Как выбрать своего преподавателя?

Или когда не работает золотое правило бизнеса

Донат Иванов
Руководитель и преподаватель танцевальной студии «Danca Kuduro» (Таганрог),
преподаватель танцевальной школы «Африка-Мама» (Ростов-на-Дону)
donat@danca-kuduro.ru

Оригинал статьи

Аннотация. В этой статье я поделюсь с читателями одной теорией, которая пришла мне в голову при проведении мастер-класса для начинающих преподавателей социальных танцев летом 2015 года и с тех пор из головы не выходит. Речь пойдет об отношениях между преподавателями и учениками на примере социальных танцев. О выборе своего преподавателя и отборе своих учеников.

Ключевые слова: препод, ученик, кизомба, сальса, бачата, пора_заканчивать_с_диссертацией.

Введение

Мы живем в среде оголтелого капитализма, где считается, что клиент всегда прав. Ученики платят за обучение деньги. Ученик — клиент. Преподаватель продает услуги по обучению. По этой логике выходит, что преподаватель должен угодить ученику. Каждому ученику. Ведь каждый клиент всегда прав.

Нередко встречается картинка: недовольный ученик бурчит себе под нос, или в свободные уши о том, чем плох его преподаватель. Одному кажется, что препод слишком медленно дает материал, другому кажется, что препод слишком спешит. Кто-то жалуется на то, что ему не уделяют внимания и редко поправляют ошибки. Других смущает, что препод при всех тычет носом в недостатки и роняет самооценку. Кого-то бесит, что его преподаватель часто уезжает в другие города для проведения мастер-классов. А кто-то недоволен тем, что его преподаватель недостаточно крут, чтобы его приглашали проводить мастер-классы. Требования учеников к преподавателям противоречивы. Ведь все ученики разные. Очень разные.
Преподаватели тоже люди тоже разные. Одни строгие, другие добряки. Одни объясняют словами, другие вдохновляют примером. Одни открыты каждому, другие не запоминают имена учеников, пока те не перейдут в среднюю или даже старшую группу. Но, учитывая противоречивость ожиданий учеников, к каждому преподу можно придраться.

Постановка проблемы

Даже если ученик не бросает танцы из-за того, что его преподаватель не оправдал всех ожиданий ученика, бурчать и хмуриться он не перестает. А ведь плохо скрываемое недовольство это как раз то, что портит атмосферу соушал-тусовки. Портит настроение и ученикам, и преподавателям.

А ведь находятся и те, кто бросает танцы и начинает лить в уши товарищам по танцполу.

Преподаватели не только теряют людей (а аренду за зал все равно надо платить, да и кушать хочется всегда), но и теряют свой авторитет в глазах тех, кто остался в строю. К тому же 95% преподавателей социальных танцев — сумасшедшие фанатики, которые не просто пытаются заработать деньжат на продажах своих навыков, а стремятся к утопическим идеалам: развить соушал-тусовку, сформировать крутой танцпол, организовать в своем городе мега-крутую вечеринку и супер-фестиваль и многое другое. Такие фанатики вкладывают в учеников  не только терпение и опыт, но еще и всю свою душу. И каждый уход — ножевой удар судьбы по сердцу препода.

Известные подходы к решению проблемы

Чаще всего преподаватели пытаются понять настроения учеников и по возможности удовлетворить их запросы и ожидания. Общаясь с группой или с каждым в личной беседе, читая отзывы о своих мастер-классах в интернете, преподы получают обратную связь о своих уроках и стараются изменять свою манеру преподавания таким образом, чтобы ученикам все понравилось.

Для начинающих преподавателей — обратная связь — один из мощнейших стимулов для саморазвития. Но вот беда, с опытом у преподавателя формируется своя манера проведения занятий, менять которую становится все сложнее. Более того, обратные связи, приходящие от разных учеников тянут препода в разных направлениях. Как показано выше — ожидания у учеников крайне различных и противоречивы. Преподаватель обнаруживает себя в роли того воза, который тянут в разные стороны лебедь, щука и рак[1]. Угодить всем ученикам все-равно не удается. Одни ученики уходят, другие же испытывают и проявляют дискомфорт.

