Прежде чем в кубинской популярной музыке появились струнные басы, басовую линию исполняли на двух инструментах — маримбуле и ботихе (botija) (см. главу II). Их ритм были заимствован из синкопированных африканских «кирпичиков», описанных Фернандо Ортисом (см. главу I). В этих паттернах есть два важных акцента, которые стали решающими в развитии партий басовых инструментов, на доли «2и», «4». Повторение такой синкопированной фигуры, в конечном счете, стало для баса ключевой особенностью, получив особое название — тумбао.
В гармоническом плане функция тумбао — обыгрывать тонику в каждом аккорде, за некоторым исключением (об этом далее в книге). Обычно это происходит в пределах одной октавы в нисходящем или в восходящем движении. Звук в четвертой доли такта продолжает звучать в следующем такте, первая доля не играется отдельно, если это не оговаривается особым образом (или не является частью свободной импровизации). Если в такте лишь один аккорд, тумбао, как правило, выполняет функцию противопоставления тоники и доминанты, исполняя тонику на 4 доле (в затакте), и доминанту на «2и».
Тумбао и клаве
Так как тумбао обычно состоит из одного такта, он не конфликтует с направлением клаве. Если же тумбао представляет из себя двухтактовый рисунок, то он, дублируя клаве, должен неукоснительно соответствовать текущему направлению клаве, как и любой другой инструмент, исполняющий двухтактовую фигуру. В качестве примера можно привести игру знаменитого басиста Хуана Формеля из Los Van Van в песне «Que palo es ese», где можно отчетливо услышать паттерн клаве 3−2 (с затактом):
Ранние стили тумбао
Два предшественника стандартного тумбао принадлежали двум противоположным сторонам популярной кубинской музыки. С одной стороны, это был традиционный сельский сон, а с другой — оркестровый контраданс. Изначально они записывались в размере 2/4.
Один из самых ранних, сон тумбао популярен и по сей день. К базовому тумбао в нем добавлены две дополнительные ноты:
Этот рисунок можно разнообразить несколькими способами, в том числе:1) Добавляя 16-е ноты в конце фигуры:
2) Предвосхищая тонику на четвертой доле в предыдущем такте:
3) Сочетание этих идей:
В кубинском контрадансе тоже есть ритмические элементы, оказавшие влияние на развитие тумбао. Одна из таких фигур относится к ritmo de tango («ритм танго»), или tango congo (конголезское танго) (Оровио, стр. 400):
Стандартный тумбао и его вариации
Как мы рассказывали ранее, простой повторяющийся паттерн тумбао акцентирует доли «2и» и «4» (в квартольном размере). Исполняя последовательность тактов, где каждому такту соответствует один аккорд, бас обычно играет первую и пятую ступени и как бы предвосхищает четвертой долей смену аккорда в следующем такте. (Обратите внимание, что только однажды, в самом начале паттерна, басист исполняет первую долю, а затем он связывает четвертую долю с первой в следующем такте связующей лигой):
Если же в такте два аккорда, например, как в гармонической последовательности II-V, бас обычно исполняет тоники обоих аккордов, причем тоника первого аккорда в следующем такте попадает на четвертую долю, из-за такта.Ритмические и гармонические вариации
В практике исполнения тумбао существуют разнообразнейшие вариации. В дополнение к приведенным выше способам обыгрывания гармонии с помощью исполнения первых ступеней аккордов, бас часто добавляет терцию, септиму и дециму, и изредка нону. В следующем примере, основанном на одном-единственном аккорде, обратите внимание на направление мысли от простой конструкции «тоника-доминанта» к добавлению других ступеней звукоряда:
В этом примере также есть несколько ритмических вариаций. Однако важно запомнить, что даже когда бас начинает играть свободнее, основные акценты тумбао все равно неукоснительно соблюдаются. В следующих примерах показаны разные типы ритмических фигур и гармонических вариаций, часто применяемых в тумбао:1) Половинная и две четвертных ноты (старые стили мамбо и ча-ча-ча)
