Manuel Martínez Olivera «El Llanero»

Эль Йанеро — «El Llanero» — почитаемый и любимый народом румберо Нью-Йоркского центрального парка.
Мы приводим перевод статьи Берты Джоттар (Berta Jottar):
Эль Йанеро родился в Гаване 1 января 1930 года. Рос и воспитывался в Кокосоло, Марианао, в семье традиционных румберо в Лос Покитос. Его сестра обладала виртуозными навыками пения румбы, а двоюродный брат, Патато Вальдес, был уже мировой знаменитостью румбы, жившим в Нью-Йорке с 1940-х годов. Два его других двоюродных брата Los Chintos из Сан Мигель дель Падрон вспоминали его как одного из тех, кто придумал название «гуарапачангео» для того самого звучания, которое стало, в конечном итоге, визитной карточкой современной румбы в Гаване.
Эль Йанеро имел статус «румберо комплето» — самый высокий ранг среди румберос, свидетельствующий о полном знании всех аспектов румбы — пения, танцевания и игры на инструментах. Он ездил в Матансас учиться румбе у старых мастеров и был известен, главным образом, благодаря своим распевам гуагуанко, особенно мелодичному голосу и навыкам импровизации.
По прибытию в Нью-Йорк на волне кубинского исхода из бухты Мариэль 1980 году сообщество молодых музыкантов, бывших в большинстве своем «ньюриканцами», быстро оценили по достоинству таланты Эль Йанеро — Felix Sanabria, Abe Rodriguez, Eliot «Yeyito» Flores, а также еврейско-американский фольклорист Paula Ballan охотно сотрудничали с ним на протяжении всей его жизни.
В том же 80-м году Эль Йанеро организовал румба-ансамбль Chevere Makun Chevere вместе с Mario «Chavalonga» Dreke (Juan «Bambu») и двумя братьями с солидной румба-родословной: недавно прибывший с третьей волной кубинской эмиграции из бухты Мариэль1Из-за серьезного экономического спада в 1980 году президент США Джимми Картер разрешил любому кубинцу покинуть остров. Исход был из ближайшего к США порта в бухте Мариэль. Акция была одобрена Фиделем Кастро — лишь спустя некоторое время стали очевидны негативные последствия этого шага для США, ведь многие из эмигрантов были отпущенными из кубинских тюрем и психиатрических больниц. В результате в США возникли криминальные кубинские банды, а их членов стали называть «Мариэлитос» Enrique “Kike” Dreke и Juan «Curva» Dreke, уже некоторое время жившим в Нью-Йорке и успевшим принять участие в записи легендарной пластинки «Patato y Totico» (1968). К слову сказать, оба были братьями известнейшего румберо Mario «Chavalonga» Dreke.

(Слева направо: Juan Vega «Bambu», Yeyito Flores, Felix D. Sanabria,
Manuel Martinez, Yah Yah Maldonado, Abraham Rodriguez)
Фото из коллекции Felix Sanabria
Кроме того, Эль Йанеро выступал несколько раз в качестве приглашенного музыканта с престижным фольклорным ансамблем Орландо «Пунтийя» Риос и его «Нуэва Генерасьон» (Orlando «Puntilla» Rios y su Nueva Generación).
Эль Йанеро был главным солистом в Los Aforunados, фольклорной группе, специализирующейся на афрокубинской и афро-пуэрториканской традициях, образованной в 1985 году его близким другом Паула Баллан (Paula Ballan), а также Феликсом Санабриа (Felix Sanabria) и Абрахамом Родригесом (Abraham Rodriguez).
Вместе они выступали на множестве площадок, таких как Музей Естествознания (Natural History Museum), Филадельфийский фолк-фестиваль, Студенческое общество Нассау, финансируемое NEA, NYFA, Артс Коннекшен, Комьюнити Воркс и Бруклинским министерством культуры. Los Aforunados часто выступали в культовых местах, например, в Галерее «Бланко и Негро», в Бронксе, чей основатель Ренни Моленаар прославился организацией ярких «Кубинских ночей», посвященных кубинской культуре.

