Лекция 5. Румба и конга

306 просмотров

 Примечание: на мобильных устройствах субтитры не отображаются при переходе в полноэкранный режим проигрывателя. Это известная техническая ошибка. Некоторые Android и Windows устройства также могут не отображать их. Во всех подобных случаях смотрите версию со вшитыми субтитрами, опубликованную на Youtube (см. таблицу)

Вшитые субтитры Оригинал Оригинал с субтитрами Файл SRT

⇑ Страница цикла лекций   |    Смотрите далее: “Африкания в кубинских танцах”

Еще по теме:  Румба 

Сейчас приступаем к лекции номер 5, в которой рассмотрим румбу и конгу — два проявления традиционной народной кубинской культуры, очень важных, имеющих африканское происхождение.

Давайте посмотрим на фото с изображением компарсы – в данном случае, восточного региона — где нашли свое проявление ритмы конги и танец конга. Здесь мы видим фотографию пары, которая танцует румбу – в данном случае, румбу гуагуанко – которая является парной румбой. Давайте сейчас рассмотрим определение, сформулированное очень значимым на Кубе, но уже почившим музыковедом Одилио Урфе, который сказал, цитирую:

«Румба — это музыка и танец африканского происхождения, по формату своему тесно связанная с ритуальными действиями, но полностью лишенная выражения религиозных чувств. Это музыка и танец для развлечения».

В этом суть определения Одилио Урфе. Таким образом, мы говорим о явлении, тесно связанном с корнями африканского происхождения, но уже не имеющим ничего общего с различными афро-кубинскими религиями.

Давайте теперь рассмотрим основные инструменты для исполнения румбы. Это, конечно же, тумбадоры и клаве. Однако изначально, наряду с ними, существовало название «Румба де кахон». Кахон – это ящик, сделанный из древесины. В таких ящиках из Испании поставляли рыбу — это большой короб, деревянный контейнер для транспортировки рыбы на Кубу. Это то, что мы теперь называем «кахон». После того, как он опустошался, его чистили, и он служил в качестве перкуссионного инструмента с довольно низким звуком.

Кроме того, румба де кахон исполнялась еще и на других ящичках поменьше, которые использовались для перевозки свечей. И у этих маленьких ящичков звук был более резкий. Таким образом можно было комбинировать различные звуки — низкие, высокие, разумеется, сочетая их с клаве.

Итак. Уже в XX веке на Кубе наступает время, когда правительством была запрещена игра на африканских барабанах, в чем проявилась одна из форм дискриминации. И это могло стать причиной, например, появления полиции в местах, где собирались люди, играющие румбу, и конфискации инструментов, будь то тумбадоры или кахоны. И тем не менее, румба была внутри, ритмы румбы рвались изнутри, и по инициативе румберос сформировалась то, что назвали «румба де бемба», имея в виду игру на губах, и выглядело это так: <поёт>

И вот такими звуками, извлеченными ртом и губами, повторялись ритмы румбы, и люди играли румбу таким вот образом.

Давайте теперь рассмотрим различные стили румбы. Основными стилями румбы являются старейшие румбы, называемые «румбы времен Испании»; того времени, когда мы были испанской колонией, в XIX веке. Этими старейшими румбами являются, прежде всего, ямбу и так называемые румбы-миметики. Мы упоминали на прошлой лекции о том, как танцоры следовали тексту песни; то, что поет певец, танцоры должны были повторять или изображать своими движениями. И, как уже упоминалось ранее, была известная румба — «Воздушный змей», которая также исполнялась в сельской местности в жанре сона. В этом случае, в ритме румбы это звучало: <поет> И танцовщица совершает различные движения телом: плечами, бедрами – движения, характерные для румбы. Сейчас эти румбы считаются старинными, поскольку в настоящее время утратили свою актуальность и не танцуются.

Итак. Каковы же румбы, которые актуальны в настоящее время? У нас есть два основных стиля: гуагуанко и колумбия. Давайте определимся с этими типами румбы.

Что такое гуагуанко? Мы уже видели в начале лекции фото, изображающее пару. А именно – танец в свободной паре, друг напротив друга. Здесь партнеры не касаются друг друга, и нет закрытой позиции. Танец имеет эротический подтекст и, наряду с прочим, характеризуется жестом, получившим название «вакунао» («прививка»). Это жест, которым мужчина выкидывает ногу или руку в сторону женщины, или делает это тазом, имитируя половой акт. В свою очередь, женщина, должна прикрыть пах рукой, юбкой или платком. И таким образом, это одновременно и танец и в каком-то смысле игра.

Иными словами, он хочет сделать ей «прививку», а она не должна ему этого позволить. Если танцовщица достаточно умелая, мужчина попросту отступает, и на его место приходит другой, чтобы продолжить с ней танцевать. И в этом и заключается танец и игра гуагуанко. Гуагуанко характерен для города. Он зародился в городах Матансас и Гавана. Посмотрите на следующее фото, о котором тоже можно сказать, что здесь танцуют гуагуанко. В этом случае танцор совершает жест обеими ногами, но, в то же время, поддерживает себя тростью. А девушка отклоняет его вакуну.

Далее. Колумбия. Колумбия, наоборот, зародилась в сельской местности, а именно, в небольшом поселении, называемом Чучо-де-Мена, недалеко от городка Колумбия, по которому и получила имя. Колумбия — это сольный мужской танец. Имеет характер соревнования и демонстрации своих возможностей. Иными словами, танцор колумбии использует 2,3,4 вида шагов, которые составляют основу его постоянной импровизации, демонстрирующей его умения. Кроме того, в колумбии присутствуют и акробатические элементы. Например, он может сделать «Vuelta de carnero» (поворот) назад, вперед, или выполнить то, что мы называем «Техники на полу» все то, что позволяет ему демонстрировать свои возможности – как физические, так и танцевальные.

