Сальса под капотом, рабочая тетрадь

Вступление

Здравствуйте, друзья!

Прежде всего позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время и пришли на мою экспериментальную лекцию «Сальса под-капотом». Лекция состоялась 9 июля 2016 года в студии Бембе, в рамках авторского проекта Андрея Брюховских Prokach Project.

Информации было очень много. Многие из вас с трудом дотерпели до завершения лекции. Было сложно и местами, признаю, нудно. Ну что же. Тем не менее, я за то, чтобы любой мастерс, любая лекция приносила реальные практические плоды, и эта страничка призвана помочь вам в достижении этой задумки.

Я очень кратко изложу основные вещи, которые были озвучены на лекции, дополню их новой информацией, а также предложу вам несколько практических упражнений. Вы всегда можете задать мне вопросы — при личной встрече или любым удобным образом, например, через ВК.

Я также прошу вас поучаствовать в небольшом опросе, расположенном в конце этой странички. Опрос полностью анонимный.

Общие понятия

Из чего состоит звук? Что такое музыкальный слух? Что такое сальса?

Звук

Звук состоит из трех основных частей — атака (начало), тело (продолжительность) и затухание (концовка). Звук, по сути, это колебания воздуха, и как любое колебание, может быть измерен в Герцах (количество колебаний в секунду). Для нас важно понимать, что если у звука по каким-то причинам не слышно атаку (самое начало звука), то зачастую мы не сможем с уверенностью определить, какой инструмент этот звук произвел.

У звука есть спектр частот. Человеческое ухо слышит лишь ограниченный диапазон частот — от 16 до 20 000 Гц, в идеальном случае, в то время как многие животные слышат инфра- и ультразвук.

Если грубо разделить инструменты по частотному спектру, то басы будут относится к низким частотам (ощущается как давление в область живота), фортепиано — в средних частотах, также как и голос, а тарелки и шумовые инструменты, а также флейты и трубы — в высоких (часто режет уши). Но это очень грубый, приблизительный расклад, так как каждый инструмент выдает довольно-таки широкий спектр частот.

Звукорежиссер в концертном зале или в студии звукозаписи может с помощью специального оборудования увеличить или уменьшить громкость той или иной частоты, преобразив звук до неузнаваемости. Хотя, по идее, он должен лишь выявить лучшее в инструменте и убрать артефакты, мешающие хорошо его слышать в общей картине.

Общий принцип — чем полнее частотная заполненность, тем приятнее это слушать. Но если вы хотите расслышать какой-то конкретный инструмент, и у вас вдруг завалялся эквалайзер (а на большинстве плееров и смартфонах эквалайзер имеется), то можно попробовать выделить тот или иной инструмент, руководствуясь, например, этой табличкой.

Слух

Слух находится у нас в мозгах. В общем смысле, это способность отличать в общей звуковой каше что-то одно, а также некоторое время сосредотачивать свое внимание на этом.

Музыкальный слух предполагает умение слышать отдельные инструменты. Как правило, занятие развитием музыкального слуха предполагают координацию слуха и голоса, так чтобы человек мог спеть партию, например, трубы, причем без аккомпанемента.

Для танцора развитие музыкального слуха важно именно для того, чтобы отчетливо и свободно слышать разные инструменты в их взаимодействии — и обыгрывать те, что танцор посчитает нужным.

Сальса

Сальса — это широкий термин, вроде джаза или рока, с большим количеством поджанров. Изначально сальса относилась только к музыке, и только к латиноамериканской музыке образца Fania Records. Однако ныне этот термин расширился до необъятных размеров, и стал включать в себя не только музыку, но и танец, и культуру, и даже в некотором роде образ жизни.

В музыкальном отношении сальса — это латиноамериканская музыка, которая так или иначе выстроена вокруг уникального двухтактового ритмического паттерна клаве.

В общем смысле сальсу можно разделить на большие области:

  • Инструменты и ансамбли
  • Люди
  • Жанры
  • История

Все эти аспекты тесно связаны между собой. Их можно и нужно изучать в отдельности, но постоянно имея в виду эту взаимосвязь.

 

Инструменты в сальсе

Чем отличаются инструменты друг от друга? Какие бывают семейства инструментов?

Инструменты в сальсе имеют самую разную историю. Их можно разделить на несколько общих групп, в которых разные инструменты имеют сходную конструкцию. Кроме того, в разные эпохи и в разных жанрах используются разные инструменты, или их виды. Приводимый ниже перечень не исчерпывает все разнообразие инструментов в сальсе.