(Мануэль пятый слева)
Фото из коллекции Felix Sanabria
Los Afortunados записали две одноименные кассеты, ставшие желанным предметом для коллекционеров — в январе 1985 года и второе издание в сентябре 1989. С этим коллективом Мануэль выступал на гастролях по всей стране вплоть до 1989, когда его здоровье сильно ухудшилось.

Несмотря на то, что Эль Йанеро не получил общего образования и не умел писать и читать, он сочинял песни, основанные на его житейском опыте. Для Альфредо Диаса «Пескао» (Alfredo Díaz «Pescao») он был «хилгеро» — «щеглом». Мануэль сочетал различные фразы, создавая таким образом тему, а его голос обладал классической тональностью афрокубинской фольклорной музыки. Эль Йанеро просил Абе Родригеса и Феликса Санабриа, своих учеников по румбе, чтобы те записывали его песни.
Абе Родригес (Abe Rodriguez), партнер Эль Йанеро, главным образом, по пению, вспоминал, в частности, что у Мануэля был особенный талант придумывать импровизированные ответы на лету. Например, на оклик «Ay, nena» ответом было «caminando por la calle yo la vi» («Эй, девочка!» — «Гуляя по улице, я ее встретил»).
Абе также восхищался способностью Эль Йанеро комбинировать разные истории, сочиняя новую песню. «Он мог петь санто, а затем соединить одно канто с другим, и это всегда было гармонично. El tenia íbiono mendo, так он чувствовал».
Эль Йанеро соединял песни между собой — начало одной песни оказывалось окончанием предыдущей. По словам Абе, для того, чтобы это получалось, нужно было обладать врожденным чувством диапазона и тональности. Умение Абе петь песни подряд без перерывов появилось именно благодаря работе с Эль Йанеро.
Еще один секрет Эль Йанеро мы знаем также благодаря Абе — певец должен уметь петь с гуагуа2Гуагуа — паттерн в румбе, исполняемый на палитос. Примеры такого паттерна (в новом окне): youtube, youtube2, так как именно в гуагуа есть клаве. И если ты не можешь этого делать, то ты не в клаве. По словам Абе, «Эль Йанеро был похож на Тио Тома (Tío Tom, Gonzalo Ascencio) — он всего лишь брал вещи и творил, просто и с ощущением румбы3 él cogia cosas y creaba, así, simple y en tiempo de rumba.«.
Пожалуй, самым большим вкладом Эль Йанеро в сообщество нью-йоркских румберос было обучение румбе нескольких поколений музыкантов, частенько выступавших в знаменитом Центральном парке. Каждое лето, начиная с 1981 года, он приезжал и собирал румберос, он мог также закрывать круг румбы. Всякий раз, когда он лишь приближался к кругу, народ быстро подтягивался, зная, что теперь наступает время для настоящей румбы — ya la rumba se formó!
Благодаря особенному диапазону, безмятежный голос Мануэля «добивал» до окраин места, где играли румбу, и каждому человеку удавалось услышать его. С 60-х годов Центральный парк был лабораторией и мастерской для практикующих румбу, и это было местом, где был Эль Йанеро, с помощью своего пения наполнявший радостью жизнь в этом суровом городе.
Эль Йанеро не стало 29 января 2010 года.

