Первый кубинский курс аспирантуры по культуре африканского Экпе

Мраморная табличка на входе в Национальный архив в Старой Гаване, где хранятся документы об истории Абакуа на Кубе.

Calabar Mgbè №8

“Первый пост-дипломный курс на Кубе: культура африканского Экпе”, номер за 27 сентября 2012 г.

С 13 по 21 сентября 2012 года в Кубинском институте Антропологии был прочитан курс “Культура Экпе в Африке”. Курс читал Хесус-Рафаэль Робаина-Харамильо, по приглашению д-ра Айвора Миллера, преподавателя Университета Калабара (Кросс-Ривер, Нигерия) на истфаке. Курс состоял из шести занятий, каждое из которых было сфокусировано на различных аспектах философии и практик культуры Экпе и “Общества Леопарда” в регионе Кросс-Ривер (юго-восточная Нигерия) и в юго-западном Камеруне, где эти образования традиционно функционируют в качестве государственно-общественного строя.

Знание Экпе и культуры Кросс-Ривер жизненно необходимо для понимания истории и национального самосознания кубинцев. Большой процент рабов, вывезенных на остров и распространенных далее по территории обеих Америк, принадлежал к народу Карабали. Например, в Сантьяго-де-Куба частью наследия Калабара являются кабильдос (общества взаимопомощи), а в гаване, Матансас и Карденас об этом свидетельствуют местные ложи Абакуа.

Основные темы, затронутые в курсе лекций Миллера:

  • Роль “Универсальной (или духовной) Матери” в Экпе и ее воплощение в мифе Абакуа;
  • Название Èbònkó, которым называют “Универсальную мать” Экпе, на Кубе известно как Ebonkó enchemiyá, “говорящий” барабан;
  • Роль маскарадных костюмов в Экпе, называемых Ídèm Ékpè в Эфик и Íreme на Кубе. “Ряженые” олицетворяют собой духов предков, которые выполняют определенные функции во время ритуалов;
  • “nkón” – название в Эфик металлического колокольчика без языка, используемого в качестве священного предмета в музыке и обрядах как Экпе, так и Абакуа – у последних  его называют “ekón”;
  • Обряд инициации (в Эфик – àbànékpe на языке карабали, в Абакуа – abanékue). Использование повязки для завязывания глаз во время этого обряда;
  • Ежегодный фестиваль семьи Насако в Камеруне, впервые состоявшийся в марте 2011 года. Посвящен божеству Насако, основателю общества Экпе в Африке. На Кубе представлен титулом в Абакуа “Насако”.

Среди слушателей курса были представители “Комиссии Бюро Абакуа” в Гаване, исследователи из кубинского Института Антропологии, из Национального архива Республики Куба, а также члены разных лож Абакуа из Гаваны и Матансас. Этот курс был официально зафиксирован в списке курсов для выпускников аспирантуры кубинского Института Антропологии.

Обладатель диплома –
Карлос-Альберто Коссион-Гарсиа, юрист и специалист в области педагогики в кубинском Иснтитуте Антропологии, с Айвором Миллером. Картина на заднем плане – Рудди Фернандес.


Текст и фотографии: д-р Айвор Миллер (имя в Èfé Ékpè Éyò Émà – Ékórétònkó: Isun-Mbàkàrà), антрополог Университета Калабара, штат Кросс-Ривер, Нигерия.

Источник: http://www.crossriverheritageafricandiaspora.com/p/calabar-mgbe-es-una-assemblea-de-grupos.html

Перевод: Капранов Марат, специально для сайта «Сальса по-русски», 18.07.2017, Санкт-Петербург, Россия

Публикуется с любезного разрешения автора - д-ра Айвора Миллера

 

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".