Страх потери учеников, зачастую подталкивает преподавателей минимизировать информированность своих подопечных о наличии и достоинствах других преподавателей. Учитель пытается замкнуть учеников на себе, опасаясь, что узнав про другого учителя, ученики перейдут на темную сторону. Однако в век информационных технологий, социальных сетей и сплетен, утаить информацию не получается. Рано или поздно ученики открывают для себя другие школы и других преподов, и спешат попробовать их на вкус, ведь им доселе ничего не было об этом известно!

Таким образом, актуальной является научно обоснованная концепция взаимоотношений между учениками и преподавателями в сфере социальных танцев. Так жить нельзя. Надо что-то менять!

Предлагаемый подход

Ученики приходят к преподавателю и платят деньги за обучение. Преподаватель учит тех, кто к нему пришел. При этом ученикам легко выбрать другого преподавателя, а вот препод как правило должен работать с теми, кто есть. Ученики могут выбирать, а препод — нет. Учтем, что социальные танцы — сфера крайне эмоциональная. Психологическая совместимость ученика и учителя здесь крайне важна! Забивать на нестыковки в характерах, целях и ожиданиях тут чревато неприятными последствиями.

Вместо того, чтобы жаловаться на своего текущего преподавателя, недовольным ученикам стоит попробовать других преподов. Не факт, что другие обязательно понравятся, но шанс на успех есть. Каждому ученику нужно найти такого преподавателя, который подходит именно ему! И как можно скорее.

Преподавателям следует признать, что всем мил не будешь. Как только преподаватель смог осознать собственную манеру преподавания, ему следует сразу же предупреждать своих учеников о том, что их ждет, если они продолжат занятия у него. В то же время преподавателю не следует бояться информировать учеников о других студиях и других преподавателя. Можно даже перечислить сильные стороны этих преподавателей. Кто-то уйдет в другую школу. Но скорее всего большинство новичков останутся, ведь увидят в преподавателе уверенного в себе человека и профессионала своего дела.

Обычно новые наборы гораздо многочисленнее, нежели группы среднего и, особенно, продвинутого уровня. Новые наборы кормят преподов, и терять новичков сразу же после первого (зачастую бесплатного) урока никому не хочется. Однако, новички всегда с интересом наблюдают за старшими товарищами. Увидев в средней и старшей группе людей целеустремленных и много чего умеющих, ученик получит стимул остаться здесь и продолжить заниматься. Если же новичок увидит, что в средних и старших группах преподаватель вылезает вон из кожи для того, чтобы удержать людей, которые того и гляди норовят разбежаться… новичку захочется разбежаться прямо сейчас, чтобы не терять зря времени.

Каждому преподавателю следует максимально проинформировать своих новых учеников о том, кто он сам такой, как и зачем преподает и что их здесь ждет. А также о том, что  в мире социальных танцев и даже в этом же городе, есть и другие студии и другие преподаватели. И если ученику не понравится этот препод, не стоит бросать танцы — стоит попробовать другого. Таким образом, преподаватель сформирует вокруг себя окружение из учеников, которые разделяют его цели и ценности (крутой танцпол, этическое поведение, высокая техника, и др.), которым подходит его манера преподавания (строгость, самоотдача, энергетика или др.)
Предостережение: у преподавателя, внимательно прочитавшего эту статью, может возникнуть желание оправдывать любой свой недостаток фразой: «Не нравится моя манера преподавания? Ищи себе другого учителя!» Что в корне не верно. Необходимость отсева части учеников, как не подходящих по характерам и целям, не отменяет работы преподавателя над собой. И не исключает использование обратной связи от учеников. Особенно от тех учеников, кто продолжает заниматься у этого преподавателя достаточно долго.

Практические эксперименты
(данный раздел вряд ли представляет интерес для танцоров и написан по большей части для начинающих преподавателей)

Работоспособность предложенного подхода подтверждена экспериментально в течении более чем четырех лет преподавания социальных танцев и полутора лет руководства танцевальной студией, насчитывающей на текущий момент 7 преподавателей. На протяжении этого времени, автор всегда старался информировать своих учеников и всех окружающих о всех расположенных в радиусе транспортной доступности школах и студиях.

Приведу несколько конкретных примеров.

Чаще всего недовольство учеников касается финансов. Самое распространенное:

– Индивидуальные занятия с тобой стоят так дорого!!!

