Одним из самых важных развиваемых навыков для взрослых людей, пришедших в социальные танцы, является выстраивание отношений со своим собственным телом. Как правило, в обычной жизни, никак не связанной с осознанной и развиваемой двигательной активностью, нам вполне хватает минимального уровня контроля над собственным телом, минимального взаимодействия с ним, и если мы чем-то начинаем сознательно заниматься, то только когда прижмет, например, заболит.
Поэтому для большинства пришедших молодых танцоров первые годы проходят в борьбе со своим телом, а многие так и продолжают эту борьбу, которая потом провоцирует недовольство собой, нежелание и невозможность развития. А у некоторых получается все достаточно легко и непринужденно.
Как понять природу этой борьбы, чем можно облегчить себе жизнь? Почему у одних получается с нуля и быстрее, а у других медленно и вообще не особо?
Дальше в тексте будет немного теории из книжки гениальнейшего физика Моше Фельденкрайза, читая которого у меня создается стойкое ощущение, что ему надо было преподавать танцы (автор методики развития возможностей человеческого потенциала, в том числе и тела).
В своих работах Моше говорит о том, что у человека есть «шестое чувство»: кинестетическое ощущение. Это чувство восприятия – пространства, движения, ощущения. С помощью этого самого чувства мы воспринимаем сами себя – движение своих мышц, свое положение в пространстве, свой вес, свой баланс и пр. Причем это чувство (мне даже кажется, что его можно назвать инстинктом) от рождения дано людям в разной степени – у кого-то врожденно достаточно развито, у кого-то очень слабо.
Центром этого чувства является (по теории Фельденкрайза) является внутреннее ухо, а «ушами» – нервные окончания, которые находятся у нас практически везде.
Представьте: вы берете в руки, например, 10 кг, закрываете глаза, и вам абсолютно незаметно добавляют какой-то вес к имеющимся 10 кг. Муху, конечно, не уловит никто, но добавку в 500 грамм вы заметите.
Закон ощущений гласит, что чем меньший вес вы удерживаете, тем меньший добавляемый или убираемый вес вы сможете заметить, причем данный закон применим приблизительно для всех ощущений: света, звука, тепла, боли, запаха, мышечных усилий и т.д.
Но есть еще такая особенность, что один человек заметит прибавку в 50 грамм, а другой только 250.
Давайте переложим эту теорию на танцы.
Когда напряжение в вашем теле находится в низкой степени, вы можете услышать и воспринять даже самое небольшое изменение сигналов. Вы сможете ощущать и осознавать происходящие в вашем теле изменения и процессы и производить действия, не вызывая в теле напряжения. Так вот, люди с хорошим кинестетическим ощущением склонны к тому, чтобы стремиться к минимальным величинам напряжения,
Люди же с неразвитым ощущением сразу изначально настроены только на результат, а не на способ его достижения – поэтому результат достигается за счет на порядок большего усилия, чем это действительно необходимо, и при этом напряжение, находящееся в их теле, только увеличивается. Тем ниже порог восприятия, в какой-то момент процесс развития останавливается. Фельденкрайз даже говорит о том, что можно достигнуть такого уровня в своем неправильном движении, что обучение будет вообще невозможно. Но это теория.
Вот и ответ на вопрос – почему одни, даже не очень много занимаясь, становятся лучше. Их кинестетический аппарат постоянно находится в поиске лучшего способа движения и начинает улавливать все больше нюансов и учится на них реагировать. А другие продолжают использовать свой не лучший способ движения и не могут ощутить разницу, пока не поймут ее мозгом. Такой вот порочный круг. Мы воспринимаем привычный способ более правильным и легким, даже если это совершенно не так.
Кстати, когда человек, обычно работающий на неэффективном уровне движения, вдруг ловит ощущение «легкости» и «плавность» без потери скорости и точности – это становится открытием. Но самое важное, что можно вынести – наследственность, конечно важна, но у нее совершенно не решающая роль! Хорошее кинестетическое ощущение может быть утеряно из-за неправильного применения, так и слабое кинестетическое ощущение поддается развитию!
С чего же можно начать?
Кстати, и Фельденкрайз, и Лоуэн единодушны в мнении, что физические напряжения всегда тесно связаны с вызвавшими их эмоциональными проблемами, и само по себе решение такой проблемы чистой физиологией не обеспечить. Но также они говорят о том, что если отсутствие похвалы в детстве заставляет вас ходить согнувшись и не отсвечивать, а установка на то, что ты должен быть серьезным, не позволяет расслабиться на танцполе, то разработка тела приведет к снижению давления подобных установок на наше подсознание. Но оставим это психотерапевтам, и давайте про наше, про танцевальное.
Наблюдая за некоторыми новичками у меня складывается ощущение, что они, даже выучив уже основной шаг, не очень осознают, что именно делают их ноги. Просьба остановиться в середине выполняемого движения (особенно, если это поворот) приводит к потере координации. А просьба к девочкам самостоятельно прошагать то, что они делают в паре, вообще нереальна для выполнения. Больше того, начинающие партнерши чувствуют себя настолько неустойчиво, что любой элемент с расхождением с партнером вызывает чуть ли не паралич. Они вообще не уверены, что одни устоят на ногах!
И второе мое наблюдение, совсем другое, но по эффекту, есть подозрение, очень связанное – это наблюдение за некоторыми «бурными» партнершами, которые, кажется, что-то стайлят и делают каждую секунду.
