Как я стала «старой гвардией»

gnyabuvmuuk.jpg

Когда я начинала танцевать сальсу, частенько задавалась вопросом: а почему «старая гвардия» так редко ходит на вечеринки? Ведь они же такие опытные и яркие танцоры, любят и умеют танцевать… на них хотелось смотреть, хотелось ровняться и тянуться… но увидеть старичков на танцполе удавалось нечасто.

И вот, однажды, мне в личные сообщения прилетел вопрос о том, почему «старая гвардия» (теперь уже в моём лице и моих коллег) так редко ходит на вечеринки! Вот так я и стала «старой гвардией». И поняла, что теперь знаю ответ на вопрос, который мучил меня саму лет шесть-семь назад.

Понятно, что, принимая решение идти на вечеринку или нет, ты принимаешь во внимание разные факторы: и помещение, и удобно/неудобно добираться, и устала/не устала за день и прочее… но со временем они все становятся далеко не первостепенными. И постепенно основными остаются два фактора, которые заставляют лично меня идти или не идти на вечеринку:

1 Люди. Тут все, наверное, очевидно.

  • Знакомая/незнакомая тусовка. Когда предполагаешь встретить своих друзей и знакомых, то и на вечерину собираешься как-то радостнее!
  • Уровень танцоров. Определенно, вечеринку, куда планируют прийти лучшие танцоры города или даже приехать гости из других городов (как это было, например, на недавнем Viva la salsa), пропускать категорически нельзя.
  • Гендерный баланс. Понятно, конечно, что на вечеринки мы приходим общаться. Но танцы все равно во главе угла. Поболтать с девчонками можно в любом другом месте, да еще и не надо будет перекрикивать громкую музыку )

2 Музыка. Вот этот пункт ой как не прост.

1. Соотношение песен. Как можно заметить из моих постов и комментариев в соц сетях, сборные солянки я не люблю. Даже с учетом того, что я танцую и кубану, и НЙ, две бачаты и две кизомбы кардинально меняют настроение вечеринки для меня. Резко меняют ее динамику. Разрушают атмосферу, можно сказать.

В общем, формат «2-2-2-2» лично мне, как и многим старичкам, не даёт натанцеваться. Тем более, многие диджеи его нарушают в пользу, например, бачаты на сальса(!)-вечеринке. А когда обратное произошло на Bachata sensual party, и диджей потрафил толпе пришедших линейщиков, поставив несколько мамбовых треков… так его вместе с организаторами чуть на вилы не подняли! То есть, сальсу на бачата-вечеринках включать нельзя, а бачату и кизомбу на сальса-вечеринках надо обязательно, иначе «вы нас не уважаете» и «надо уважать все другие танцы».

Действительно, я искренне уважаю танцоров других социальных танцев: и зука, и бачаты, и кизомбы. Однако периодически разгорается спор среди екатеринбургских танцоров относительно пропорции треков на сальсатеке, и… я не могу согласиться с людьми, утверждающими, что сальсатека обязана быть сборной солянкой из «всего соушела»: сальсы, бачаты, зука и кизомбы в равных пропорциях. «Всего соушела» очень много и вместить его весь в один формат вечеринок просто не представляется возможным. С точки зрения музыкальных корней, аргентинское танго ближе к сальсе и кубинской музыке, чем, например, зук. Влияние джаза и свинговых танцев очевидно прослеживается в мамбо и сальсе НЙ.

Но мы ведь не стали на сальсатеке еще и танго с, например, линди-хопом плясать. А еще есть не латиноамериканский соушел. Давайте тогда и каджун (канадский танец шотландского происхождения) на сальса-вечеринке станцуем! А что, у них даже сомбреро есть

Мне очень хорошо понятно, что кто чему учился, тот то и хочет танцевать. Непонятно только, почему все хотят танцевать своё именно на сальса-вечеринке

Еще один аргумент в пользу сборного формата зачастую звучит так: «скучно весь вечер танцевать» «одну касину» или один НЙ.

Думаю, что все танцоры, побывавшие хоть раз на хорошем фестивале типа Третьего Фронта или Тимбафеста согласятся со мной: не скучно. Ни капельки. Просто важно с кем, как и подо что танцевать.