Очень полезно внимательно прослушать каждый из инструментов и попробовать найти их в ваших любимых сальса-треках. Каждый человек в силу индивидуальных особенностей лучше слышит какие-то определенные инструменты. В качестве упражнения выберите тот инструмент, который вы хорошо различаете в общей массе, и попробуйте послушать несколько раз трек, полностью сосредоточив внимание только на нем.

Натренировав слух таким образом на один из инструментов, попробуйте расслышать другой. Постарайтесь охватить максимальное количество инструментов. Для этого сначала послушайте, как звучит инструмент в отдельности, а затем — в составе полноценной записи песни.

Разумеется, инструмент может отсутствовать в выбранной вами записи, поэтому не стесняйтесь и задавайте вопросы.

Все аудиопримеры в этой части ДУБЛИРУЮТ видео. Мало ли у кого не слишком мощный интернет А может, кому-то удобнее работать с аудио. Хотя, конечно, видео полезнее.

Для самых пытливых — еще более углубленная информация по ссылке

Перкуссия

Общий признак — шумовые инструменты. Самая обширная семья в сальсе. Большинство — африканского и туземного происхождения.

Барабанная установка

Происхождение — США

барабанная установка

Пример игры: https://www.youtube.com/watch?v=8RleP7WeRt4

Звуковой сэмпл:

 

Мараки

Происхождение — по всей видимости, африканское. Две тыквы, наполненные песком или рисом. Визитная карточка раннего сона.

маракас

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=fUgj-aL6EXg

Звук:

 

Конги (тумбадорас)

Происхождение — Куба, предтеча — африканские барабаны Макута. Изначально использовались как инструмент для уличных шествий — карнавалов, в музыке в жанре «конга» (отсюда американизированное происхождение названия «конги»). В 40-х годах конги стали активно использоваться в соне. Сейчас сальса буквально немыслима без этих инструментов.

конги

Пример игры: https://www.youtube.com/watch?v=EKfhRuD3x9s

Звуковой сэмпл:

 

Бата (ударение на последний слог)

Происхождение — Нигерия. Изначально — ритуальный барабан йоруба. Без бата немыслимы обряды сантерии и ифа. Сейчас — популярный инструмент, особенно в тимбе и лэтин джазе. Могут играть как три человека, так и один, связав три барабана в один комплект.

бата

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=SGbpq9PCcKw

Аудио:

 

Бонгос

Происхождение — Куба. Два небольших барабана, мембрана только сверху, соединены кусочком дерева. Визитная карточка сона, бачаты. Музыкант, играющий кончиками пальцев на бонгос — бонгосеро, также зачастую играет и на кампане (см. далее).

бонги

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=fi3tlqrYklE

Звук:

 

Ковбелл, сенсерро, кампана, бонго белл, мамбо белл, ча белл

Происхождение — скорее всего, экпе, Нигерия. Мтеаллический колокольчик без язычка. Обычно играет бонгосеро, держа кампану в одной руке и ударяя палочкой в разные области, получая разный звук.

ковбелл

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=rxUoeAEhKuE

Звук:

 

Гуиро, гуира

Происхождение — неизвестно, скорее всего, туземное. Металлический вариант чаще используется в бачате и меренге. Современные инструменты делают из пластика и стекловолокна, классические — из тыквы-горловки. Палочкой проводят вдоль насечек, производя характерный трещоточный звук.

гуиро и гуира

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=bSItOIS0k5w

Звук:

 

Клавес

Происхождение — Куба. Две палочки из твердых пород дерева. Обычно на клавес играют ритм, называемый «клаве».

клавес

Звук:

 

Кахон

Происхождение: Испания. Небольшой ящик с натянутыми внутри струнами и резонаторным отверстием. Музыкант сидит на кахоне и играет пальцами, ладонями и иногда пяткой, ударяя в различные области игровой поверхности. Очень распространен в жанрах «румба», «трова нуево» и в тимбе.

кахон

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=AP5mmszaVYs

Аудио:

 

Чекере (шекере)

Происхождение: Нигерия. Тыква-горловка, обвязанная бусинами. Широко используется в румбе и в тимбе.

