Сегодня Куба и ее талантливый и невообразимо творческий народ переживает отнюдь не самый чудесный исторический этап. Все еще «аукается» развал СССР и уничтожение всех экономических связей со Старшим Братом. Всё просто: чтобы не допустить физического исчезновения независимой Кубы с карты, Фидель в теперь уже далекие 90-е года был вынужден вновь открыть завинченный вентиль вонючей канализации под названием «коммерческий туризм», что до какой-то степени спасло ситуацию, но подложило бомбу замедленного действия под государство. Бомба взорвалась в прошлом году — зависимая от туризма экономика острова была ввергнута в самый тяжелый кризис за всю ее историю. Многие утверждают, основываясь на собственных ощущениях, что сегодня кубинцам даже хуже, чем в «специальный период» 90-х годов. А куда уж хуже!
Я от всего сердца благодарю всех людей, так или иначе причастных к изучению кубинской жемчужины, за то, что они с открытым и искренним сердцем буквально спасают чужую культуру, помогая ей выжить в эти непростые времена. Что бы вы ни танцевали — касино ли, румбу ли, афро, мамбо, каких вы ни были бы взглядов, все вы сейчас помогаете Кубе выжить духовно и материально. А так как я очень люблю Кубу и ее наследие, вы все — мои лучшие друзья. За исключением тех, кого я отправил в вечный бан (это не вы, иначе бы не увидели этот текст).
Насколько я успел понять, основная идея популярной кубинской музыки и танца — единение людей, эмоциональная поддержка друг друга и любовь к жизни. Способ жить, сохраняя юмор, человечность, открытость и радость. И чем сложнее окружающая действительность, тем острее потребность в простом человеческом общении, выраженном не только в диалогах, но и в танцевании и музицировании. Эта простая идея совсем не чужда и нашей русской бытовой культуре, которую мы, кстати, основательно подзабыли.
Однако, у русских есть одна важная черта: мы способны впитывать чужие культуры и адаптировать их в своем сознании так, чтобы акценты были расставлены на предельно важных вещах, на какой-то всеобщей правде, на каком-то внутреннем духовном содержании, которое суть — подлинное сокровище человечества. Разумеется, не только у русских, но у нас это интуитивное знание точно есть. Нам есть дело до других культур, нам интересно ползать по чужим горам, для нас это источник живительный и полноводный, во все времена и общественные уклады. Это не всегда понятно даже самим кубинцам, которые, действительно, зачастую искренне удивлены, зачем этим странным rusos сдались abakua. Правда они тут же, преодолев минутный приступ удивления, немедленно начинают мотать из веревочек абакуа-сувениры и устраивать для туристов яркие шоу — совсем как мы в китчевых псевдорусских кабаре удивляем досужих европейцев.
Только вот если мы сами уже давно не танцуем в кокошниках вне фольклорных ансамблей, не кормим домовёнка Кузю и не знаем, зачем сжигать Масленицу, то на Кубе абакуа — это неотъемлемая часть обыкновенной жизни кубинцев. Так же как и сантерия, так же как и спиритизм, так же как и румба, хотя с последней все плачевнее. Наш спиритизм даже в рамках православной церкви для обывателя частенько заканчивается веником, содранным с ближайшей вербы и давкой у чана с крещенской водой.
Мы можем поучиться у кубинцев много чему. Духовной целостности, абсолютному альтрузиму в отношении собственных родных, семейным ценностям — тем самым, подлинным, а не в указах Мизулиной, эмоциональной поддержке друг друга, гостеприимству, искренности, верности традициям. Не то чтобы прям с нуля поучиться, а — вспомнить. И пожалуй, самому важному — любви к жизни. Разумеется, люди всегда и везде разные, и в семье не без урода, но в целом «кубинский национальный характер» я бы именно так и сформулировал. Возможно, пройдет время и я изменю свое мнение, однако пока вот так.
Вчитаемся в эти простые слова: любовь к жизни. Любовь к жизни во всем ее разнообразии. Любовь к семье, к музыке, к танцу, к солнцу, к каждому дню. Кубинец может целый день ныть, что Педро мудак, а Хуан еще больший мудак, а правительство все козлы, и солнце светит неправильно, но вы не найдете во взгляде кубинца ненависти к жизни как к таковой. Наоборот, его нытью не очень-то и веришь. И да — Педро действительно мудак, а Хуан — вообще исчадие ада, и в правительстве не все замечательно, прямо скажем… но почему-то с Кубы не хочется уезжать, а уехав — тянет назад, словно все магниты мира установлены прямо на Paseo del Prado. Я думаю, что секрет такой притягательности именно в том, что на Кубе каждый камень пропитан любовью к жизни.
