Это интересное слово «Хобби»
Я даже знаю, что многие подумали, прочитав этот заголовок: «А зачем нужна методика для обучения танцам? Это же хобби, развлечение!»
По большому счету, все, что не работа – это хобби. Люди занимаются боулингом, скалолазанием, разными видами борьбы, они жонглируют, плавают, качаются в тренажерке, плетут макраме, играют на гитаре, а кто-то на барабанах, а некоторые готовят еду.
Скажите, вы бы хотели, чтобы на курсах по скалолазанию вас просто отправляли бы с одной трассы на другую, сказав, что это просто и показав основные хваты и положения?
Скорее всего, нет. Ведь это опасно, ведь вы устаете быстрее, ведь вы выглядите некрасиво, ведь вы можете что-то себе повредить, ведь вы испытываете стресс и неудовлетворение оттого, что ничего не получается. (Если говорить не о развлекательном разовом походе на скалодром, а о занятиях на курсах – прим. авт.)
Танцы – это такой же длительный процесс выработки навыка, как и многие другие виды физической активности. Разница лишь в том, что почему-то люди считают единоборства или, например, игру на музыкальных инструментах чем-то действительно сложным и требующим вложения сил, а танцы нет!
Странно, не правда ли?
Путь каратиста
В действительности, вне зависимости от выбора, люди хотят научиться координировать свое тело и управлять им. А еще хотят, чтобы это было осознанно, правильно и красиво. А в некоторых случаях еще и в музыку (которую многие, кстати, не слышат). Учитывая, что уже минимум пару десятков лет тело не делало ничего подобного, этот процесс представляется весьма сложным.
Ни один тренер по единоборствам не покажет вам прием, не убедившись, что вы владеете базовыми навыками положения корпуса, переноса веса и падений. У вас просто не получится! И когда вы придете заниматься, например, карате – вам подробно расскажут, чему вы научитесь сначала, потом, а что должны уметь, чтобы получить желтый пояс.
Люди видят, как красиво танцует их преподаватель, но они зачастую и малейшего представления не имеют, КАК этому научиться, ЧТО нужно знать, уметь и КОГДА они смогут так же.
Два типа преподавателей
Собственно, если у преподавателя есть прописанная методика, ответы на эти вопросы ученик получит сразу. Он будет готов к тому, что придется поработать какое-то время, освоить определенное количество фигур, как-то их научиться связывать, делать их в музыку и пр.
Но чаще всего преподаватели либо совсем не имеют этого «пути» развития, либо держат его «в голове», оправдывая себя тем, что каждая группа разная, и что он подстраивается под них.
У первых от занятия к занятию вы будете учить связки. У таких преподавателей могут научиться зачастую только люди с опытом какой-то физической активности – бывшие спортсмены, например, ребята с танцевальным прошлым или просто очень талантливые танцоры «от бога». И выглядеть они будут невероятно эффектно! Эмоции, кач, прекрасная хореография, скорость – вы увидите это все на видео и конечно захотите так же! Но здесь важно оценить свои силы – если вы впервые пришли танцевать, то, вероятно, вас ждет разочарование на таких занятиях.
Вторые преподаватели уже, скорее всего, более опытные. Они поняли, что многие не могут научиться, просто повторяя, и постарались построить какой-то план развития. Однако часто их ученики бросают занятия на полпути.
Почему уходят ученики?
Понятно, что на это всегда влияет множество факторов, однако эти исключить тоже нельзя:
1. Ученики чувствуют какой-то прогресс, но не могут его оценить – где они начали и чему конкретно научились. Парадокс заключается в том, что научившись чему-то, мозг сразу признает это простым и вытесняет то время, когда это было непостижимо и не давалось. То есть, в моменты депрессии ученики просто думают (как обычно со всеми бывает), что они ужасно танцуют, а инструментов, которые показали бы им, чего они действительно достигли, у них нет. Вот они и уходят…
2. Ученики чувствуют, что чему-то учатся, но не видят, чему конкретно и в какие сроки. В результате они могут легко пропустить занятие, потому что они просто «пропускают занятие по…», а не «блин, я не выучу … и … и не повторю … и потом придется тяжко». От этих пропусков, как известно, страдает вся группа – приходится повторять фигуры снова и снова, и те, кто ходит прилежно, недовольны. И преподаватель, конечно, тоже не доволен. В результате группы редеют
3. Ученики чувствуют, что чему-то учатся, но не знают, когда и чем это закончится.
Представьте, что вы пошли на бессрочный курс по фотографии…
Так себе картинка, верно?=) Уж явно нет мотивации ходить регулярно. Конечно, развиваться в танцах можно бесконечно. Однако эта фраза, к сожалению, не поможет вам удержать учеников. Они хотят видеть результат или хотя бы знать, когда его увидят – когда они завяжут пояс, получат значок, пойдут на соревнования или хотя бы пройдут базовый уровень и перейдут в среднюю группу.
Чем поможет методика?
Прописанная (хотя бы в упрощенном виде) методика преподавания вашего стиля:
- Позволит людям видеть, что им нужно сделать, чтобы научиться танцевать почти как вы =)
- Покажет вашим ученикам, что они имеют дело с опытным специалистом, который действительно заинтересован в их развитии и прикладывает усилия, не рассчитывая только на свою харизму и имя
- Снизит процент ухода людей. Проверено на опыте.
- Позволит вам выращивать преемников быстрее и легче, потому что они будут видеть, чему и как учить ребят
- Упростит планирование каждого занятия – вы просто смотрите в свою табличку Excel – и у вас уже сотня идей, как провести урок!
В наше время людям сложно поверить, что танцы (если это не бальные и не балет) могут быть чем-то серьезным, требующим подготовки и работы – как со стороны ученика, так и со стороны преподавателя. Люди хотят быстро, легко и весело. К сожалению, некоторые преподаватели дают это быстро, легко и весело. В результате многие люди уходят, разочаровавшись.
Я знаю, что одна статья многого не изменит. Однако искренне верю, что через какое-то время люди станут выбирать себе учителей не по тому, насколько они известны и круты как танцоры. А преподаватели будут ответственно подходить к обучению людей, выстраивая их путь развития от базовых навыков до красивой импровизации.
Спасибо за внимание!