Сон — музыкальная форма, обычно сопоставляемая с каким-либо местным звучанием или музыкой. Сон исполняется либо в качестве инструментального танца, либо как песня. Под соном абахеньо (son abajeño),
Другой сон — сон уастеко (son huasteco) — исполняется в размере 6/8, составленном из двух частей со сложной гемиолой (hemiola — ритмический прием, когда трёхдольный метр изменяется на двудольный с помощью переноса акцентов в такте, см. подробнее вики — прим. пер.) или с пересекающимися паттернами. Сон уастеко родом из региона Гуастека, чуть севернее Веракрусз, в Мексиканском заливе. Конхунтос (ансамбли) из этих мест состоят из скрипки, небольших местных гитар харана (jarana) и уапангера (huapanguera) или кинта (quinta).
Помимо инструментовки, сон уастеко примечателен вокальными прыжками в фальцет, наподобие стонов в вокальной технике. В одном из самых распространенных жанров мексиканской музыки, в мариачи, особняком стоят соны уастекас, их также называют уапангос (huapangos).Сон халисьенсе имеет размер 12/8, составленный из четвертного метра со сложным ритмическим паттерном сесквиальтера (sesquialtera), в котором две группы из трех долей (составной двухдольный, или 6/8) чередуются с тремя группами из двух долей (простой трехдольный, или ¾). Сменяющиеся размеры создают в мелодии и гармонии ритмический эффект под названием гемиола, который также называют контратьемпо. Сон халисьенсе происходит с западного штата Мексики — Халиско, в традиционном репертуаре мариачи он обязательно присутствует. Под эту музыку часто танцуют сапатеадо (zapateado), «танец туфли», на деревянной платформе под названием «тарима» (tarima). Танец изображает состязание между петухом (el gallo) и курочкой.
В отношении структуры музыка организована следующим образом: сначала исполняется энтрада (entrada — вступление, прим. пер.), затем версо (куплетная часть, исполняемая соло), а затем коро (припев, в котором хор отвечает солисту повторяющимся заданным рефреном), затем третья секция, новые куплеты и сокращенная версия энтрады в завершение. Заключительная каденция представляет собой клише под названием «Тэг Халиско» («Jalisco tag»). Не все соны халисьенсес соответствуют описанному ритму сесквиальтера, но это старейшие в репертуаре мексиканской музыки.Петер Х. Гарсиа
перевод с английского — Капранов Марат,
специально для проекта «Сальса по-русски»,
март 2019
оригинал статьи: Encyclopedia of Latino Popular Culture, v. II, (ISBN 313 332 118) с. 766−767