Про танцы.
Я уже давно не смотрю на кубинскую сальсу в отрыве от кубинской культуры. Но раньше точно так же, как и многие мои френды, склонен был разделять эти вещи. Можно же преспокойно кушать бутерброд с маслом, не имея никакого отношения к традициям хлебопекарей и маслобойщиков, верно? Просто кушаем, потому что вкусно. Хотя если речь заходит о французском багете, многие соотечественники сразу вспоминают хрустящую корочку, необычную длину батона и… Эйфелеву башню. При этом знание истории строительства башни никак не ускорит движения наших челюстей, разрушающих хрустящую корку багета. Но.
Представьте щедро накрытый явствами стол. Роскошная зала с позолоченной лепниной, блестящий наборный паркет, белоснежная скатерть на длинном столе, уставленном угощениями так плотно, что иной раз кажется, что вот та гроздь винограда сейчас нет-нет, да сорвется с края роскошного фарфора, а вот на той вазе чересчур много лощеных манго… И чего там только нет! Но российский танцор сальсы подходит к столу с угрюмой миной и робко берет с него… скажем, хвостик креветки. И отходит, сообщив, что «он все, он покушал, ему больше не надо».
Мы можем посочувствовать такому едоку: «Брат/сестра, там еще смотри — гора румяных лобстеров! А посмотри вон туда — видишь пирамиду из гуаявы? Или вот превосходное лакомство — настоящая распадура!» — «Не-не, — отмахивается наш грустный персонаж, — я уже поел, я всё понял, мне понравилось, мне не надо больше». Ну что же. Стол не обеднеет, но всем окружающим гостям, кто похитрее, очевидно — ничего-то он не понял и не распробовал.
Культура Кубы — это не просто богатый стол с угощениями, это целый океан. Не хватит всей жизни, чтобы хотя бы приблизительно разобраться во всем многообразии музыки, традиций, исторических перекрестков, потому как на маленький остров умудрились свезти целый ворох самых разных верований, культур, национальностей, и в течение нескольких веков из всего этого складывалось весьма причудливое блюдо, которое теперь, вероятно, сложно даже растащить на отдельные компоненты. И когда танцор касино не хочет изучать румбу или афро — ну что же, разве можно его винить? Ну разумеется нет. Он ухватил какой-то кусочек из культуры, и кстати — отнюдь не самый маленький! И ему не надо больше. Ну и хорошо! Можно только порадоваться, что он здесь, подышал этим воздухом, попробовал новое, обогатил свою жизнь и добавил в нее ярких красок. И даже если сосед рядом аппетитно вкушает огромный кусок поджаристого поросенка (например, отлично танцует румбу колумбию), а все равно наш касинеро не соблазняется его примером — ну так что ж, может он веган! Имеет право. Не все сразу.
Но представьте, если у касинеро завязаны глаза, и он попросту не видит пиршества, а кусочек кубинских танцев ему выдают дозированно, отрубив при этом самое вкусное. Пережеванное, три раза сваренное и заботливо посыпанное глутаматом натрия. Он и не в курсе, что это не совсем оно, и есть еще много чего другого. И не со зла повар (преподаватель) устроил такую фигню, просто он и сам учился в сомнительном кулинарном ПТУ. Повар и сам не знает, что такое правильный конгри, и чем флан отличается от карахийо. Это вопрос судьбы.
Другой пример дичи: касинеро с удовольствием танцует касино и заявляет, мол, что кубинская культура ему абсолютно не нужна и не интересна, ему и так хорошо. Такой пример мне даже сложно с чем-то сравнить, так как это за гранью вообще разумного поведения человека. Человек на полном серьезе танцует элементы из дансона, сона, ча-ча-ча, контраданса и при этом 1) ничего об этом не знает 2) знать не хочет 3) вообще не ассоциирует себя с этой деятельностью. Я бы не хотел обсуждать такие случаи, ибо они мне непонятны. Даже когда я делал свои самые первые базовые шаги, путая левую и правую ногу, я уже понимал, что речь идет о сальсе как минимум, и в частности — о кубинской сальсе. То есть вопрос национальной культуры стоял сразу.
Подводя итог вышесказанного:
Друзья, культура Кубы не обеднеет от того, что вы не хотите развиваться/разбираться в кубинских тонкостях. Это вообще не проблема в глобальном смысле. Однако, если вы захотите узнать больше о том, что же именно вы танцуете, что за музыку вы слышите при этом, о чем и почему поется в этих песнях и кто всё это сочинил, то Куба щедро распахнет для вас свои объятия, ошпарив из рога изобилия такими богатствами, о которых вы и не смели помышлять.