чекере

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=mmJm91UPGfs

Звук:

 

Кихада (челюсть осла или лошади)

Происхождение — Куба, туземное. Челюсть павшего животного. Палочкой стучат и проводят вдоль ослабленных зубов, издавая характерное трещоточное звучание. Визитная карточка жанра «чангуи», архаичный инструмент.

кихада

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=TSqJdaBYa0I

Звук:

 

Тимбалес

Происхождение — Куба. Изначально инструмент пришел из симфонического оркестра — это упрощенная форма привычных французских литавр. Кроме того, есть сведения о существовании кавалерийских литавр, когда небольшие барабаны с конусным корпусом закреплялись верхом на лошади, и всадник мог играть на них колотушками. Множество инструментов в сальсу пришло именно из военного оркестра.

Тимбалес, как правило, состоят из двух барабанов разного диаметра, с металлическим корпусом. Приемы игры разнообразны — играют в основном палочками по мембране, но могут использовать и локоть, и прижимать палочки, и играть по корпусу особенный ритм, называемый каскара. Также на тимбалес принято прикручивать несколько ковбелов разного размера, а также джем-блок. Таким образом, тимбалеро может извлекать огромное количество разнообразных звуков.

Видео (без джем-блока): https://www.youtube.com/watch?v=ths6YHITLTU

Видео (с мамбо и ча белл): https://www.youtube.com/watch?v=7SH7rhWgm8U

Звук:

Клавишные

Семейство инструментов, общая конструктивная особенность — наличие клавиш и механизма, взаимодействующего с натянутыми струнами.

Фортепиано (пианино, рояль)

Происхождение — Западная Европа

рояль пианино

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=7YAVvTfGtBQ

Звук (концертный рояль):

 

Клавишные (синтезатор)

Происхождение — США. Отличается от традиционных акустических инструментов пианино и рояля компактностью и разнообразием тембров. В тимбе, например, зачастую используется «стеклянный» тембр, со специфическим электронным «привкусом».

синтезатор

Видео: https://youtu.be/D_0SmzBpj84?t=18s

Звук:

 

Струнные — щипковые и смычковые

В этой категории инструментов привычные гитары и скрипки. Правда, контрабас я перенес в семейство басовых инструментов. Это нетипичная классификация, но для сальсы — подходит.

Классическая гитара

Происхождение — Испания. В основном используется в качестве аккомпанемента в соне и трове.

гитара классика

Звук (нейлоновые струны, подзвучка + скрипки и голос), яркий образец современной тровы:

 

Кубинский трес

Происхождение — Куба. Гибрид старой версии испанской гитары с местными инновациями. В оригинале — небольшая гитара с тремя хордами — строенными струнами. Сейчас распространен вариант с тремя хордами — сдвоенными струнами, т.е. три пары струн. Визитная карточка сона. Легко узнать по характерному «балалаечному» тембру.

трес

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=TrAaP40KBDo

Звук:

 

Электрогитара

Происхождение — США. С развитием большой сцены и больших залов, где инструменты необходимо подзвучивать, появилась гитара, выполненная из целых частей дерева, без полости или с небольшой полостью, где для съема звука используется принцип электромагнитной индукции (движение металлического тела в магнитом поле порождает небольшой электроимпульс).

В сальсе электрогитара используется эпизодически, в современных жанрах, в качестве соло (как правило), из-за слишком специфического тембра она не слишком вписывается в общую звуковую картину, которая состоит преимущественно из акустических инструментов.

Крупнейший гитарист, использовавший электрогитару в качестве основного инструмента в латиноамериканской музыке — Карлос Сантана.

электрогитара

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=tsxzzj5CixU

Звук:

 

Скрипка

Происхождение — Западная Европа. Используется, главным образом, в дансоне. В современных стилях все чаще используется ее электрическая сестра.

скрипка

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=J66CyoBmD9M

Аудио:

 

Электроскрипка

Несмотря на название, звук электроскрипки значительно ближе к звуку электрогитары, чем к скрипке. Хотя есть и достойно имитирующие акустику модели, но скрипачам, похоже, нравится мысль, что они могут прогнать свой звук через кучу эффектов, став этакими рокерами. Одни из первых, кто стали использовать этот инструмент — Los Van Van, с тех пор в тимбе электроскрипки — частый гость.

электроскрипка

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=czkJYLqylzs

Аудио:

 

Духовые

Очень обширная и популярная секция инструментов, без которых, по сути, не обходится ни одна сальса-композиция. Практически все инструменты были заимствованы из военных оркестров, за исключением очень редко используемой китайской дудки, пришедшей из карнавальной традиции.

