Схема ведения в сальсе

Любое взаимодействие в паре подразумевает активность обоих ее партнеров. То есть, выполнение любого движения зависит и от того, как партнер дал импульс или сопроводил партнершу, и от того, как она отреагировала. Таким образом, будет уместно рассматривать взаимодействие в паре с двух сторон, одну из которых назовем «ведение», а другую, женскую, — «ведомость».
Обе стороны опираются на ряд базовых принципов, которые мы постараемся раскрыть ниже.

Принцип 1й. Объем

И в ведении, и в ведомости мы имеем дело с «информацией», которая проходит из бедер партнера в его руки и далее — в руки партнерши, через корпус в ее бедра. Собственно, в интересах обоих партнеров обеспечить максимально быструю, полную и понятную передачу этой информации. Момент «понятности» зависит от партнера, а вот скорость и объем — от обоих участников танца.

Для того чтобы объяснить, как передавать и получать эту информацию, мы используем понятие «объем» и «рамка».

Рамка — это совокупность ключевых точек в теле танцора, соединение которых позволяет передавать импульс. К рамке относятся 4 точки тела — «лопатки» и «бедра». Продолжением рамки является объем — совокупность точек в руках. К объему можно отнести также лопатки и еще локти, запястья и пальцы рук.
Таким образом, лопатки являются местом «стыковки» рамки и объема.

Вопреки общепринятому пониманию объема как чего-то статичного, мы воспринимаем его именно как динамическую характеристику. Ведь, например, если партнерша зафиксирует руки, это еще не значит, что она примет ведение. Объем проявляется именно в момент появления ведения. Можно говорить о том, что объем держится по тому, что ведение проходит сквозь него без искажений. Это ощущается как пропорциональность силы ведения и смещения корпуса партнера или партнерши, а также как фиксация точек объема и «собранные» мышцы. Собранные мышцы — это такое состояние, которое является промежуточным между расслабленными (когда руки висят) и напряженными (когда мышцы на руках выступают). Представьте, что вы балансируете над землей. В таком состоянии мышцы находятся в тонусе, но не зажаты. Этот тонус позволяет импульсу проходить полностью, не задерживаясь ни в одной из точек объема.

В общем виде путь ведения выглядит следующим образом: бедра партнера смещаются, а вместе с ними смещаются лопатки. Импульс от этого смещения проходит через локти, запястья и пальцы партнера в пальцы партнерши. Далее он проводится через локти и лопатки партнерши в ее бедра, вызывая соответствующее смещение в ее теле. То есть, если партнер хорошо держит объем (все точки зафиксированы, а мышцы собраны), то малейшее смещение его бедер уже будет ощущаться в руках партнерши. Также и с ней: при собранных объеме и рамке импульс от партнера пройдет полностью к ее бедрам, приводя ее в движение.
Надо сказать, что момент «ответа» на импульс партнера происходит именно тогда, когда партнерша НЕ искажает своего объема под действием его ведения. Если партнерша держит объем, то импульс партнера будет работать сразу в двух направлениях — ее движение и ответ партнеру. Два в одном. Таким образом, думать о том, чтобы ответить партнеру нет необходимости.

Распространенные ошибки

Надо отметить, что держать объем — не такая уж простая задача. Для партнерши она вообще является одной из ключевых. Ошибкой многих партнерш является то, что они задумываются об ответе на импульс партнера, и начинают создавать собственные импульсы, которые «зашумляют» ведение.

Партнерша не создает собственных импульсов, она лишь проводит импульсы партнера в свое тело.
Можно выделить ошибки двух видов: проскоки и зажимы.

Проскок — это смещение любой точки рамки или объема, которое приводит к уменьшению или исчезновению ведения. Проскоки могут происходить абсолютно в каждой точке рамки или объема. Самый распространенный — проскок в локте. Локоть сгибается или разгибается при ведении, причем это может происходить у обоих партнеров. Также часто встречаются проскоки в пальцах и плечах.

Зажим — это напряжение мышц, как правило, груди или рук, которое приводит к «пережиманию», «заглушению» ведения. Зажимы чаще всего встречаются у партнерш, поскольку они пытаются «не пропустить импульс». В результате они «съедают» в мышцах часть ведения партнера. В таком случае танец превращается в борьбу.