Я мог бы рассказывать о том, какой я нев*****ый препод, как много сил и средств я вложил в собственное обучение и развитие, и что только такие вот дорогие индивиды с супер-профи позволят ученику освоить все тонкости танца. Ведь так чаще всего и говорят.

Вместо этого я отвечаю, что другие преподаватели нашей студии проводят индивиды чуть дешевле, а в соседней танцевальной студии индивиды стоят вообще в 1.5 раза меньше! Я сообщаю адрес и контакты студии-конкурента и имена преподающих там людей. Доходило до того, что я сам связывался с теми преподами, узнавал их прайс и присылал заинтересованному в обучении (этот прайс обычно не в мою пользу).

Казалось бы, ученики должны сразу же сбежать на индивиды к конкурентам. Но вот парадокс, большинство из них после этого лишь просит дать им больше индивидов в Danca Kuduro!!! Ведь теперь они понимают, что в городе существует некоторый рынок услуг, и если продавец с дорогой ценой выжил на этом рынке, значит высокая цена чем-то да оправдана! К тому же открытость подкупает клиента;) Стоит ли напоминать, что подобная модель поведения позволяет сохранять дружеские или хотя бы товарищеские отношения с преподавателями других студий, что так важно, и так редко в соушал-тусовке.

Впрочем, не всегда все так радужно, как в описанном выше примере. Часть учеников подкованы в экономике, уже осведомлены о других предложениях и задают вопрос ребром:

– Почему абонемент на твои занятия стоит дороже, чем абонементы на занятия в других студиях города???

Тут мне бы снова начать нахваливать себя. Но попытки выделиться на фоне других преподов подразумевают косвенную критику коллег по цеху. А мне этого делать не хочется. Поэтому обычно на такой каверзный вопрос я отвечаю так:

– Если я сделаю цену меньше, чем у других, часть учеников будет ходить ко мне просто потому, что у меня дешевле. Из экономии. Но я хочу, чтобы ко мне на занятия ходили те, кто ценит именно мои навыки, мой подход к обучению и именно мои занятия. Чуть большая цена отсеивает нищебродов экономных товарищей, и оставляет лишь тех, кто сделал свой выбор осознанно.

Конечно, вопреки указанному выше высокопарному и пафосному ответу, напрашивается и еще один: «Донат — жадина!» Но я-то знаю, как часто пускал на своих занятия по скидке или совершенно бесплатно тех, кто реально горел танцем, но по объективным причинам не мог за это платить. Мне не жалко делиться своими знаниями, идеям и опытом с читателями моих статей. Совершенно бесплатно консультировать по ВК или даже скайпу танцоров и начинающих преподавателей из разных городов, которые обращаются ко мне за советом.

Помимо различий в цене, есть и различия в манере преподавания. К примеру, я чересчур требователен к своим ученикам. Как только они достигают поставленной мною планки, я поднимаю эту планку и требую прыгнуть выше. При этом я лишь недавно стал хоть чуточку хвалить за достигнутый результат. Прежде я считал, что ученикам для сохранения мотивации хватит тех похвал и комплиментов, которые они получают на танцполе от других танцоров. А задача препода — учить, а не хвалить. На вечеринках радость, на занятиях пахота. Конечно же, такая жесткая позиция выдавила из моих групп немало людей. И хотя сейчас я стараюсь найти баланс между кнутом и пряником похвалой и требованиями, все равно ругаю гораздо чаще и эмоциональнее (некоторые мои ученики говорят, что на занятиях я их бью, но не верьте им! Не на занятиях!)

Бывали и курьезные случаи. К примеру, одну пару очень смущала моя манера шутить во время занятий. Во-первых, я пользуюсь суровым приемом: стоит преподу месте с учениками высмеять какую-то ошибку, как ученики перестают делать эту ошибку. Если ты просто сказал «так делать нельзя», то они могут забить. Но если они сами поржали с того, как комично и нелепо это выглядит, то забить и продолжить так делать уже не смогут. Во-вторых, социальные танцы — это определенная близость между мужчиной и женщиной. И не скатиться в область шуток пошленьких и откровенненьких — выше моих сил. Так вот, эту пару очень смущало то, что я стебусь над ошибками, да еще и позволяю себе определенные гусарства;)