Духовые принято разделять на «медные» и «деревянные», по материалу изготовления. Трубы, тромбоны, валторны, саксофоны — это медные. Флейты, дудочки, гобои, кларнеты и т.п. — деревянные (хотя, например, современные флейты делаются вовсе не из дерева).

Сегодня в сальсе преобладают именно медные духовые, тогда как деревянные — например, флейта — отсылают музыку к какому-то жанру оркестровки, как правило, старому. Либо наличие деревянных духовых — простой эксперимент со звуком.

Труба

У трубы яркий и высокий звук, как правило на ней солируют. Существуют несколько тембровых вариантов, но в сальсе зачастую используется открытый звук.

труба

Видео (вместе с ансамблем, но трубу и слышно, и видно просто замечательно): https://www.youtube.com/watch?v=rDw-lY1_1lk

Звук:

 

Тромбон

Тромбон визуально легко отличить по длинной «кулисе», с помощью которой тромбонист меняет высоту звука. Характерный «рычащий», низкий звук.

тромбон

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=9U5dP2UJaTY

Звук:

 

Саксофон

Сложнейший инструмент с огромным количеством звуковых возможностей, как правило используется для соло, для сальсы, скорее, не типичен. Однако в тимбе всякое бывает! У саксофонов есть свое семейство, в котором есть и маленькие, и большие саксофоны. Баритон-саксофон можно узнать по некоей схожести с тромбоном, но без грубого «рычания», а тенор и сопрано — по отдаленной схожести с трубой, но с мягким, округлым звуком.

саксофон

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=S0GTYEGeH1w

Звук:

 

Флейта

Происхождение — Франция. Визитная карточка чаранги. Очень узнаваемый, резкий и высокий звук.

флейта чаранга флейта

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=lKogM6X5LzY

Звук:

 

Бас

На протяжении многих десятилетий бас эволюционировал от примитивного кувшина из-под оливкового масла в сложные электроинструменты. Теперь некоторые виды басовых инструментов определяют тот или иной жанр сальсы.

Внимание! Слушать эти инструменты на некачественных динамиках, например, на ноутбуке или смартфоне без наушников или внешних колонках, просто бессмысленно — вы, скорее всего, вообще не услышите эти инструменты. Поэтому строго в наушниках или на более-менее приличных колонках!

Контрабас

Происхождение — Западная Европа. Классический басовый инструмент, используемый почти во всех сальса-жанрах без исключения. В сальсе, как правило, на нем не играют смычком. Однако смычок используется в дансоне, лэтин-джазе и т.п. Легко узнать по быстро затихающему звуку с характерным «щелчком» в атаке.

контрабас

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=YBqI4mCSPgA

Звук:

 

Электробас

Происхождение — США. Сейчас почти ни один жанр популярной музыки в принципе немыслим без электробаса. Отличается от контрабаса ярко выраженным, сочным звуком с большой длительностью. Многие музыканты предпочитают добавлять в звук «стекло» для лучшей читаемости, однако нередки случаи, когда наоборот из звука убирают все «верха», и бас просто «гудит» где-то внизу.

бас фендер

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=GSw04_z4ri0

Звук:

 

Электроконтрабас (бэби-бас)

Специфический сальса-инструмент, очень распространен в тимбе. Происхождение — США, фирма Ampeq. Он похож на обычный электробас, только звук более глухой и взрывной, больше напоминающий игру на пустой бочке.

бэбибас

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=U2jQ3ozmmAs

Звук:

 

Стик

Происхождение — США. Разновидность электрогитары, у которой отсутствует привычный колковый механизм на торце грифа. Один из первых, в руках которого был замечен стик — Хуан Формель из Los Van Van. Инструмент сочетает в себе достоинства контрабаса и электрогитары. Форма позволяет с большим удобством использовать технику «теппинга», когда для извлечения звука ударяют по струне над ладами.

стик

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=AGdUlRRQm4Y

Звук:

 

Маримбула

Происхождение — Африка, с модернизацией на Кубе. Архаичный басовый инструмент, напоминающий кахон, с приделанными металлическими язычками. Басист может как извлекать басовые звуки, так и подстукивать по ящику, на котором он сидит. Визитная карточка чангуи.