Нет, я абсолютно не против стайлинга в целом:) Но когда создается ощущение, что девушка просто боится или не может хорошо, качественно идти основной шаг и не мельтешить при этом, кажется, что она боится остановиться и уйти в осмысление того, что она делает и вообще не сможет ровно и комфортно шагать.
Поэтому я предлагаю всем попробовать начать ощущать собственное тело и то, что делают его части в пространстве.
Фельденкрайз дает упражнения на совершенно разные части тела для осознания, но для танцора, думаю, самым первым является осознание комфортного положения своего тела стоя. Не буду приводить упражнения, их много. Приведу лишь несколько, для примера.
Стать ровно, неосознанно, как вы обычно стоите. Посмотрите, как стали ваши стопы – одинаково ли, где находится ваш вес. Закройте глаза. Не задерживайте дыхание! Потрогайте руками свой таз (ключевое место для танцующих! Не потому, почему вы подумали, а потому что там живет наш центр тяжести) – ровно ли стоят косточки? Постарайтесь ощутить, где находятся ваши плечи. Какое из них по ощущениям выше? Соедините мысленно ниточками правое плечо с мочкой левого уха, левое плечо с правой. Какая ниточка длиннее?
А теперь попробуйте пораскачиваться. Вправо-влево, вперед-назад. Кругами. Попробуйте скрутится влево-вправо. Понаблюдайте, что работает в данный момент, может быть, в какую-то сторону вам это делать легче, а в какую-то сложнее.
Хорошая поза стоя – это та поза, из которой одинаково удобно двигаться в любую сторону.
https://vk.com/wall3568590_2823
Партнеры:
В процессе взаимодействия недостаточно того, что вам просто удался элемент (я не говорю о начинающих, которым просто хорошо бы вообще что-то сделать в нужное время), а когда уже что-то получилось, уже стабильно понято, задайте себе вопрос – как оно получилось? Спросите хорошую партнершу, как она ощущает ваше ведение. Попробуйте приложить меньше усилий, попробуйте проконтролировать в этот момент, что у вас напряжено, и не является ли это напряжение лишним, насколько комфортно для вас вашего передвижение, и не просто рывком ли вы повторяете то, что вам дал преподаватель.
Кстати, хороший преподаватель на определенном этапе, после усвоения достаточно первичной схемы, переходит к «чистке движений», поскольку усвоенное, но некачественное движение не даст вам свободы использования в будущем.
Партнерши:
В процессе движения, например, в поворотах, проследите – удается ли вам оставаться «в сознании» в процессе поворота, можете ли вы остановится в любой момент, не зажато ли ваше тело, где находится ваш таз, как себя чувствуют ваши плечи, не напрягаете ли вы их, и так далее.
Осознанность движения – ключ к качественному выполнению, а это уже основа легкого и свободного танцевания. И на практике – недостаточно просто выполнить движение. Нужно уделить много внимания поискам правильных ощущений.
Признаки хорошо выполняемого движения по Фельденкрайзу:
Отсутствие лишних усилий.
У вас не напрягаются лишние мышцы, вы находитесь в тонусе, а не в зажиме. Достаточно понаблюдать за хорошим танцором (как и фигуристом, наездником, и т.д. — вообще за любым человеком, который научился надлежащим образом использовать свою умственную и телесную активность) для того, чтобы убедиться, что ощущение усилия есть субъективный признак наличия лишнего движения. По теории, любое неэффективное действие сопровождается этим ощущением; это признак некомпетентности. При внимательном анализе всегда возможно убедительно показать, что ощущение усилия появляется из-за наличия других действий, происходящих помимо намеренного действия. Для преподавателей: со стороны приложение излишнего усилия может быть идентифицировано по заметным перерывам в ритме дыхания, перегибам в нормальной кривизне позвоночника, а также по наличию излишней фиксации суставов в пространстве (слишком резкой передаче движения от одного сустава к другому) – визуальному «рывку».
Отсутствие ощущения сопротивления.
Важный момент – наше тело сообщает нам, что ему удобно. Ощущение сопротивления в теле означает, что мы некачественно отнеслись к сигналу о том, что ему удобно. Сопротивление обычно стараются переломить «волевым» усилием, а требуется анализ, почему же тело сопротивляется, и найти источник неудобства. По теории, ощущение сопротивления возникает, когда конечности, грудная клетка, плечи или другая часть тела задействуется для работы, которую должны выполнять мышцы таза или брюшные мышцы.
Вопрос сопротивления чрезвычайно важен: во-первых, потому что игнорируя его, мы продолжаем действовать против самих себя, продолжая верить, что мы сражаемся с объективными трудностями; во-вторых, потому что без осознания сопротивления мы никогда не сможем избавиться от него; в-третьих, потому что когда мы видим других людей, добивающихся успеха там, где мы терпим неудачу несмотря на все старания, мы приписываем себе в попытке самозащиты какие-либо врожденные недостатки и прекращаем заниматься такой деятельностью.
Наличие обратимости
Ключевой фактор при ведении-следовании. Партнер должен быть в состоянии преобразовать свое ведение, а партнерша быть способной в любой правильный момент среагировать на это ведение. Наличие обратимости развивается при медленном выполнении движения, и ее наличие является показателем тонкого контроля движения.
Понимаю, что это все несколько оторвано от реальной жизни, но работа со своим телом несет заманчивые перспективы дружбы со своей телесностью, а это нужно не только для танцев, но вообще для качества жизни и здоровья.