Мои страхи в танцах

Оригинал в ВК: ч.1 и ч.2

Давно в голове вертелась мысль написать про страхи, которые я испытывал в своей танцевальной жизни. И периодически испытываю до сих пор. Начну с самых распространенных…

1. Выйти на танцпол

Сейчас расскажу о причинах этого страха и условиях, в которых этот страх проявлялся:

  • в группе нас было много и у меня получалось очень быстро схватывать материал + никогда не было проблем с ритмикой. Это накладывало на меня дополнительное давление и страх быть не на высоте во время вечеринок.
  • моя африканская кровь + стереотипы, что все люди с африканскими генами танцуют хорошо. То же самое повышенное давление в виде завышенных ожиданий от самого себя.
  • Мысли о том, что окружающие ждут от меня крутых танцев и страх налажать перед людьми.

В общем, я чувствовал, что на занятиях у меня получается хорошо, но боялся, что не выгорит на танцполе. И если выгорало, то только с той партнершей, с которой я тренил. Тут надо упомянуть, что в 2009 году особо смен между партнерами не было и все были закреплены со своими партнерами.

Как проявлялся страх? Я приходил на все вечеринки, но задорно танцевал только со своей партнершей, что позволяло чувствовать себя более или менее хорошо. Но при этом я почти не приглашал, а когда приглашали меня, то находил 100 500 причин не идти (вдруг заболел живот, срочно надо позвонить, пора убегать на встречу и т. д.).

Как вылечилось? Несколько моментов. Сначала мой преподаватель на одной из вечеринок мне сказала: «Мухтарыч, сегодня ты всю вечеринку танцуешь со мной!» Преподавателю я отказать не смог, ибо про все мои отмазки она была в курсе. Я срочно побежал к бару, выпил там несколько порций мартини и блаженно танцевал всю вечеринку. Второй момент: на большом опенэйре я оказался в гуще танцующего народа и в какой-то момент поймал ощущение, что меня просто напросто не видно в этой массе людей, а те, кто видят — им попросту не до меня, ведь они сами танцуют.Вывод. Помощь преподавателя и понимание, что всем пофигу, помогает выходить на танцпол. Но выходить все же нужно/придется своими ножками и танцевать тоже. Алкоголь может спасти 1 раз, но ни в коем случае не нужно его делать волшебной пилюлей, ибо это уже будет совсем плохо.

Еще кое-что. Нужно дать себе возможность расти, развиваться и танцевать в своем ритме. Не нужно загонять себя сравнениями и завышенными ожиданиями.

Это так угнетает и замедляет рост. Смотрите на лучших танцоров, чтобы мотивировать себя, вместо того, чтобы угнетать, что на их фоне вы вообще 0. Большая часть из нас не рождена танцорами и всем нам нужно прилагать усилия, чтобы освоить танцы. У кого-то получается быстрее, у кого-то медленнее, но факт остается фактом — получится может у каждого, хватило бы мотивации и упорства.

Сейчас страха выйти на танцпол нет.

2. Страх приглашать.

Тут все понятно и знакомо почти каждому. Проявляется зачастую на начальном этапе обучения/вхождения в мир танцев. Мне было прямо реально страшно сделать этот первый шаг. Лечение:

  • всегда легче приглашать тех, кого знаешь. Поэтому начинаешь со своих отдногруппников, потом начинаешь приглашать тех, кто занимается с тобой в одной школе, затем тех, с кем пересекаешься на вечеринках. Последний пункт особенно важен: нужно заводить знакомства вне своей танцевальной школы. И тогда вы будете абсолютно свободным от сектантских ограничений и будете открыты для общения и танцев с людьми из любых школ, городов, стран и континентов. Чтобы легче было танцевать, нужно пространство сделать своим.
  • всегда легче приглашать, когда в тебе есть хоть немного уверенности в себе. Уверенность появляется зачастую с ростом мастерства: улучшайте свой навык танцевания и уверенность будет прибавляться. Приходил в зал танцевать внеурочное время, трении дома и повторял без партнерш те техники, которые проходили на занятиях.

Этот страх проявляется периодически до сих, правда теперь только на незнакомых и сильных танцполах. Проходит после первого станцованного танца. Потому, что внутри есть мысль Я МОГУ. Я не могу/не знаю всего, но я МОГУ/ЗНАЮ многое.