Как и положено хорошим ученикам, они дали мне обратную связь. Я поблагодарил и продолжил. Дав на всякий случай адрес другой школы. Они попробовали повлиять на меня через других сотрудников студии и даже через мою жену. Не знаю что им говорили другие, но Оксана, передав мне суть претензий, снова предложила им сходить в другую студию. И они туда ушли. Правда через месяц вернулись. Там им тоже много что не понравилось (совсем другое), и из двух зол они решили выбирать меньшее. Даже пытались жужать мне в уши про недостатки той студии, но я отмахнулся. «Недостатки» — вещь субъективная. Я знал, что в тот момент в той студии преподавал очень мощный чувак. Я не думаю что кто-то из нас двоих хуже или лучше. Мы разные. И эта пара, попробовав обоих, выбрала того, кто больше подходил им. Возможно, будь в тот момент в городе третий чувак, они бы ушли к нему, ведь выбирая между двумя, они искали компромисс, а не идеальное решение.

Впрочем, далеко не всегда ученикам вообще нужно делать выбор. Ведь если человек увлечен танцами и не стеснен при этом финансами, то он может себе позволить посещать занятия (индивидуальные или групповые) у разных преподавателей и в разных студиях! Знаю, что некоторые преподаватели относятся к этому как к предательству. Порой даже накладывают санкции на тех, кто сходил  к конкурентам. Но я считаю, что ученики не подписывают контракт кровью и не продают душу танцевальному дьяволу. Они имеют полное право посещать занятия любых преподавателей, лишь бы только это шло на пользу. И в Таганроге и в Ростове, многие мои ученики ходят и ко мне и в другие школы. Порой они стесняются мне об этом сказать. Порой просят не говорить «там»;)

Взрослые люди, профессионалы своего дела, сформировавшиеся личности и порой крутые и строгие руководители — они как дети боятся, что препод танцев посмотрит строгим взглядом: «Как ты посмел, негодный мальчишка, заглянуть по ту сторону забора?!» И они страшно удивляются, когда понимают, что преподы сами учились у разных преподов, и не видят в этом ничего дурного.  И что для преподавателей их секрет давно не секрет. И они никогда не догадываются, что порой преподы разных студий, сидя на вечеринке, обсуждают, как найти подход к «общему ученику», чтобы исправить в его танце тот или иной недочет.

Заключение и планы на будущее

Автор надеется, что изложенный в статье материал поможет танцорам найти «своего препода», а преподавателям поможет чуть меньше заморачиваться и дергаться и чуть больше сил посвятить саморазвитию, а не попытке угодить всем.

Автор также надеется, что сам он не остановится на достигнутом и спустя время сможет опубликовать статью с новыми идеями и более эффектными примерами.

Завершить статью хочется цитатой нашей давней беседы с Ромариком Нзомвита по пути в Волгоград в поезде с дембелями:

– Что делать, если [описание проблемы, с которой сталкивается преподаватель] – Просто делай свою работу еще лучше.

Благодарности

Автор выражает благодарность Юлии Владимировне Вагановой за вдохновение и эмоциональную поддержку при подготовке текста статьи.

Автор также хочет поблагодарить тех постоянных читателей, которые пинали его сообщениями: «Ты почему перестал писать? Заканчивай с диссертацией и публикуй новые статьи на www.Salsa-Tagano.ru!»

Автор также выражает признательность Алексею Семененко, Максуту Кумашеву, Ромарику Нзомвита, чьи идеи, слова и поступки так или иначе повлияли на формирование изложенной в статье концепции.

Библиография

  1. Крылов И.А. Лебедь, Щука и Рак [Текст: Басня] // Крылов И.А. Полное собрание сочинений: в 3 томах / Редакция Д. Д. Благого; Подготовка текста и примечания Н. Л. Степанова (басни), Г. А. Гуковского (стихотворения), С. М. Бабинцева (письма). — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1946. — Т. III. [Басни. Стихотворения. Письма]. — С. 85.

PS Если вас смущает необычная структура данной статьи и нетипичный для salsa-tagano стиль изложения материала, то это лишь моя попытка объединить развязный стиль сальса-блога и напыщенную строгость научных статей. Для человека, завершающего написание научной диссертации такой оксюморон кажется весьма забавным.

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".

Top