Самый часто встречающийся случай зажимов у партнера — так называемое «ведение руками». В этом случае партнер не передает партнерше информацию от собственного движения, а пытается сообщить ей ведение руками отдельно от корпуса. Тогда в большей степени включаются в работу мышцы рук, и ведение становится нелогичным и грубым. Партнер часто бывает резок, выходит из равновесия, «рвет» движения и пр. Такие мальчики, как правило, не пользуются особой популярностью среди девочек.

Принцип 2й. Движение

Этот принцип очень тесно связан с объемом, но все же мы сочли необходимым акцентировать ваше внимание на нем отдельно, так как движение — это и начало, и конец поступательного ведения. Это важно.
С движения партнера начинается ведение, потому что, только перемещаясь, он может сообщить партнерше информацию о том, что она перемещается. Партнерша же, в свою очередь, должна помнить о том, что конечная цель ведения — ее движение. Ведение не должно оставаться внутри пары, оно служит тому, чтобы партнеры перемещались относительно друг друга и понимали, куда и зачем они это делают.

Распространённые ошибки

Здесь все проще: либо партнер стоит на месте, либо партнерша. Если партнер стоит на месте, то он вынужден начать вести ее руками, чем это чревато — см. выше. Если же партнерша не идет от ведения партнера, то она становится тяжелой партнершей, так как он увеличивает силу ведения, и для сопротивления ему она вынуждена включать мышцы рук отдельно. Он ведет, она стоит — чё стоит?

Принцип 3й. Непрерывность

Существует много разных точек зрения относительно взаимодействия партнеров, особенно в стиле NY. Одни утверждают, что партнерша должна делать все сама, другие — что ни шагу без ведения. Если представить эти точки зрения как два полюса континуума, то наша версия расположена где-то посередине, может чуть ближе к правому краю.

Мы отталкиваемся от того, что социальные танцы подразумевают импровизацию, то есть партнерша никогда наверняка не сможет знать, что от нее потребует партнер. Поэтому она нуждается в постоянном контакте, обмене информацией с партнером, чтобы каждое новое «сообщение» не было для нее сюрпризом, и она имела шансы вовремя и правильно отреагировать на него.

Для того чтобы найти консенсус между двумя подходами, мы разделили ведение партнера на непосредственно «ведение», «импульс» и «сопровождение». Сопровождение в статике называется «чувствованием». Если переводить язык взаимодействия на язык общения, то эти три вида взаимодействия соответствовали бы фразам:

Взаимодействие — Общение
Импульс: «Пойдем!» или более жесткое «пошла!»
Ведение: «мы идеееем»
Сопровождение, чувствование: «Ты здесь?» или «я здесь, а ты?»

Таким образом, получается, что партнер и партнерша постоянно находятся в одном из трех типов взаимодействия: сопровождение, ведение или импульс. Если оба сохраняют объем, то взаимодействие получается непрерывным, хотя и неодинаковым в разных моментах танца. Взаимодействие партнеров в танце никогда не прерывается, оно лишь трансформируется

Принцип 4й. Заземление

Это также крайне важный принцип, который, к сожалению, не соблюдают очень многие танцоры. Мы уже говорили, что ведение происходит от перемещения веса партнера. По сути, взаимодействие в паре и есть взаимодействие весов партнеров. И очень важно, чтобы эти веса уходили в пол. Это означает, что при каждом шаге следует наступать на ногу и «топить» вес в полу. Только в таком случае партнеры смогут компенсировать веса друг друга и будут устойчивы.

Распространенные ошибки

Когда мы поворачиваемся, то вес действительно нужно перенести в центр корпуса, поднять его над полом, но если такое положение сохранять на протяжении всего танца, то мы рискуем «летать» над паркетом, не контролируя ситуации.

Партнеры, которые ведут партнершу без опоры на пол, как правило, воспринимаются как «ненадежные», особенно в танце под быструю музыку. Компенсация веса партнерши мышцами верхней части корпуса не позволяет своевременно ее вести, более того, обычно у таких партнеров шаги расходятся с ведением, и поэтому они часто ведут не в музыку. Партнерши не могут отдать свой вес такому партнеру, потому как они чувствуют, что при таком раскладе он свалится на них, поэтому бедняжки вынуждены выполнять все фигуры самостоятельно, а под быструю музыку это очень тяжело. Если партнер «опирается» на пол, то он способен скомпенсировать вес партнерши, ее инерцию, и перенаправить в нужное русло. Если нет, то большая часть времени уходит на погашение инерции в мышцах, и времени и сил на ведение не остается.