Вот тут самое время вспомнить, что сальса-действительно, музыкальный и танцевальный «соус». Вот только не из всего подряд, а из шикарнейших, дополняющих друг друга направлений.

Тут и сон, и ча-ча-ча, и пачанга, и мамбо, и румба, и многое другое. В сальса-бэнде не четыре-пять инструментов и не один-два основных ритма, которые могли бы быстро приесться.

Если копнуть поглубже, посмотреть в сальсу дальше, чем связки и фигуры-научиться сону и румбе, поймать кач пачанги и грув ча-чи… то танец станет почти безграничным. И разным. Разным под каждую песню и с каждым новым партнером.

Так что, если вам скучно, может, просто стоит чуть подучиться?

В общем, ломать пики в разговоре о музыкальных пропорциях можно долго, ибо это дело вкуса. Просто большинство «старичков», искушенных фестивалями и опытом танцевания до утра на одном дыхании… выбирают вечеринки, где преобладает одно танцевальное направление и на сборных их можно увидеть нечасто.

2. Качество музыки. Как только безудержный восторг неофита спадает, ты начинаешь прислушиваться к музыке. И фокус внимания с танца ради танца, с движения ради движения смещается в сторону движения под музыку. Просто выйти и как-то подвигаться на танцполе уже недостаточно. И тут уже «старички», проехав по фестивалям, и посмотрев, как можно двигаться круто и под крутую музыку, начинают хотеть большего. «Абрекевой» и «ча-чики-ча» со временем, увы, приедаются, и душа просит чего-то более глубокого

И вот тут, мне кажется, всё зависит от диджеев — ездят ли они по фестам, отслушивают ли новое музло и ответственно ли относятся диджеингу в принципе.
В комментариях к первой части поста некоторые писали, что диджей-это просто носитель флешки с музыкой. Возможно, когда всё сальса-движение только начиналось, это и было так. Но сейчас, благодаря интернету, оцифровке старых записей и т.п. у нас появился доступ к огромному количеству музыки и есть из чего выбирать. Теперь накидать 20 песен на диск или проехать по паре фестивалей с шазамом недостаточно.

Это очень большой труд диджея (огромный респект тем, у кого это получается): выдержать баланс между новыми треками, «баянами» и хорошо забытыми (и оттого как будто новыми) треками; сложными и простыми; быстрыми/медленными; лирическими/бодрыми/томными и т. п. композициями.

Для меня до сих пор открыт вопрос: должен ли диджей идти на поводу у народа и ставить то, что нравится (и быть, соответственно, популярным)? Или, всё-таки отчасти его роль состоит в том, чтобы просвещать танцующих, открывать для них новые музыкальные грани и формировать вкусы в конечном итоге?

Как показывает опыт недавно приезжавшего к нам в гости Геннадия Ванюшина и Ростова-на-Дону, второй вариант вполне возможен. И лично мне, как танцору, конечно же, хотелось бы, чтобы диджеи иногда подкидывали нам интересные музыкальные треки, а не только хиты и баяны.

На одной из новогодних вечеринок «У Чарли» кто-то из диджеев поставил ча-чу, которая перешла в сальсу…потом в сон и обратно в ча-ча-ча. Такие треки-и удовольствие для ушей, и вызов для танцора. Очень круто, когда подобный вызов можешь принять, когда такой трек-кайф, а не мучение. Тут нужна «двойная смелость»: смелость диджея поставить такой трек на вечеринке и смелость танцора такое станцевать. И, чтобы не простаивать подобные вкусные треки у стеночки, чтобы не чувствовать себя бледно или скучно на танцполе… надо учиться копать вглубь и вширь

И, опять же, замкнутый круг: чтобы у танцоров не пропадало желание учиться, диджеи должны периодически бросать им вызов! Пожалуйста, не бойтесь этого.

Скажу честно, был момент, когда диджеи в Екатеринбурге, мягко говоря, подрасслабились. На главной сальсатеке города (тогда еще Havana club. Привет всем, кто помнит кругами играл один и тот же диск с сальсатонами восьмилетней давности.

И в тот момент мы увлеклись сальсой НЙ. Казалось, что, прям, нет во всем мире танца лучше.