Кроме того, имелись разновидности колумбии с предметами. Колумбия с ножами, когда танцор сопровождал ножами различные движения тела. Наиболее распространенное — когда он швыряет к ногам платок и следом должен броситься вниз и губами его подобрать. Иными словами, это само по себе является танцем, заставляющим демонстрировать многие умения танцора, который использует много движений плечами.

Кроме того, мы можем проследить в колумбии большое влияние танца Иреме из Абакуа. Секретного общества абакуа, о котором мы ранее говорили. Я практически уверена, что все мужчины, танцевавшие колумбию, принадлежали к секретному сообществу абакуа и исполняли танец Иреме. И в каком-то смысле, спонтанно и неумышленно, некоторые жесты и движения танца Иреме перешли в итоге в колумбию. Вот рисунок Иреме Абакуа в привычном наряде, который используется на церемониях. У него закрыто лицо, потому что Иреме слепой, он не видит. Разумеется, эта ткань немного прозрачная, что бы танцор мог видеть, но здесь это нужно для обозначения того, что Иреме слеп. Его танцуют под звуки барабана Bonkó enchemiyá.

Конечно, тема этой лекции не про то, что танцует Иреме, ни про то, как это делается, а про то, какое значение танец Иреме имел для румбы колумбия, да и румбы гуагуанко тоже, в мужских движениях.

Давайте теперь посмотрим, что такое конга. Конга — это, как мы знаем, инструмент. Это одновременно и ритм, и танец. В данном случае, конга – “танец” в фигуральном смысле. Иными словами, его исполнение происходит во время шествия по улицам городов, прежде всего, во время карнавалов. Когда приходит карнавал, конга преобразуется в «компарсу».

Что такое «компарса»? Прежде всего, это огромное количество людей, которые собираются в группы, репетируют, делают постановку под управлением своего собственного руководителя, который будет объявлять о смене хореографических движений, обычно это делается с помощью свистка. Или о смене песен.

Давайте рассмотрим два основных стиля конги на Кубе: это западная, или гаванская конга и восточная конга, точнее — сантьягская. Ритмически, если вы прислушаетесь, они различаются. И, конечно же, танцевальные формы тоже имеют свои отличия.

Следует отметить еще один вид конги – например, из Камагуэя. Во время карнавала там танцуют свою конгу, но называют ее «румба», хотя в действительности это конга.

Итак, гаванская конга, или западная конга, получала распространение в различных городах, по большей части, центра страны. А восточная конга, в свою очередь, распространялась в других областях, таких как Лас Тунас, Ольгин и остальных восточных регионах. Особенно в периоды карнавалов.

Компарсы Гаваны, например, были созданы в начале XX века. Самая старшая из них — компарса «Эль Алакран» («El Alacrán»). Каждая компарса имеет свою тематику. Согласно тематике они выбирают песни, одежду, костюмы, которые используют, и так же выбирают хореографические движения. Так происходит и в “Эль Алакран”, о котором мы говорили, и в “Ла Гардинера” («La jardinera»), и в “Лос Компонедорес де Батейя” (“Los componedores de batea”) — все это старейшие компарсы, так же, как и знаменитая компарса, известная уже более 50 лет — “Лос Гуарачерос де Регла” (“Los Guaracheros de Regla”). Регла – это маленьких городок на другой стороне Гаванской бухты. Эта компарса и по сей день очень известна в Гаване.

В свою очередь, на востоке вообще, и в Сантьяго де Куба в частности, есть свои знаменитости: “Ла Конга дель Баррио”, “Лос Пойос” или “Дель Пасо Франко”, и многие другие. Таковы основные конги гаванского и восточного стилей. Однако, как я уже объясняла, все эти карнавальные праздники постоянно перемещались, и мы можем говорить, что сейчас практически все важные города — Санта Клара, Ольгин, Санкти-Спиритус — имеют свои карнавалы и собственные компарсы и конги.

Вот здесь на фото мы можем, например, видеть компарсу. В данном случае — восточную. Одежда на них характеризует то, что на Кубе называют «гуарачера». За форму рукава, ставшую прародителем этих рукавов, мы и называем такой стиль одежды «гуарачера».

А вот фотография детской компарсы. Потому что это стало очень модным: во время карнавала и в один из дней после полудня проходят шествия детских компарс, которые таким образом поддерживают эту традицию. А вечером уже шествуют взрослые компарсы.

А здесь мы видим спонтанно образованную конгу, это не компарса. Просто музыканты идут впереди, играя, а позади – обычные люди, которых мы называем «аррояр» («топтуны»). Они идут следом, танцуя в ритме различных конг.

И наконец, мы видим большую платформу – “карроса”. Ведь в карнавалах участвуют не только компарсы, но и платформы. Они уже не делаются такими большими, как показано здесь, но все еще используются. В ходе карнавала присутствует как шествие платформ, так и шествие компарс.

Итак, давайте подведем итог нашей лекции и скажем что и румба и конга – это явления, имеющие совершенно очевидное африканское происхождение, но лишенные сейчас религиозного смысла. Явления очень важные, поскольку независимо от того, рождены они были в Гаване или Матансас, практически во всех важных городах практиковали как румбу, так и конговые компарсы на карнавалах.

Перевод: Алла Зайцева, 2017 г.
Субтитры и монтаж: Капранов Марат.
Специально для проекта “Сальса по-русски”

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".