3. Страх пригласить партнершу высокого уровня

Страх, знакомый многим партнерам… Это когда ты думаешь: «Разве я смогу доставить столько радости партнерше высокого уровня, ведь я вообще ни о чём?!». Помню очень ясно эту мысль, когда я видел в Анталье Магну, которая танцевала с Терри, а я только собрался ее приглашать. Видел в Алма-Ате, как Сара танцевала с Альбиром, а я естественно только собрался ее приглашать. И такого в моей жизни было предостаточно… Этот страх вылечился в несколько этапов:

  • 2011 год. в Анталии на фестивале меня пригласила Burju известная многим, если не по танцам, то по обуви точно. Я ей несколько раз сказал, что я по сути начинашка, на что она мне сказала: «И что? Разве это может помешать нам станцевать?». И она станцевала со мной так, будто бы это был лучший танец в ее жизни. Станцевала с душой и с кайфом. Я помню этот танец очень хорошо, ведь в одном танце я испытал переход от стресса к ощущению, что я хорош. И этот танец подарил мне мысль о том, что с кайфом можно танцевать на любом уровне. Даже, если твой партнер не высокого уровня.
  • 2013 год. Лиссабон. Воскресная вечеринка. Я еще ни разу не станцевал ни с одним преподавателем из заявленных на фестивале. Было страшно. Вылечилось разговором с самим собой: «Чего боимся?! Неужели прилетел за тысячу километров от дома, чтобы бояться их пригласить? Сегодня заключительная вечеринка и отступать некуда. Вперед и с песней!». В итоге станцевал с 4 из 6 преподавателей, выдохнул, понял, что девочки отрабатывали, а не танцевали со мной. Не расстроился даже, а обрадовался тому, что мои лучшие танцы в Лиссабоне были не с преподавателями. Мой вывод, что танец с преподавателем — не гарантия хорошего танца.
  • 2013 год. Премия SNA в Москве. Я там танцевал сальсу… много сальсы и танцевал с сильнейшими партнершами России и Украины, а потом еще получил хороший feedback от нескольких из них. Появилась уверенность в своих силах.
  • 2013 год. Алма-Ата. Позвал Сару станцевать под мою любимую песню (решился все-таки Танец не удался, ибо настроения не совпали. Печалька с одной стороны, а потом уже снова пришла мысль, что преподаватели тоже человеки, а не суперлюди. И весь тот пиетет, который мы испытываем он не нужен.
  • А потом уже была Прага, Берлин и десятки городов России, Белоруси и Казахстана, где получалось пересечься на тацнполе с крутыми партнершами и круто с ними станцевать.

Вывод. Работаешь над собой, растешь, углубляешься в понимание музыки, танца, принципов взаимодействия = растет уровень твоего мастерства и уверенность в себе — и страх всё меньше!

Есть страхи танцоров, есть страхи преподавателей. Затрону и те, и другие. К предыдущим трем страхам добавляем вот эти:

4. Страх быть скучным для партнерши

Это такая тема у мужчин, когда нам кажется, что мы танцуем однообразно. Иногда мы в этом правы, если честно. Но тут скорее про самоощущение себя. Тебе самому кажется, что скучно. Особенно скучно, если эмоций нет. Ведь танец это техника+эмоции и желательно, чтобы в балансе оба этих компонента были. У меня лечилось просто: разбирал новые элементы, связки, техники. Этот страх приходит периодически и сейчас: на прошлой недели вернулся с Батуми с ощущением, что я вытанцевал всё, что у меня было в сальсе. Если раньше меня такое расстраивало, то сейчас (последние несколько лет) я люблю это ощущение, ведь оно даёт стимул для поиска новых возможностей в парном взаимодействии.

В 2009 году на фестивале в Санкт-Петербурге я увидел парня, который танцевал очень разнообразно с точки зрения техники, но при этом, мягко говоря, не эмоционально. Через несколько лет посчастливилось встретить партнершу, с которой он танцевал и я у нее спросил про тот танец и того партнера. Она мне сказала: «Ну, не то, чтобы было в кайф. Просто он всегда так танцует». Хороший пример того, что техникой единой счастлив не будешь. Ну, или будешь, если думать только о себе.

Вывод № 1: почувствовали, что скучно с самим собой, вперед и с песней развиваться дальше.

Вывод № 2: практика показала, что нам кажется одно, а девочкам хочется другого. Мы больше в технику ищем, а девочкам эмоций и живого диалога хочется. Поэтому за техникой помните и о контакте в паре.

Вывод № 3: музыкальность спасает. Танец станцованный на самых простых фигурах и МУЗЫКАЛЬНО даёт в разы больше эмоций, чем танец, нашпигованный техникой, но сухой. А это снова нужно глядеть в сторону развития.