Далее:  История сальсы в Екатеринбурге

Уже потом, по прошествии некоторого времени, я поняла, что таким сумасшедшим увлечением мы обязаны не столько танцу, сколько музыке. На тот момент это был огромный пласт качественнейшего (и нового для нас) музла: от мэтров типа Ruben Blades и Tito Puente с его Mambo Legends, до более поздних лириков типа New Swing Sextet, или Jimmy Bosh, или молодых крутых танцевальных групп вроде La Maxima 79 . Конечно, после вечного, но уже поднадоевшего «Абрекевоя», мы были сражены в самое сердце.

Несколько лет я со многими моими друзьями танцевала в принципе только сальсу НЙ. И по фестам ездили исключительно «линейным». Ведь сальсатоны уже ну никак не привлекали.

И, собираясь, на первый в моей жизни Тимбафест несколько лет назад, я, прямо, уговаривала себя: «да, ты не любишь такую музыку. Да, ты там никого не знаешь, ведь все твои друзья «линейщики». Да, весь твой стайлинг уже заточен под любимый НЙ… но ты ведь преподаватель. Если преподаешь сальсу касино, то должна и в этом направлении развиваться», — убеждала я себя поехать. И, о Господи, ни на секунду не пожалела. Оказалось, что на «Ча-чики-ча» кубана не заканчивается

Тимбафест обрушил на меня море крутейшей современной кубинской музыки. И оказалось, что тимба сложная, полиритмичная, но очень драйвовая. И что кубинский сон бесконечно прекрасен.

Вот что случается, когда диджеи перестают просвещать танцоров-пропадает интерес к музыке и к танцу. Да, на общей массе это, наверное, не скажется. Придут новые люди и будут снова радоваться «Абрекевою» и «Ча-чики-ча»… вот только это сказывается на качестве танцпола — ведь старички, постепенно пресытившись баянами, просто перестают ходить на вечеринки.

Вывод номер один.

Дорогие диджеи, не бойтесь ставить интересную музыку. Дорогие танцоры, не бойтесь под нее танцевать.

Похожая ситуация сейчас складывается в российской мамбо-тусовке (но тут диджеев сложно винить, ибо их есть у нас. И многие играют прекрасные сеты). На Moscow Salsa Kizomba Fest на одной из вечеринок в мамбо-зале диджеил Адольфо Индакочеа. Равнодушным не оставил никого: половине его сет не понравился категорически, второй половине, наоборот, понравился очень и был воспринят как «новая струя». Но практически все сошлись во мнении, что он играл не заезженную, «такую атмосферную», новую для тусовки музыку! Всё просто: он играл сон!

И так вот как-то оказалось, что под сон тоже прекрасно танцуется на два (хотя мой НЙ под такие песни всегда немного спотыкается 🙈 ноги сами шагают 2-3-4 6-7-8). Многие мэтры, танцующие НЙ десятилетие, и не заметили, что это сон, а не «линейная» музыка. Танцевалось приятно и комфортно.

Вывод номер два.

Не лишайте себя удовольствия послушать другие направления, родственные тому, что вы танцуете-возможно, вас ждут приятные открытия.

И, подводя итог, относительно качества музыки, хочется, конечно, чтобы, приходя на вечеринку, мы слышали разноплановые треки. И простые и сложные, и новенькие и хорошо подзабытые старые. Чтобы каждая песня в сете цепляла. Если есть надежда, что музыка на вечеринке будет именно такой-«старая гвардия» непременно приходит.

Да, со временем восторженность и чувство новизны от танца несколько меркнут. И уже не соглашаешься танцевать подо что попало и с кем попало… Но это не значит, что пропадает любовь к сальсе Просто становишься более избирательным.

Дорогие диджеи, давайте, пожалуйста, и «старичкам» потанцевать на вечеринках, балуйте сложными треками и приятными редкостями типа сона или чаранги. Да, старичков мало. И, возможно, танцевать чачу или пачангу выйдет всего несколько пар… Но именно эти пары задают в конечном итоге общий уровень танцпола. Показывают, куда тянуться и на что ровняться.

Дорогая «старая гвардия», давайте чаще встречаться на танцполе!

Молодежь, не бойтесь приглашать. Я вот, например, ни разу никого не покусала

  • 12
  • 8
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •