Пожалуй, один из самых сложных инструментов, при всей кажущейся простоте. Казалось бы — играй себе тумбао, прыгай из тоники в доминанту и обратно, и вот тебе сальса. Ан нет. Будем разбираться.
Прежде всего, нужно знать одну простую вещь. То, что играет бас-гитара или контрабас в современной сальсе (не в тимбе!), пришло из son cubano. Поэтому сначала нужно поговорить именно о соне кубано. Даже больше — это уникальное ритмическое наследие Кубы сохранилось именно в сальсе, и если бы не её популяризация, то, вообще говоря, не факт, что мы бы с вами сейчас разговаривали о каком-то там сон кубано и его уникальной ритмике.
Бас — сердце сальсы
Я очень люблю ковбелы (которые сенсерро, и они же бонго беллы и мамбо беллы и тимбалес беллы
Бас — это фундамент и основа всего ритма, наподобие того, как клаве соединяет все инструменты и голоса в единое целое и насыщает той самой заводной «танцевальностью».
Для танцоров сона бас — это вообще самое главное, так как шаги в соне буквально совпадают с тем, что играет бас.
Для танцоров тимбы бас — тоже очень важная штука, ведь если в треке он ярко выраженный, «соновский», то имеет смысл танцевать в контратьемпо, чтобы лучше почувствовать и передать грув композиции.
А вообще для любых танцоров — именно бас почти всегда слышно, и слышно далеко. Точно понимая логику того, что играет басист, даже в ситуации с плохим звуком, в помещении с нечеткой акустикой, просто уловив бас (поверьте, его слышно!) можно сориентироваться, где там «раз». И не просто «раз», а где там вообще грув! Так что это еще одна важная палочка-выручалочка.
Но я часто слышал от самых разных людей, что они не понимают, где в песне бас. Вот — стоим мы у динамика. Прямо в ухо, точнее, в районе живота громыхает явственный бас. Спрашиваю — слышишь? Отвечает — нет. Как так?
А все просто. Известно, и я не однажды говорил об этом, что человеческий слух очень избирателен. Нам могут громко прямо в ухо о чем-то интересном рассказывать, но если мы заняты своими мыслями, не будем слушать, понимать и запоминать все то, о чем нам так увлеченно вещали. Мы можем как бы отключить себя от внешнего звука, или какого-то элемента звука. Скажем, если мы с кем-то беседуем, идя по оживленному проспекту, а мимо нас проносятся автомобили, с диким грохотом, превышая все мыслимые экологические нормы, мы все равно можем отсечь шум из сознания, вычленяя только человеческий голос собеседника.
В случае с басом, нам нужно наоборот, заострить свое внимание на нем. Как бы отсечь все другие инструменты, и наладить с басом внутренний диалог сознания. Попривыкнуть к этому ощущению, научиться ловить бас в любой, даже сложной записи. И вот тогда бас станет вашем верным другом и союзником.
С чего начать?
С корней. Начинать надо всегда с корней. Знакомьтесь — древняя «бас-гитара».
Да, да. Огромный кувшин из-под оливкового масла, известный как ботиха. На Кубе не растут оливки, так что импортозамещение не проканало. В этот кувшин можно завывать, получая гулкий, веселящий чрево и кишочки, звук. Надо сказать, что на некоторых фото видно отверстие. Вероятно, дули именно в него, корректируя тембр звука, открывая и закрывая выливное отверстие.
Ура! Благодаря Youtube у нас есть возможность насладиться звучанием ботихи в высоком качестве! Посмотрите и послушайте, как начинается соло на ботихе — специфический, очень низкий и гулкий звук.
Более продвинутый в технологическом плане басовый гаджет, который предшествовал всяким там бас-гитарам — маримбула. Это здоровенный ящик с железными пластинами, которые можно эффектно оттопыривать и отпускать, издавая гулкий и сильный звук.