«Летающие» партнерши — так называют девушек, которые не компенсируют вес партнера своим, а сразу же уходят за ним, будто их уже ведут. Летающие партнерши это частое явление, они нередко считаются хорошими, потому что ведутся действительно неплохо. Они сразу реагируют на любой вес, который появляется в руке партнера, как на ведение и следуют за ним. По сути, получается, что такие партнерши всегда танцуют в режиме «сопровождение». Недостаток такой ведомости в том, что время, отведенное на взаимодействие, используется для движения: партнерши часто торопятся в музыке, меняют ноги и в целом делают на порядок больше шагов, чем нужно. С такими партнершами прикольно танцевать, но настоящего кайфа взаимопонимания не получить.

Теперь подробнее о специфике мужской и женской частей взаимодействия.
Чтобы максимально широко раскрыть тему ведения, необходимо также выделить еще 2 вида — ведение поступательное и вращательное. Это, соответственно, ведение в движение и в поворот.
Если поступательное ведение у партнеров и партнерш во многом похоже, то во вращательном как никогда проявляется ролевая специфика в танце. Постараемся ее раскрыть.
Можно охарактеризовать ведение с точки зрения двух параметров — импульса и траектории. В поступательном ведении они совпадают во времени, а во вращении — разведены и чередуются.
Партнеры
Чтобы сообщить партнерше поворот, партнеру необходимо:

  • Подготовить партнершу (по-хорошему надо бы)
  • Упереться в пол
  • Сообщить ей импульс.
  • Показать траекторию и сопроводить
  • Поймать

Подготовка партнерши нужна для того, чтобы партнер мог быть уверен в наличии ответа. Если партнерша информирована, что ее будут вращать, то она с большей вероятностью примет импульс и проведет его в свое тело. Если поворот начнется внезапно, то неопытная партнерша может дать увести руку из своего объема. Это, как правило, неприятно и даже больно. Поскольку поворот в большинстве случаев подразумевает импульс, который является более резким и сильным, чем ведение, то партнеру стоит предупредить партнершу по-джентльменски.

Упор в пол, на наш взгляд, — неотъемлемая часть любого вращательного ведения. Упор выполняет две функции. Во-первых, позволяет партнеру сообщить силу (импульс) через корпус, от пола к руке. Такой импульс, как правило, гораздо сдержаннее и мягче для партнерши. Затем он перенаправляется рукой партнера в необходимую для вращения траекторию. Во-вторых, упор позволяет самому партнеру не отставать от партнерши, если ее поворот был в продвижении. Упираясь в пол, партнер контролирует собственный корпус и способен переместить его далее за партнершей на необходимое расстояние.
Сообщение импульса, как уже было сказано, происходит через корпус от упора. Импульс, данный партнером вовремя, переходит по его объему в объем, а затем в тело партнерши. У партнерши, как правило, есть несколько источников импульсов в поворот, но одним их них — обязательно — должен быть импульс партнера. Это позволяет паре оставаться во взаимодействии и гармонии постоянно.

После сообщения импульса партнеру необходимо сопроводить поворот партнерши. В сальсе есть великое множество ситуаций поворотов, но если брать классические, то в них сопровождение происходит по границе объема партнерши. Например, партнерша ставит руку перед собой под углом 3×90 (между плечом и грудью, между нижней поверхностью плеча и корпусом, между локтем и плечом). В такой ситуации границу объема покажет ее кисть, которая во вращении будет описывать окружность. Для наиболее комфортного поворота партнеру необходимо сопроводить партнершу по этой окружности.

Остановка вращения должна быть максимально мягкой. Она также происходит на границе объема партнерши. Лучший вариант, если партнершу заблаговременно предупреждают, что поворот заканчивается, и она имеет возможность остановиться самостоятельно, когда рука опускается в стандартное положение ведения. Если остановка более резкая, то лучше, чтобы ее по возможности амортизировал партнер. В любом случае, отпускать партнершу в поворот и не останавливать ее нехорошо. Поворачиваясь, партнерша рассчитывает на поддержку партнера.

Партнерши

Вся прелесть вращательных импульсов для партнерши заключается в том, что, правильно ответив на них, партнерша уже получает импульс в поворот от партнера и может вращаться, не прилагая практически никаких усилий.

Это, конечно, относится не ко всем видам поворотов, но ко многим из них. Смысл принятия вращательного ведения такой же, как и поступательного — сохранение объема. Только на этот раз оно происходит засчет грудных мышц. В напряженном виде они не делают ведомость тяжелой, но при этом не дают рукам как уйти внутрь объема, так и выйти из него. Почувствовать их можно, если сложить ладони вместе посередине груди и начать давить ими друг в друга.

Принимать вращательное ведение партнерша может с трех уровней — верхнего, когда ее рука согнута под углом 3Х90 (это положение мы называем рамочкой), уровня груди, когда ее локоть поднимается таким образом, чтобы предплечье располагалось параллельно полу; и нижнего, когда ее руки лежат в стандартном положении.

На среднем уровне — уровне груди, ведение происходит, как правило, только в одном направлении — внутрь объема. Когда рука партнерши приходит на границу объема, то есть когда угол между плечом и корпусом становится прямым, ей необходимо зажать грудные мышцы. В такой ситуации импульс партнера сразу же пройдет через объем партнерши в рамку, в противоположное ведущей руке бедро, и создаст момент вращения.

Сложнее дело обстоит, когда ведение во вращение происходит на нижнем и верхнем уровнях. Здесь партнер может вывести руку как внутрь объема, так и наружу. При ведении внутрь процесс принятия импульса происходит ровно так же, как и при ведении на уровне груди.

Когда импульс предполагает раскрытие объема партнерши, то выгоднее всего для дам принимать его, пользуясь пружинкой. Пружинка — это такое сопряжение в грудных мышцах, которое предполагает распределение сопротивления ведению партнера. Так, если он ведет в левое запястье, то сопротивляется правое. Если партнерше удастся распределить сопротивление таким образом, то в момент, когда партнер сообщает ей импульс в поворот, она как бы захлопывается в свой объем к той руке, в которую был сообщен импульс. Когда руки приходят в объем, в теле образуется импульс, который и поворачивает партнершу.

Использование пружинки дает несколько преимуществ:
Пружинка многократно усиливает импульс, данный партнером. Не знаю, отчего это происходит, но это так =)
Если поворот предполагает продвижение, то пружинка помогает партнерше остаться на линии, несмотря на импульс партнера, который направлен по дуге.

Пружинка сохраняет ось вращения, так как положение тела партнерши в момент высвобождения импульса оказывается симметричным.

Необходимо помнить, что все манипуляции с импульсом партнера происходят внутри самой партнерши и партнера не касаются. Так же, как и в поступательном ведении, во вращениях партнерше не следует целенаправленно отвечать партнеру на его ведение, это перераспределяет напряжение в ее теле и может испортить поворот. К тому же ненужное сопротивление делает поворот тяжелым для обоих партнеров.
Ответ на импульс партнера также происходит в тот момент, когда партнерша, собирает грудные мышцы и не дает объему сломаться.

Называя эти принципы и правила ведения и ведомости, мы, конечно же, не претендуем на абсолютные полноту и объективность всего вышеизложенного. Все они — результат наблюдений, тренировок, размышлений, проб и ошибок, который, как мы надеемся, поможет сделать ваше взаимодействие с партнером в танце чуточку понятнее и приятнее. Наслаждайтесь взаимопониманием!

Об авторе - Светлана Рэй

Я начала танцевать в 3 годика. Усердно осваивала ча-ча-ча, самбу, вальс и другие бальные танцы. В 5 лет состоялись мои первые соревнования и, как говорится, понеслось. 11 лет упорных тренировок, участия и побед в конкурсах, поездок в различные города России, Казахстана, Узбекистана, Киргизии. После окончания карьеры в бальных танцах я занялась Фламенко. В составе коллектива Del Corazon в 2007 победила на фестивале искусств «Звездный дождь» в Чехии, выступала на многих площадках Санкт-Петербурга.

Через некоторое время меня увлекла сальса, и с тех пор я всю себя посвящаю латиноамериканским танцам. Сначала очень много занималась, а через год начала и преподавать. Являясь психологом по образованию, разработала множество курсов обучения различным аспектам сальсы.

В 2010 я получила премию «Препод-дебют» и «Мисс Надежда» на церемонии вручения премий в области латиноамериканской культуры SNA в Москве. В 2013 стала призером конкурса шоу-номеров «Sabrosunsky» на White Nights salsa fest в СПб. За моими плечами множество часов ведения семинаров в Питере, Москве, Самаре, Красноярске, Краснодаре, Екатеринбурге, Перми, Одессе. Сейчас я продолжаю развиваться, осваиваю новые стили, делаю новые постановки, разрабатываю эксклюзивные курсы. Мой девиз – не останавливаться на достигнутом!

Официальная страница Светланы Рэй: http://svetlanaray.ru/