2) То же, но со слиянием первой доли такта с предыдущей четвертью: 3) Без связующей лиги между долями «2и» и 3: 4) Четверть с точкой, а затем, перед «прыжком» в доминанту, короткий повтор той же ноты еще раз: 5) Заполнение первой половины такта паузой, а затем исполнение двух четвертей: 6) Арпеджио аккордов, восходящее и нисходящее: 7) Обыгрывание децим: Хроматизм: Далее вы увидите, как можно свободно и творчески обыгрывать тумбао (в обоих направлениях клаве):Меренге
Меренге, как правило, более подвижно, в двухдольном размере (или в резаном ключе); отсюда необходимость предвосхищать следующий аккорд и при этом удерживать синкопированный паттерн в ускоренном шаге. Тем не менее, меренге тумбао включает и несинкопированный паттерн половинными нотами, используемый очень часто:
Такое меренге тумбао можно обнаружить в начале композиций меренге, также его исполняют в куплетах перед секцией монтуно. Изредка его можно с успехом применять и в самой секции монтуно для создания римтического и динамического контраста между коро (припевом) и прегон (вокальной линии солиста). В целом, любой вариант тумбао прекрасно вписывается в любую часть песни, так что выбор остается за аранжировщиком или музыкантом.Тумбао 6/8
В размере 6/8 басист может выбирать из нескольких ритмических паттернов, в том числе:
1) Повторяющееся заполнение четвертями:
2) Двухтактовая фигура, повторяющая ритм клаве (в примере — в обоих направлениях):
3) Вариация № 2 с восьмыми нотами и триолями:
* (в размере 6/8 в ансамблях чаще всего используется клаве 3−2, хотя при необходимости можно играть в любом направлении клаве)
Слэп, дабл-стопы, смычок и флажолеты
Электробас и техника игры на нем прошли долгий путь развития. Особенной «фишкой» в сальсе является использование электроконтрабаса (baby bass), с его гулким звуком, хотя обычный электробас тоже не редкость. Джаз, фанк и другие стили оказали большое влияние на современное тумбао, и приемы звукоизвлечения, разработанные для этих стилей, стали частью басовой техники и в сальсе. Например, слэп широко применяется в фанке, а в конце 70‑х годов его начали применять сальса-музыканты, такие как Sal Cuevas. В сальсе часто играют дабл-стопами и аккордами, для этого многие музыканты используют пяти- или даже шестиструнные басы.
Смычком — как на акустическом, так и на электроконтрабасе — в сальсе, как правило, не пользуются, за исключением дансона, где есть отдельная секция для струнного трио. Один из выдающихся кубинских басистов — Israel «Cachao» Lopez, также известный как композитор и исполнитель дансона, часто использовал смычок, особенно в импровизационных пассажах.
Флажолеты обычно используются во время импровизаций в тумбао, для добавления нежной текстуры. Этот прием, используемый изредка и с осторожностью, позволяет получить интересное отступление от привычного басового звучания. (Примеры подобной техники можно услышать в исполнении музыкантов, список которых приведен в заключении этого раздела, а также в приложении, А «Список для прослушивания»).
Сонго и другие современные стили
В результате эволюции афро-кубинской музыки в течение последних нескольких десятилетий использование фиксированного или регулярного тумбао перестало быть обязательным. Басисты экспериментировали с тумбао и различными ритмическими и гармоническими вариациями, некоторые из которых мы привели в этой главе. Тумбао стали исполнять свободнее, не забывая, впрочем, об основных акцентах. Современные стили, такие как ареито и сонго, усилили взаимопроникновение джаза, фанка, классики и традиционной кубинской музыки.
Зачастую басовая линия представляет собой гораздо больше, чем просто исполнение основных ступеней аккордов. Басист может играть сильно синкопированные рисунки, не обязательно придерживаясь стандартных акцентов на «2и» и «4». В качестве примера можно привести кубинскую группу Estrellas Cubanos, чей ритмический стиль совмещает тумбао и монтуно, исполняя преимущественно слабые доли. Мы приводим отрывок из песни «En un barco velero» Roberto Nunez Povea.
Рекомендованные артисты
Israel «Cachao» López, Andy González, Sal Cuevas, Eddy «Guagua» Rivera, Bobby Rodriguez, Orlando «Cachaíto» López, (NG bassist), Carlos del Puerto (Irakere), Oscar D’León, Bobby Valentín, Juan Formell, Mike Viñas, Victor Venegas.