маримбула

Видео (отдельно): https://www.youtube.com/watch?v=7WOHuLUbV_Y

Видео (в ансамбле): https://www.youtube.com/watch?v=DyYXyBtujik

Звук:

 

Ботиха

Происхождение — Куба. Архаичный инструмент, использовался в ранних формах сона — чангуи, ненгон, кириба и т.п.

ботиха

Видео (первые 20 секунд — соло ботиха): https://www.youtube.com/watch?v=5JJRpOa0K2Y

Звук:

 

Тинготаланго (тумбандера, кимбумба)

Происхождение — Куба. Очень архаичный инструмент, однако ныне популярный в среде реконструкторов архаичного блюза и рок-н-рола. Палка привязывалась веревкой к скале с выбоиной и сгибалась наподобие лука. Выбоина служила резонаторным отверстием. Визитная карточка ненгон.

tingotalango

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=E_ZyqnIhgYk

Звук:

 

 

Жанры

Количество жанров музыки на Кубе впечатляет, поэтому я выделю лишь несколько основных, необходимых для танцоров сальсы. Перечень дан без какой-либо систематизации. Основная цель — поразить вас разнообразием названий, чтобы стало понятно, что сальса — это действительно соус. А может быть, вы натолкнетесь на жанр, который вам лично очень близок, и откроете для себя новую грань кубинской музыки…

Трова (и трова нуэво), кансьон

Простой песенный жанр — голос в сопровождении гитары. Слово трова образовано от испанского «трубадур» (в испанском буква «б» читается как «в»)

Трио

Жанр инструментовки, тесно связанный с трова — пение втроем под аккомпанемент гитар и простой перкуссии.

Корос де клаве

Вокальные ансамбли, известные с XIX века. Состояли из одного вокалиста и многочисленного хора. В качестве аккомпанемента часто применялись гитары, клавес, альт (без струн, в качестве ударного инструмента) и время от времени ботиха. Корос де клаве часто играли на улице и в окрестностях, перекладывая песенную форму канто де клаве (canto de clave).
Коро де гуагуанкó (coro de guaguancó) — поздние вариации групп коро де клавес, а также термин, обозначающий инструментовку румба-ансамблей. Другое название — групо де гу

Румба ямбу

Старейший стиль румбы колониальной Кубы, часто исполняемый на кахонах. Ямбу танцуют парами — мужчина и женщина. Самый медленный стиль румбы.

Румба гуагуанко

Один из трех стилей кубинской румбы, характеризуется ярко выраженной полиритмической структурой. Гуагуанко в своей традиционной фольклорной форме — парный танец мужчины и женщины. Типичный набор инструментов для всех стилей включает тумбадорас (конги) или кахоны, палитос (палочки) или кучарас (ложки), клавес и маругас (шейкеры).

Румба колумбия (и хирибийя)

Сельский стиль кубинской румбы, содержащий множество африканских элементов в текстах, полиритмической структуре и танце. В этом жанре очень заметно влияние секретного мужского братства Абакуа

Абакуа

Секретное братство, созданное на основе нигерийского Экпе. Ложи расположены только в Гаване и Матансас. В Абакуа практикуются сакральные танцы, связанные с культом мертвых, под определенную музыку, в которой есть своя сложная логика. Тексты абакуа — на вымышленном жреческом языке, недоступном для непосвященных. Почти все современные виды клаве происходят из традиций абакуа.

Ненгон

Предтеча сона и чангуи. В Сантьяго-де-Куба развился в сон, а в Гуантанамо, в результате слияния с кириба — в чангуи. Уникальный инструмент ненгон — тинго таланго,

Кириба

Еще один жанр — предтеча сона. Происходит, клавным образом, с Баракоа. По сути, чангуи получилось в результате слияния кириба и ненгон. Состав инструментов аналогичен чангуи. Характерный признак жанра — постоянное чередование импровизации солиста и хора. Распространен в гористой местности, в Сантьяго-де-Куба и Гуантанамо.

Чангуи

Стиль, образованный из стиля ненгон в Гуантанамо (Баракоа). Отличить его от ненгон довольно сложно. Вкратце, состав инструментов: маримбула, бонгос, трес, вокал, гуайо (гуиро), на котором играют преимущественно ударами вниз вместо клаве. Клаве в чангуи нет.

Более точная характеристика современных интерпретаций: чангуи играют на тресе и бонгос, в очень синкопированной манере, без клаве. На гуиро играют пульсацию ударами вниз. Тонкая разница, скорее, проходит именно в наборе инструментов.

