Вы знаете что такое “клаве”? Странный вопрос для людей, знакомых с кубинской музыкой. Ведь все мы знаем, что:
Во-первых, clave – это “ключ” и все, что с ним связано, в переводе с испанского:
- ключевой
- основной
- главный
- важнейший
- ключ
- пароль
- код
- решающее значение
- шифр
- ключевое значение
- кодовое
- залогом
- важных
- важным
- ведущих
(источник: Reverso Context)
Во-вторых, это перкуссионный кубинский инструмент, представляющий собой две палочки из дерева, который часто используется в кубинской музыке.
В-третьих, так называется ритмический паттерн, на основе которого строится кубинская музыка (а некоторые еще знают и то, что ритм клаве бывает разный):
Но мало кто знает (я так сегодня только узнала!) что есть еще и “в-четвертых”!
В-четвертых, клаве – это название кубинского музыкального жанра! Да-да, целого музыкального жанра конца XIX века.
Здесь, правда, не обошлось без курьеза. Дело в том, что в названии «поучаствовала» фамилия каталанского музыканта Хосе Ансельмо Клавé, которая потеряв на Кубе ударение, преобразилась в привычное «клáве», но, давайте по порядку.
Клаве из кабильдос
В XIX веке кубинское правительство не очень-то разрешало чернокожим, рабам или свободным, публично заниматься своими традиционными видами искусства, но позволяло практиковать их в кабильдос — национальных сообществах, которые были основаны еще в XVI в. Эти сообщества были не только центрами взаимопомощи чернокожего населения Кубы, но и спонсировали и организовывали развлекательные мероприятия светского и религиозного характера.
В кабильдос города Тринидад с середины 19 века существовали хоровые ансамбли, исполнявшие так называемые «тринидадские тонады». Тонады эти исполнялись хорами из разных районов во время местных праздников, на которые они обычно собирались для соревнований во время шествий по улицам. В кабильдо некоторых районах Гаваны, Матансас, Санкти Спиритус и Тринидада в XIX веке были основаны целые хоровые сообщества, которые организовывали конкурсы хоров, и иногда их посещали спонсоры: местные и соседские власти. Этим хоровым сообществам, как правило, давали названия своих кварталов, они насчитывали до 100 и более участников. Есть мнение, что пение было своеобразной ширмой, отвлекающей местные власти от истинной цели таких собраний – проведение ритуалов африканских религиозных верований.
Вот эти-то хоровые сообщества спустя какое-то время стали называть «хоры клаве» — «coros de clave».
Coros de clave
Происхождение и развитие coros de clave (“хоров клаве”) связано не только с национальными кабильдос, но и с традициями, привезенными иммигрантами из северной Испании, в частности с хорами Клавé, названными в честь каталонского композитора Хосе Ансельмо Клавé. Начиная с 1845 года, Клавé основал так называемые «орфеоны» (французские хоры), в состав которых входили представители рабочего класса Барселоны. Аналогичные хоровые традиции распространились по всей северной Испании, включая Галицию, где движение получило название «хорализм». По мнению некоторых исследователей, попав на Кубу, хоры Клавé потеряли ударение на последний слог, став «хорами ключа».
Хоры клáве стали популярны на Кубе в 1880-1910-х годах. Они включали в себя до 150 мужчин и женщин, которые пели, используя ритм 6/8, европейские гармонии и инструменты. Песни начались вступлением солиста, а затем подключался хор в формате «вопрос-ответ». К 1902 году существовало около 60 хоров клаве, некоторые из них вообще отрицали какое-либо африканское влияние на их музыку.
Из хоров клаве развились хоры гуагуанко, которые в основном состояли из мужчин, исполняли музыку в размере 2/4 и добавляли в нее барабаны. Нам они интересны еще и потому, что в двух самых известных из них начинал свою музыкальную карьеру Игнасио Пиньейро, один из отцов кубинского сона. Хотя некоторые исследователи утверждают, что хоры клаве и хоры гуагуанко развивались независимо друг от друга.
В качестве аккомпанемента хору часто использовали гитару. Из-за того, что игра на африканских барабанах была строго запрещена в кубинских городах, перкуссия исполнялась по корпусу американского банджо без струн (есть мнение, что эта конструкция именовалась виола, но это не точно ). Кроме того, в состав инструментальной группы входили клавес, небольшая арфа и контрабас.
В ритмическом отношении, исполняемая музыка была больше всего похожа на кубинский контраданс. Базовым ритмом, как и в контрадансе, была так называемая вертикальная гемиола, проявляющаяся в басовых партиях:
Как правило, солист начинал песню, исполняя мелодию без слов, или импровизировал вариации тем, исполненных хором. Еще был интересный персонаж в составе таких хоров – «цензор». Он занимался тем, что следил за языком, используемым в песнях. Вот ей-богу, не знаю как он это делал, но так пишут
Музыкальный стиль coro de claves, и особенно их ритм, дал начало жанру народной песни. Над названием жанра долго не думали, решили что у слова «клаве» лимит значений еще далеко не исчерпан и так его и назвали — «клаве». Произведение, написанное в жанре клаве, состоит из короткого вступления, за которым следуют два раздела по 16 тактов в каждом. Первый в миноре, второй в мажоре.
В последствии, скорее всего, клаве послужил оригинальным прототипом для создания жанра «криола». Оба жанра, клаве и криола, получили большую популярность в репертуаре национального кубинского театра и оказали существенное влияние на дальнейшее развитие кубинской музыки.
Так что вот! Говоря словами одного известного челябинского ди-джея, преподавателя и бизнес-консультанта, «Теперь вы знаете!»
В написании статьи использованы материалы Википедии:
https://es.wikipedia.org/wiki/Coros_de_Clave#Clave_(g%C3%A9nero_de_la_m%C3%BAsica_popular_cubana
https://hmong.es/wiki/Coros_de_clave
Оригинал статьи в ВК: https://vk.com/@corizza_alla-to-chto-vy-vryad-li-znali-o-clave