ньютонов (сил), потраченных на количество метров (величина вашего роста)… а никак не время, проведенное в танцзале, да хоть поселитесь там, но если количество потраченных сил мало, или мало количество сделанного, то вы не работали. Работа не учитывает времени. (так, физики, про работу электрических сил не считается, ибо хоть там есть секунды, но там и силу тока надо поддерживать на определенном уровне).
А как же танцы для удовольствия? Так удовольствия никто не отменял, просто «трава разная». У всех зона удовольствия расположена в разных местах. Кто-то доволен тем, что он просто что-то делает. А кто-то хоть и доволен тем, что делает хоть что-то, но понимает, что его удовольствие по-настоящему лежит там, где он делает это лучше, чем просто «хоть как-то». А кто-то, наоборот, испытывает дискомфорт, когда ему об этом напоминают.
Как видите, и первые, и вторые довольны на начальном этапе (кроме явных перфекционистов, которые могут получать удовольствие ТОЛЬКО в том случае, если они все сделают идеально). Но уже скоро (в сальсе — через полгода) они начинают делиться на тех, кто уже кайфует и тех, для кого этот кайф промежуточный, а настоящий кайф еще впереди. Через год этот раскол в группе не сможет игнорировать даже слепой преподаватель.
Когда-то давно я на это и злился
Тщеславие и гордыня — тоже грехи большие, они делают нас зависимыми от того, удовлетворяются они или нет, применимо к танцам — растут ваши ученики как танцоры или нет. Но, в отличие от зависимости во лжи, эта зависимость, по крайней мере, полезна ученикам, точнее, той их части, что пришли к вам, чтобы научиться танцевать.
Танцы многогранны, здесь каждый найдет то, зачем пришел, важно быть адекватным, не лгать себе и понимать, зачем именно вы идете — за танцами или за радостью.
Я видел преуспевающие школы, где отличная тусовка, дружный коллектив, они идут на занятия, как на праздник, но при этом, в сущности, никто не умеет танцевать. И я видел школы, которые закрывались лишь из-за того, что людей, пришедших за удовольствием, пытались научить танцевать.
Слава Богу, это крайние случаи. В общей массе все тип-топ, все совмещают с уклоном в ту или иную сторону.
Просто будьте честными