Итак, афро-кубинская музыка знаменита ритмическим рисунком, называемым клаве. Клаве играет важную роль, формируя особое взаимодействие инструментов в сальсе. Постоянная эволюция европейской музыки на Кубе и ее сочетание с африканской культурой произвели разнообразие ритмических стилей и техник исполнения, объединенных посредством клаве. Другим неотъемлемым атрибутом кубинской музыки является сложная полиритмическая структура. Наложение нескольких синкопированных партий создают очень сложную ритмическую ткань, в которой даже мелодия может быть синкопирована — и все это так или иначе укладывается в клаве.
Примечание: в рассматриваемых далее паттернах зачастую используется одно и то же название. Например, паттерн для тумбадоры и баса называется одинаково — тумбао. Это может сбивать с толку и привносить излишнюю сложность в и так сложную афро-кубинскую музыку, но в процессе изучения форм и стилей музыканты вскоре обнаружат, что терминология вторична по сравнению с фундаментальным пониманием клаве и его связи с паттернами инструментов. Сальса — прежде всего музыка, которую нужно чувствовать, она не всегда поддается словесной интерпретации.
Полиритмия
Пульсация в афро-кубинской музыке приходится на 1 и на 3 доли (в четном размере), а большинство ритмических паттернов, исполняемых каждым отдельно взятым инструментом, содержат множество синкоп, часто с акцентами на слабые доли. Во многих рисунках акцентируется 4 доля каждого такта (такая синкопа называется понче (ponche)); также, понче сопутствует акценту или брейку, исполняемому всем ансамблем:
Четвертая доля каждого такта акцентируется в паттернах как ритм-секции, так и мелодических инструментов (и/или вокала) в самых разных кубинских стилях. Еще один общий акцент приходится на счет «и» во второй доле и называется бомбо. Обычно он звучит в такте «три» клаве, но может появляться и в каждом такте.
Эти элементы вкупе с синкопированными паттернами инструментов создают насыщенную полиритмию.
Одно из уникальных свойств, присущих афро-кубинской музыке – множество полиритмических слоев, которые складываются в плотную ткань сильно синкопированных, сцепленных между собой паттернов. В качестве участника ритм-секции вы должны не только следить за своей партией, но и знать, как она укладывается в партии других музыкантов. Нужно, чтобы перкуссионые инструменты в ансамбле стали для вас привычными, а для этого необходимо изучить самые разные паттерны, такие как тумбао в партии баса и на конгах, мартийо на бонгос, каскара и паттерны ковбелов у тимбалес, паттерн сенсерро (cencerro) (бонго белл), и т. п. Все это в совокупности позволит вам чувствовать себя гораздо увереннее и поможет лучше понять, как все партии взаимодействуют и дополняют друг друга.
Ритм-секция
В сальсе ритм-секция обычно состоит из перкуссии (тимбалес, конги, бонги, ковбелы разных размеров, барабанная установка и все виды шейкеров и маракасов), баса, клавишных, струнных, трес и гитары. Современные группы могут заменять акустические струнные на синтезаторы или добавлять электронные тембры.
В конце каждой части, посвященной определенному инструменту, мы приводим перечень известнейших виртуозных музыкантов. В «Приложении Б» в конце книги вы найдете также список рекомендованной музыки.