5. Страх выступлений

Это больше к преподаванию относится. К той части, когда я стал преподавать за пределами своего города. Когда меня стали приглашать с семинарами. Волнение присутствует до сих пор. Но оно стало в кайф очень давно. Самый большой страх я испытал в Берлине, когда я преподавал на тамошнем сальса-конгрессе, а в сетке со мной стояли Тони Пирата, Афро-Лавин Коннекшен, Альбир и Моренассо с Аннаис. И тут я этакий no name из Казахстана, который приехал в Европу давать классы по кизомбе. Было прямо страшно: в параллели топовые преподаватели, английский язык и страх «да, кто ко мне пойдет, когда в это же время класс у Альбира?». Я шел на занятие и у меня в животе комок образовался… Шел с мыслью: «Ну, если хотя бы человек 10 придёт, то уже можно будет провести полноценное занятие».

Знаете, сколько людей было на классе? Человек 200. И я отлично смог донести свой материал на английском. И все дни фестиваля ко мне подходили и благодарили за классы. Знаете это про что? Про то, что если ты любишь то, что ты делаешь, то однозначно достучишься до умов и сердец. Волнение есть до сих, но я получаю от него так много удовольствия.

Лечение: не лечится, но при этом трансформируется в позитив. Нужно просто делать и быть искренним в том, что ты делаешь.

6. Страх быть плохим для других

Опасный страх, который формирует не очень хорошую модель поведения, когда ты всех прощаешь и всем идешь на встречу. Когда приглашаешь преподавателей другой школы на свой ивент, даешь им фуллпассы по-братски, а они внезапно объявляют вечеринки в дни твоих фестивальных вечеринок.

Лечение: вылечилось очень просто. Словами от моих друзей: «Макс, пусть делают. Сколько бы нас не было, мы оторвёмся на полную катушку и на танцполе будет жара». Так и было! Я перестал париться и перестал идти навстречу людям, которые этого не ценят. Всегда найдется тот, кто осудит или будет говорить хрень. Тут важно помнить, что люди, которым ты интересен и, которые хотят хороших отношений, обратятся к тебе лично и зададут все вопросы тебе вместо того, чтобы строчить пасквили в соцсетях или жаловаться в другие уши.

Еще помню, что уходил из своей первой студии и предупредил своих преподавателей об уходе. Рассказал, что уезжаю в Лондон на несколько месяцев и по возвращению уже не вернусь обратно. Но это не помешало им обидеться и рассказывать ученикам о том, что я предал. Ох, и наслушался я потом от других людей. Мне прямо так и писали, что я не прав и предал своих преподавателей, которые на меня рассчитывали. Сначала очень переживал, пытался объяснить, что привело к моему уходу, а потом устал это делать и перестал тратить на это энергию.

Вывод: для всех хорошим не будешь. Будьте собой. Это не про то, чтобы быть мудаком и ходить по головам, совсем нет. Это про то, чтобы знать свои границы. Не нужно что-то кому-то доказывать. Не нужно стараться быть хорошим в глазах других людей. Haters gonna hate, как говорится. А «ваши» люди будут с вами рядом. Да, и за вас будут говорить ваши дела.

BONUS

Каких страхов у меня не было:

  • Прийти на занятия. Я хотел научиться танцевать сальсу (в 2009 году) и целенаправленно искал школу танцев. Правда по незнанию искал сначала в бальных школах Поехать на фестиваль. Мой первый фестиваль случился через полгода после моего прихода на танцы. Увидел письмо приглашение и «включился». До сих пор считаю, что поездки на фестивали может быть одним из самых полезных инструментов развития.
  • Страха преподавать. Мне предложили сначала ассистировать (через месяцев 5 после начала моих занятий), а потом уже и группу (через 9 месяцев после начала моих занятий).
  • Открыть свою танцевальную школу. Вообще не страшно. Очень хотелось, чтобы в городе танцевали и кизомбу, и сальсу LA. Хотя помню, как мне говорили, что мне для этого нужно спрашивать разрешение у моих преподавателей. Вот же смешно-то…
  • Страх пробовать новое. Этого страха вообще нет. И не нужен он. Я не про то, что изобретать колесо. А, например про то, чтобы попробовать развить в городе новое направление (так было с кизомбой), написать программу обучения, попробовать на занятиях элементы из актерского мастерства, внедрить элементы из коучинга и прочие классные штуки.
Top