Оригинальная публикация: https://vk.com/@yulia_teliya-kak-byt-esli-partnersha-ne-prosto-hodit-kuda-poveli
Социальные танцы для меня лично привлекательны наличием диалога. Разговор на уровне эмоций, тел, мимики, жестов… в общем, много прекрасной «невербалки». И вот тут надо пояснить: схема, которой учат новичков — партнёр ведёт, партнёрша слушается — это, ребята, не диалог, это монолог, которому партнёрша внемлет и с которым молчаливо соглашается. Даже скорее, делает вид, что соглашается, хоть он не всегда ей удобен и интересен. Я ни в коем случае не говорю, что учить именно так неправильно, совсем нет. На определённом этапе парням и так приходится обрабатывать такое количество информации и контролировать столько аспектов своего движения, что не до разговорчиков тут. Сам не упал, партнёршу не уронил и не зашиб, каким-то чудом попал в музыку — уже молодец. И это кроме шуток — учиться вести непросто и не быстро, надо понимать, как расставить приоритеты на этом этапе. С моей точки зрения, приоритет тут — безопасность, потом наступает подстройка под музыку и наращивание взаимопонимания с партнёршами. Причём и то, и другое — процесс, в общем-то, бесконечный — всё больше слышишь разного в музыке, всё больше находишь в себе вариантов, как на услышанное реагировать, больше вариантов, которые можешь предложить партнёрше.
И вот тут можно уже вспомнить, что вообще-то мы стремились к диалогу. А раз у нас диалог, значит девушка тоже вправе подавать свои реплики. После монолога и начинашечных «угу», «ага», «так точно» в ответ на него с непривычки, конечно, вздрагиваешь, это понятно. Но если считаешь, что этап работы исключительно над безопасностью и механикой перемещения уже пройден, то надо быть готовым вот к чему:
…Партнёрша может не пойти куда ты там её вёл. Нет-нет, она тебя прекрасно поняла, не надо пробовать провернуть эту же фишку ещё четыре раза. Просто не хочет. Ну вот представь себе, так бывает. Причин может быть множество: она видит что-то, чего не увидел ты (внезапно оказавшуюся на её траектории соседнюю пару, например); ей не нравится то, что ты ей предлагаешь сделать (ну не одобрит её накачанный парень, который стоит в полутора метрах от вас, суперпанке); она понимает, что для её здоровья предлагаемое вредно (привет, стрёмные поддержки и скрутки), ей не позволяет одежда или обувь, и много ещё вариантов, почему нет.
…Она может сделать то, что ты предлагаешь, в своём темпе. И снова, причин может быть много: и музыку можно слышать по-разному (и не факт, что ты прав в трактовке), и импульс на движение неодинаково воспринимается, и ей может показаться просто красивым, например, замедлить начало поворота и ускорить его в конце. Это один из элементов игры, отказываться от которого в пользу «я знаю 12 связок, и сейчас мы их все станцуем именно так, как я их выучил и уже делал 500 раз» — глупо.
…Может просто не понять, чего ты хотел. В процессе, если вы не на занятиях и не на практике, неуместно выяснять, кто виноват, это совершенно не важно. А вот сможешь ли ты оперативно среагировать — очень важно. Для своего дальнейшего роста, возможно, будет полезно понять, почему именно не получилось. Но это потом. А вот в режиме реального времени на танцполе надо уметь быстро распознавать критичное: что партнёрша технически вообще не тянет эту штуку, например. Ну не умеет она делать двойные повороты, отстань уже с ними совсем. Или что ей недостаточно скользко/слишком скользко. Вообще вариантов по-прежнему много, и чтобы не зависнуть на анализе и не залипнуть с сияющей перед глазами блок-схемой на паскале :), есть гениальное и совершенно универсальное правило:
Не получилось — не повторяй в этом же танце!
…Она может сделать именно то, на что ты вёл. И ещё добавить что-то своё. С непривычки это тоже пугает, но ты уж соберись как-нибудь. Если непонятно, о чём я говорю, то это, например, вот такие штуки: по переносу веса она оказывается там и тогда, куда и когда ты её вёл, но по дороге добавляет кучу «украшалок» — волны, оттяжки бёдрами, нестандартные довороты корпуса, пластика рук… Это всё — её ответ на твою реплику. Да, он более развёрнутый, чем ты ожидал. Или совсем не такой (скажем, ты отпустил в соло и начал танцевать румбу, а она — что-то другое). Так прелесть живого диалога именно в том, чтобы он складывался здесь и сейчас, а не стал последовательностью заученных реплик, как у актёров в театре.
Если ты внимательно читал, то обратил внимание, сколько раз по тексту повторяется слово «предложить». Это «жу-жу» неспроста: для меня суть диалога в сальсе (и прочих парных танцах) — это предложение партнёра, на которое можно отреагировать по-разному: согласием, встречным предложением, одобрением, отказом… И хороший партнёр не зациклен только на слепом следовании его ведению как единственном варианте взаимодействия, даже если вариативность предложений у него пока невелика. Если изначально есть готовность к разным вариантам диалога, то какая-то неожиданная реакция партнёрши не шокирует, потому что никакой конкретной ты и не ждал.
У кого-то сейчас, возможно возник вопрос, как же достичь этого дзена. Увы, волшебной таблетки нет — тренить, танцевать, танцевать и тренить. Но есть быстрый лайфхак, который позволяет хотя бы начать танцевать в режиме импровизационного диалога и не сойти с ума:
Очень помогает наработать себе буквально по паре фишек в паре и в соло, которые можно делать на полном автопилоте, в любой момент и с любой партнёршей.
Если что-то пошло не так (и необязательно плохо, просто не так, как планировал) всегда можно запустить автопилот выруливать на привычных фишках, а самому под это дело выиграть время и сориентироваться, что и как делать. Если получится научить автопилот улыбаться, успех вообще гарантирован.