Паттерны инструментов и клаве

Итак, афро-кубинская музыка знаменита ритмическим рисунком, называемым клаве. Клаве играет важную роль, формируя особое взаимодействие инструментов в сальсе. Постоянная эволюция европейской музыки на Кубе и ее сочетание с африканской культурой произвели разнообразие ритмических стилей и техник исполнения, объединенных посредством клаве. Другим неотъемлемым атрибутом кубинской музыки является сложная полиритмическая структура. Наложение нескольких синкопированных партий создают очень сложную ритмическую ткань, в которой даже мелодия может быть синкопирована — и все это так или иначе укладывается в клаве.

Примечание: в рассматриваемых далее паттернах зачастую используется одно и то же название. Например, паттерн для тумбадоры и баса называется одинаково — тумбао. Это может сбивать с толку и привносить излишнюю сложность в и так сложную афро-кубинскую музыку, но в процессе изучения форм и стилей музыканты вскоре обнаружат, что терминология вторична по сравнению с фундаментальным пониманием клаве и его связи с паттернами инструментов. Сальса — прежде всего музыка, которую нужно чувствовать, она не всегда поддается словесной интерпретации.

Полиритмия

Пульсация в афро-кубинской музыке приходится на 1 и на 3 доли (в четном размере), а большинство ритмических паттернов, исполняемых каждым отдельно взятым инструментом, содержат множество синкоп, часто с акцентами на слабые доли. Во многих рисунках акцентируется 4 доля каждого такта (такая синкопа называется понче (ponche)); также, понче сопутствует акценту или брейку, исполняемому всем ансамблем:

Понче

Понче

Четвертая доля каждого такта акцентируется в паттернах как ритм-секции, так и мелодических инструментов (и/или вокала) в самых разных кубинских стилях. Еще один общий акцент приходится на счет «и» во второй доле и называется бомбо. Обычно он звучит в такте «три» клаве, но может появляться и в каждом такте.

Бомбо

Бомбо

Эти элементы вкупе с синкопированными паттернами инструментов создают насыщенную полиритмию.
Одно из уникальных свойств, присущих афро-кубинской музыке – множество полиритмических слоев, которые складываются в плотную ткань сильно синкопированных, сцепленных между собой паттернов. В качестве участника ритм-секции вы должны не только следить за своей партией, но и знать, как она укладывается в партии других музыкантов. Нужно, чтобы перкуссионые инструменты в ансамбле стали для вас привычными, а для этого необходимо изучить самые разные паттерны, такие как тумбао в партии баса и на конгах, мартийо на бонгос, каскара и паттерны ковбелов у тимбалес, паттерн сенсерро (cencerro) (бонго белл), и т. п. Все это в совокупности позволит вам чувствовать себя гораздо увереннее и поможет лучше понять, как все партии взаимодействуют и дополняют друг друга.

Ритм-секция

В сальсе ритм-секция обычно состоит из перкуссии (тимбалес, конги, бонги, ковбелы разных размеров, барабанная установка и все виды шейкеров и маракасов), баса, клавишных, струнных, трес и гитары. Современные группы могут заменять акустические струнные на синтезаторы или добавлять электронные тембры.

В конце каждой части, посвященной определенному инструменту, мы приводим перечень известнейших виртуозных музыкантов. В «Приложении Б» в конце книги вы найдете также список рекомендованной музыки.

Об авторе - Rebeca Mauleon

Ребека Маулеон — пианистка, композитор, аранжировщик, певица и танцовщица афро-кубинской музыки и фольклора уже на протяжении более 15 лет. Родилась в Санта Монике, в Калифорнии, в семье испанских басков и евреев. Впервые заинтересовалась сальсой в возрасте пятнадцати лет, на пике карьеры в качестве исполнительницы танцев в стиле фламенко. Впоследствии Ребека усиленно занималась самообразованием с помощью записей и пленок, вернулась в школу и получила степень бакалавра искусств в колледже Милз в Окленде, штат Калифорния. Она совершила несколько поездок по Карибским островам, Европе и Северной Америке в качестве исполнителя, исследователя и преподавателя. Ребека принимала участие в записи, а также выступала вместе с Карлосом Сантаной, Тито Пуэнте, ансамблем Мачете, Джо Хендерсоном, Стивом Туррэ, Исраэлем Лопесом «Cachao», Франциско Агебейа, Дэниелом Понсе, Алексом Акунья, Джованни Хидальго, Джусто Алмарио, Пете Эсковедо, Пончо Санчесом и многими другими.

Ребека является музыкальным со-директором ансамбля Мачете, также она писала музыку и аранжировки для Тито Пуэнте, Пете Эсковедо, ансамбля Мачете, Рэя Обиедо и для джазового фестиваля Сан-Франциско, а также для репертуара Театра Беркли. Ее фортепианные работы можно услышать в саундтреке к фильму «Henry and June» режиссера Филиппа Кауфмана. Ребека преподает в рамках музыкальной программы «Rythmic Concept’s», включая курс JAZZCAMP. Получив грант от художественного совета штата Калифорния, она преподает в начальной школе Сан-Франциско, а также учит исполнять сальсу на фортепиано и в ансамбле по всей Калифорнии. На момент написания этой книги Ребека сотрудничала с музыковедом-перкуссионистом Джоном Сантосом (John Santos), создавая антологию афро-карибской музыки под заголовком «Истоки сальсы» («The Roots of Salsa»).