Зачастую путаница происходит из-за того, что человека из Гуантанамо, исполняющего так называемую «кубинскую музыку», называют «чангуисеро», хотя по факту он играет некий «сон модерно».

Гуахира

Ныне почти полностью исчезнувший жанр. Самая распространенная и узнаваемая песня в жанре гуахира — «Гуантанамера», причем ее зачастую путают с гимном Кубы. Это тоже сельский жанр, который в начале XX века был распространен в музыкальных спектаклях. Чаще всего это песня под гитару, причем гитара играет ведущую роль. Содержание песен — это, как правило, восхищение красотами родных земель и образом жизни. Самым заметным популяризатором этого жанра является Гильермо Портабалес (Guillermo Portabales), исполнявший элегантную версию гуахиры «гуариха де салон».

Гуарача

Жанр кубинской популярной музыки, известен с XVIII столетия. Представляет собой танец с пением, исполняемым по очереди солистом и хором, с сатирическими, двусмысленно-сниженными текстами, часто – с использованием импровизации. Долгое время гуарача была достоянием низших слоёв населения – её исполняли бродячие музыканты trovadores, играли в танцевальных салонах для простонародья и гаванских борделях; также гуарача была частью представлений в кубинском театре bufo, где представляла собой диалог между тенором, сопрано и хором. Лишь в середине XX века гуарача приобрела популярность среди более высоких сословий.

Сон и все его разновидности, типа сон монтуно

Обширный пласт традиционной кубинской музыки. Существует как деревенская разновидность из провинции Ориенте, так и салонный вариант (Гавана, первая четверть XX века), так и африканизированный вариант формата Conjunto. Сегодня очень популярен так называемый «сон модерно», термин, сложно поддающийся классификации. К этому термину можно отнести все, что написано после 60-х годов, и что нельзя однозначно отнести к традиционным формам сона.

Ча-ча-ча

Кубинская «Ча-ча» не имеет никакого отношения к североамериканской ча-ча-ча — в последней напрочь отсутствует клаве. Сон-монтуно очень легко спутать с «ча-ча-ча», если не обращать внимание на подчиненность клаве. По сути, ча-ча — это дополнительные небольшие шаги, которые подсказывает партия конг. Как самостоятельный музыкальный жанр ча-ча-ча существует в США, на Кубе — это лишь дополнительная музыкальная фишка, как правило, в соне.

Хабанера (контраданса)

Основополагающий музыкальный жанр и ритмическая фигура и танец для большинства музыкальных жанров Латинской Америки. Дословный перевод — «Гаванский танец». Старинный танец (XVIII в.), происходит от английского «загородного танца». На Кубе стал важнейшим жанром в XIX веке. Первая записанная музыка была основана на африканском ритме, и это первый кубинский танец, ставший популярным во всем мире. На его основе были созданы такие жанры как дансон, мамбо и ча-ча-ча, с характерным ритмом «хабанеры» и темами песен.

За пределами Кубы кубинский контраданса стал известен именно как хабанера — танец Гаваны — и именно это название утвердилось на самой Кубе, хотя люди, которые его создали, так никогда его не называли.

Хабанера, в частности, лежит в основе аргентинского танго.

Дансон

Светский жанр, в котором использовались преимущественно инструменты симфонического оркестра — струнные, литавры. Ритмическая основа — двухтактовый паттерн «бакетео». Характеризуется строгой структурой. Позднее четвертая часть (инструментальная импровизация) «трио» развилось в «нуэво ритмо» или в «мамбо».

Свинг

Несмотря на то, что свинг — не кубинский жанр, мода на него была ошеломляющей в 30-х годах XX века. В какой-то момент кубинские музыканты даже опасались, что свинг вытеснит традиционные жанры, и это опасение даже частично подтвердилось, когда интерес к дансону пропал повсеместно.

Мода на свинг была закономерной — в этот период Гавана была «американским борделем», где отдыхали американские коммерсанты и солдаты, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Афро (Йоруба, Банту, Гаити, Конго)

Хотя музыка Африки как самостоятельный жанр сохранилась лишь в маргинализированных сообществах, например, в формате праздника барабанов (тамборе) в традиции йоруба, или во время ритуалов вуду и т.п., Арсенио Родригес, последовательный ультра-националист, популяризовал африканские ритмы и инструменты, введя их в изобилии в сон.