Когда Эль Йанеро умер, его друг Паула Баллан, который в ранние годы становления румбы в Центральном парке сделал невероятно многое, написал в своем Фейсбуке следующее:
Мануэль Мартинес, Эль Йанеро Солитатио («Одинокий рейнджер4Вероятно, речь идет об американском телесериале 1949 года «The Lone Ranger«, в котором главный герой начинает в одиночку сражаться против преступного мира«) прошлой ночью скончался. Ему было 80 лет. Он прибыл в Нью-Йорк из лагеря для интернированных в Висконсине, куда его отправили после того, как он сошел с корабля из бухты Мариэль, Гавана.
Как говорит само за себя его прозвище, Одинокий Рейнджер был добрым человеком. В 9 лет он покинул родной дом, следуя за румбой, и путешествовал по всей Кубе. Будучи уличным музыкантом, ему удавалось удержаться на плаву благодаря таланту, харизме и хитрости.
Он учился у старых мастеров, как городских так и сельских, и вскоре сам стал мастером румбы и знатоком ее традиций. В условиях революции Фиделя им было нелегко управлять, он так и остался безграмотным, умея лишь подписывать свое имя и понимать числа.
Стиль жизни и личные качества сделали его нежелательным на Кубе с ее новыми порядками. Когда начался исход с Кубы на лодках, он, как и многие другие, был доставлен в бухту Мариэль. Музыканты в лагере быстро распознали в нем талантливого человека, и он получил спонсорскую помощь от некоторых кубинских музыкантов, уже вставших на ноги в Нью-Йорке. Затем он присоединился к ним и стал Королем румбы в Центральном парке — на анархистских сборищах в теплом, пронизанном воскресным солнцем юго-западном уголке, у озера с прогулочными лодками. Голос Мануэля не нужно было усиливать микрофонами. Его песни и хоры с участием десятков певцов превращались в шквал синкопированной, гармоничной музыки.
Его энергия и харизма были удивительными, а песни — заразительными, полные юмора, сатирические, разбивающими сердце и незабываемыми. Более 20 лет он дарил радость и искусство музыкантам, голодным до аутентичности. Нам повезло, что у нас была возможность делиться его музыкой и быть рядом с ним, петь его песни и рассказывать о тех временах.
Множество американских фольклорных музыкантов, почитающих Вуди Гатри5Вуди Гатри — культовый американский фолк и кантри певец, ссылка на вики русск., предпочитают называть себя «детьми Вуди». Те из нас, кто учился румбе у Мануэля, с удовольствием и гордостью готовы принять звание «детей Эль Йанеро».
Сегодня мы счастливы поделиться записью 1985 года Los Afortunados, из коллекции Феликса Санабриа.
Производство Paula Ballan.
Записано Gene Heimlich, Нью-Йорк, январь 1985.
Участники:
Manuel Martínez
Abe Rodríguez
Felix Sanabria
Rocky Causcut
Ricky Soler
Mirta Masonet
Susan Sanabria
Paula Ballan
Junito Martínez
Reiko
Список композиций:
Los Afortunados (Teмa)
La Habana
Illabó («Leguleya no»)
El amor es siempre joven (авторство Мануэля?)
Pero ya no hay sol
Ay, nena (авторство Мануэля)
A la loma de Belén
Beny Moré
A mi manera
Columbia 1
Alma Libre (а капелла)
Columbia 2
Одним треком, 35 минут, изначально стянутый с миксклауда (m4a)
Видео Los Afortunados
Бонус №1
Вот альбом Patato y Totico, выкачанный мной с Youtube, правда, он датирован не 1968 годом (как указано в тексте этой статьи) а 1975. Все равно — крайне рекомендую к прослушиванию, интереснейший диск!
Бонус №2


В «ракушке-сцене»,.Центральный парк, Нью-Йорк.
Барабанщики, слева направо:
Cecil Carter: тумбадора. R.I.P. Iba ayé ba yé t’orún
Elio «Yeyito» Flores, трес-дос.
«Pablito de Mariel»: Кинто.
Manuel Martinez и Abraham «Abe» Rodriguez поют справа..
Tito Sandoval в красной футболке.
Отец Марка Сандерса играет на Chekeré. Iba ayé ba yé t’orún
«El Llanero»
Manuel Martinez Olivera
родился: 1 января 1930 Гавана, Куба
умер: 29 января 2010, Нью-Йорк, США.
в возрасте 80 лет
*** Ibayé bayé tonu ***
Покойся с миром.
[sc:rumbaafromail ]
Примечания
- 1Из-за серьезного экономического спада в 1980 году президент США Джимми Картер разрешил любому кубинцу покинуть остров. Исход был из ближайшего к США порта в бухте Мариэль. Акция была одобрена Фиделем Кастро — лишь спустя некоторое время стали очевидны негативные последствия этого шага для США, ведь многие из эмигрантов были отпущенными из кубинских тюрем и психиатрических больниц. В результате в США возникли криминальные кубинские банды, а их членов стали называть «Мариэлитос»
- 2
- 3él cogia cosas y creaba, así, simple y en tiempo de rumba.
- 4Вероятно, речь идет об американском телесериале 1949 года «The Lone Ranger«, в котором главный герой начинает в одиночку сражаться против преступного мира
- 5Вуди Гатри — культовый американский фолк и кантри певец, ссылка на вики русск.