Сон (латиноамериканский)

Сон — музыкальная форма, обычно сопоставляемая с каким-либо местным звучанием или музыкой. Сон исполняется либо в качестве инструментального танца, либо как песня. Под соном абахеньо (son abajeño), т. е. сон снизу (abajo), как правило, подразумевается сон из региона Тьерра Кальенте, на юге Мексики, штат Халиско, его размер и форма совпадают с соном халисьенсе (son jaliscience).

Другой сон — сон уастеко (son huasteco) — исполняется в размере 6/8, составленном из двух частей со сложной гемиолой (hemiola — ритмический прием, когда трёхдольный метр изменяется на двудольный с помощью переноса акцентов в такте, см. подробнее вики — прим. пер.) или с пересекающимися паттернами. Сон уастеко родом из региона Гуастека, чуть севернее Веракрусз, в Мексиканском заливе. Конхунтос (ансамбли) из этих мест состоят из скрипки, небольших местных гитар харана (jarana) и уапангера (huapanguera) или кинта (quinta).

Мексиканская уапангера

Помимо инструментовки, сон уастеко примечателен вокальными прыжками в фальцет, наподобие стонов в вокальной технике. В одном из самых распространенных жанров мексиканской музыки, в мариачи, особняком стоят соны уастекас, их также называют уапангос (huapangos).

Сон халисьенсе имеет размер 12/8, составленный из четвертного метра со сложным ритмическим паттерном сесквиальтера (sesquialtera), в котором две группы из трех долей (составной двухдольный, или 6/8) чередуются с тремя группами из двух долей (простой трехдольный, или ¾). Сменяющиеся размеры создают в мелодии и гармонии ритмический эффект под названием гемиола, который также называют контратьемпо. Сон халисьенсе происходит с западного штата Мексики — Халиско, в традиционном репертуаре мариачи он обязательно присутствует. Под эту музыку часто танцуют сапатеадо (zapateado), «танец туфли», на деревянной платформе под названием «тарима» (tarima). Танец изображает состязание между петухом (el gallo) и курочкой.

Танец сапатеадо на деревянной тариме

В отношении структуры музыка организована следующим образом: сначала исполняется энтрада (entrada — вступление, прим. пер.), затем версо (куплетная часть, исполняемая соло), а затем коро (припев, в котором хор отвечает солисту повторяющимся заданным рефреном), затем третья секция, новые куплеты и сокращенная версия энтрады в завершение. Заключительная каденция представляет собой клише под названием «Тэг Халиско» («Jalisco tag»). Не все соны халисьенсес соответствуют описанному ритму сесквиальтера, но это старейшие в репертуаре мексиканской музыки.
8 просмотров
Сон харочо (son jarocho) — местный танец в простом четырехдольном размере с остинатной формой, из региона близи Веракрус. Известно, что его исполняли еще с 1790-х годов в национальном театре Колисео, в Мехико. Этот сон был популярен в Веракрус в XIX и XX вв., расцвет пришелся на 1830 г. в Калифорнии. Слово харочо означает «бесцеремонный», что и характеризует манеру танца и музыки. Конхунто (ансамбли) состояли, как правило, из фольклорной арфы (arpa), родом из Веракрус, которая отличалась от похожей арфы из Халиско, а также из небольших гитар харана хароча и рекинто.

Арфа из Веракрус

Важной частью традиции сона харочо является стихотворная форма — десима. Тембр вокала высокий, но, в отличие от Гуастеки (хотя оба региона соседствуют друг с другом и обмениваются репертуарами), в пении не используется фальцет. Самый известный пример сона харочо — песня «La Bamba».
La Bamba (original) - El Jarocho 1939

Петер Х. Гарсиа
перевод с английского — Капранов Марат,
специально для проекта «Сальса по-русски»,
март 2019

оригинал статьи: Encyclopedia of Latino Popular Culture, v. II, (ISBN 313 332 118) с. 766−767

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".

Top