Если же почему-то вместо подлинной культуры вас кормят ее эрзацем в виде клише и собственных адаптаций, называя это кубинскими танцами, что ж: вы взрослый человек, есть глаза, уши, интернет, найдите себе правильный круг общения. Заодно расскажете своему преподу, что такое клаве.
Вы можете как угодно ловко танцевать, но если в вашем танце нет любви к людям, к жизни, если вы на вечеринке танцуете с хмурым лицом, сообщаете партнеру «обратную связь», хотя вас об этом никто не просил, обсуждаете рабочие неурядицы, то это не кубинские танцы. Если вы технично танцуете румбу, но при этом вам наплевать на кубинскую культуру, вы не любите ее, не понимаете, то вы не танцуете румбу. Это мираж, который вы придумали себе сами.
С другой стороны, если вы не имеете ни малейшего понятия об африканской составляющей пластики в кубинской сальсе, то вы по-прежнему танцуете очень фигово, хоть порвите рот в доброжелательной улыбке. Потому что на улице давно не 1957 год. Об африканистости написаны серьезные научные работы, это не секрет для европейских танцоров, и уже давно. И вообще не в Оришах дело, а в афропластике, положении корпуса, ощущении в теле и, если угодно, определенного самоосознания. При этом цвет кожи не играет роли.Но при этом помним, что ранние танцоры касино к африке и африканской постуре не имели никакого отношения. Хотя национальный фольклор им был не чужд — многие проходили практику в компарсах, где танцевалось все подряд. Но в касино вакунаторов на карачках вы обнаружить на Кубе XX века не смогли бы. То же касается и румбы колумбии — там очень часто прямая вертикальная спина. Да-да, вы не ослышались — африканистая колумбия, рожденная в районе Матансас, в предместьях «маленькой Африки», танцется с ровной, блин, вытянутой вертикальной спиной!
С третьей стороны, если вы весь такой доброжелательный, и плечики у вас ходят ходуном, и грудная клетка шарашит с такой амплитудой, что достает до лица партнера/партнерши, и вы весь такой африканистый, но при этом (hombre) склонны вырывать руки у партнерши или (mujer) стучать каблуками по ногам соседа, то это можно назвать кубинским танцем, но вряд ли к такой лаже следует стремиться.
Наконец. Если вы что-то не понимаете — это вы не понимаете, а не мир какой-то не такой. Если Вы не любите Кубу — это не значит, что Куба плохая. Если вы не согласны со мной, это не значит, что я не прав — верно и обратное. Я точно так же, как и вы, миллиметр за миллиметром открываю для себя новые грани Кубы, причем собственные взгляды пересматривал уже раз десять, не меньше. Я имею в виду — пересматривал совсем, в корне. Я собственным ртом возмущался, мол, зачем мне эта румба, дурацкий танец диких обезьян у костра? Но время, книжки, друзья и определенная способность к самоиронии сделали свое румбическое дело.
Но даже если вы ни черта не понимаете в кубинской культуре и понимать не желаете, вы все равно мой друг, потому что танцуете (учитесь танцевать) сальсу. Вы все равно — солнечный лучик далёкого кубинского солнца, которое греет своим теплом мировую популярную культуру в ее лучших проявлениях. В каждой своей энчуфле вы транслируете множество важных вещей. А если вы еще и умудряетесь одаривать партнера улыбкой и искренней радостью от факта танцевания — что же, в это мгновение вы сделали свой крохотный мир размером 1 квадратный метр (сколько занимает ваша танцующая пара) лучше. Не вырвав руки из суставов, разумеется.
Я хотел бы пожелать преподавателям танцев (к коим я не отношусь вообще никак) и танцорам (к ним я себя тоже не отношу, разве что чуточку), чтобы все они, все мы вместе транслировали основные идеи человеческой общности, живого и радостного общения, искреннего сопереживания, эмпатии, любви друг к другу и к жизни. Простое любопытство и открытость к познанию поможет насытить танцевальные фигуры смыслом и осознанностью, а симпатия к «чужой» кубинской культуре может открыть неведомые доселе горизонты кайфа, отточив интуитивное чувствование и собственной культуры в том числе.
Всё, что объединяет на здоровой почве творчества, любознательности, уважения к традиции и любви к людям, безусловное благо. На этом топливе можно уехать действительно очень далеко. Напротив — разобщенность, озлобленность, непримиримость (за исключением совсем уж принципиальных моментов) и нетерпение приведут к скорейшей деградации и обнулению всех усилий развить и укрепить в России такое замечательное явление, как кубинская танцевальная культура.
Капранов Марат,
16 марта 2021 г.
Санкт-Петербург