Послушайте этот звук. Это именно то, что нужно запомнить, и на что обращать внимание, когда вы будете пытаться разобрать, где же в песне бас. Он в самом низу, гулкий, глухой, на него нужно натренировать сознание. Проще всего сделать это с помощью прослушивания песен, где бас слышно абсолютно четко. Но сначала давайте поговорим о разновидностях современного баса.
От ботихи — к бэбибасу
Оставив в стороне старые, покрытые плесенью кувшины из-под масла, а также тяжеленные, громоздкие маримбулы, кубинец позарился на европейскую оркестровую культуру. Вместе с литаврами (причем, видимо, с их кавалерийским вариантом, когда маленькие литавры вешались на лошадь, и человек бил по ним, устрашая врагов и подбадривая солдат) был заимствован контрабас. Он, конечно, не такой компактный, как маримбула или ботиха, и, мягко говоря, не такой дешевый, но на нем можно всякого такого играть! Ух!
Когда я иду по улице с гитарой, я нередко слышу вопросы от любопытных прохожих — «Молодой человек, а что это там у вас в чехле? Контрабас? Или скрипка?» Отличить гитариста от контрабасиста очень просто — контрабас приблизительно размером с человека, и музыкант с такой ношей больше напоминает навьюченную черепашку.
В основном, на контрабасе играют без смычка, просто «дергая» струны. Получается что-то вроде звука маримбулы, только гораздо короче и отчетливее. Смычок в сальсе используется очень редко, в соло или каких-то специальных аранжировках. Все же, в кубинском дансоне, в части струнного трио, использование смычка — не редкость.
Контрабас — это выбор эстетов. Сложно представить лэтин-джаз без контрабаса. Куба подарила миру множество потрясающих музыкантов, серьезно обогативших мировую музыкальную культуру, и в том числе басистов. Несколько имен вы обязательно должны знать.
Исраэль Лопес Качао
Анди Гонсалес
Оскар Д’Леон
Хуан Формель
Карлос дель Пуэрто
Вот лишь несколько треков, в которых в самом начале отчетливо слышен контрабас. Он там вообще один играет. Чуть позже появляются другие инструменты, внимание от контрабаса отводится уже на других музыкантов. Но если вы запомните эту короткую мелодию, которую играет бас, и будете стараться услышать ее и далее в песне, то так натренируете уши и сознание именно на бас. Ну, а уж некоторые треки, если вы занимаетесь сальсой, вообще должны быть у вас в крови, на уровне ДНК!
Но тягучий, густой звук бас-гитары не устраивал тимбосеров, ворвавшихся на сцену в 90-х годах. Изукрашенные татухами, с короткими ирокезами головах, самые настоящие бунтари, впихнувшие в аранжировки все подряд, превратившие мирную чарангу в зверскую смесь афро, рэпа, хип-хопа и немножко сона. Контрабас оказался гораздо ближе к рокерскому духу нового «замеса», но нужно было что-то, что можно было бы воткнуть на сцене в пульт, и не иметь никаких проблем по микрофонным наводкам и отстройке на дешевом звуковом оборудовании. Знакомьтесь — визитная карточка тимбы, электроконтрабас, он же «Бэби-бас».
Щелкающий, «взрывной», короткий звук, конечно, совсем не для эстетов, но для своего жанра — самое то. Эта особенность привела к тому, что в обычном музыкальном магазине вы никогда не найдете этот инструмент. Он, по сути, никому и не нужен, разве что каким-то экспериментаторам, авангардистам, джазменам (на пару-тройку треков) и, конечно, тимбосерам. А много ли вы сыщите у нас музыкантов-тимбосеров? Так что ни один ломбард не примет у вас ваш старенький бэби-бас.
Качао
И все же — Качао. Просто понимаете, это классика, без которой немыслима никакая современная сальса. Принципиальная важность связи поколений музыкантов и эпох осознается, кажется, всеми крупными музыкантами в сальсе, как кубинской, так и (тем более!) северо-американской. Эти люди на старых видео и фото вкладывали каждый миллиметр своего сердца в свою музыку. Может быть, эта музыка не такая заводная и не взрывает танцполы сегодняшнего дня, но в ней бездна души, вкуса и мастерства.