Современная тимба также изобилует как цитированием традиционных африканских ритмов, так и прямым исполнением их.

Бомба (Пуэрто-Рико)

Традиционная пуэрториканская музыка, соединившая в себе три разных культуры — островную, испано-африканскую и Таино. Базовый ритм исполняется на двух и более барабанах (бомбас). Характеризуется своеобразным диалогом между танцором и барабанщиком, когда барабанщик синхронизирует ритм с серией движений танцоров. Танцор должен быть в превосходной физической форме, ведь состязание прекращается, когда один из них — барабанщик или танцор — устает и прекращает.

Помимо перкуссии, в бомбе есть хор, который взаимодействует с солистом наподобие того, как это происходит в кубинском соне. Темой для песен служат картины ежедневной жизни, а также (в редких случаях) какие-то сюжеты.

Плена (Пуэрто-Рико)

Впервые зафиксирована в 1900 годах в Понсе. Изначально пение не относили собственно к плене, которой называли сочетание аккордеона, гитары и пандеретас. Однако к 1907 году пение также стало неотъемлемой частью плены.

Плену часто называли «газетным пением», так как это был один из способов разносить информацию среди низших слоев населения.

Фольклорный жанр, ритм отбивали с помощью ручных барабанов «пандеретас» или «пандерос» — что-то вроде бубнов без бубенчиков, в сопровождении гуиро (тыквы с насечками). Часто панедертас были в составе из трех барабанов разных размеров. Их портативность позволяла спонтанно организовывать выступление в разных ситуациях.

Помимо пандеретас, визитной карточки плена, использовались мараки, аккордеон и куатро — национальная пуэрториканская гитара особой формы.

Мозамбик (Куба и США)

Искусственно созданный жанр, под влиянием карнавальной музыки. Автор — Pello el Afrokan (Pedro Izquierdo), год создания — 1963.  Кубинский мозамбик использует конги, бомбос (басовые барабаны), ковбеллы и тромбоны. Несмотря на то, что ритмы мозамбик схожи с африканской музыкой Южной Сахары, к собственно африканской культуре этот ритм не имеет прямого отношения, в отличие от карнавальных традиций Кубы.

Вдохновленный Пелло эль Афрокан, в 60-х годах в Нью-Йорке, Эдди Палмьери создает американскую версию Мозамбик. Несмотря на то, что оба ритма базируются на карнавальной музыке, между ними мало схожего — у них даже разный клаве (у кубинской версии используется румба клаве, а у американской — сон клаве). Кубинский мозамбик, в основном, в мажоре, когда как американский — в миноре.

Ребека Маулеон утверждает, что кубинский мозамбик изначально — перкуссионый. Американская версия обязательно включает фортепиано. Общее у этих версий — активное использование тромбонов. Интересно также, что Палмьери в своей версии мозамбик использовал на ковбелле партию «гуагуанко каскара», что напоминает карнавальную традицию Гаваны.

Конга де компарса

Сонго (ареито)

Тимба

Реггетон

Стили оркестровок

Оркестровка, или инструментовка — это состав музыкальных инструментов в ансамбле или оркестре.

Можно разделить на две большие области — акустические составы, когда инструменты в принципе не усиливаются оборудованием. Причем в силу совершенно разной акустики помещений и улицы, составы инструментов также разнятся. Электрические — когда используются инструменты вместе с микрофонами или звукоснимателями, для записи в студии или концертов на больших сценах, где необходимо значительное звукоусиление.

На протяжении истории музыки Кубы сложилось несколько типов оркестровок, хорошо проявивших себя на практике в плане сбалансированности звука (когда ни один инструмент не перекрикивает другой, всех слышно достаточно хорошо), а также в плане достаточной заполняемости частотного спектра (есть и бас, и звонкие инструменты, и заполнение средних частот). На оркестровки, конечно же, влияли экономические параметры. Например, трубадуры редко выступали большими оркестрами — больше людей означает меньше денег для каждого.

Современные сальса-оркестры — это большое количество людей на сцене, что делает экономически очень сложным приезд крупных звезд в Россию. Поэтому необходимо ловить буквально каждый приезд сальса-оркестра.

Шаблоны инструментов

Ритмы и пульсация

Клаве 6/8

Вопросы

Все вопросы, связанные с представленным материалом, вы можете задать непосредственно при личной встрече, либо через ВКонтакте, либо на e-mail chief@salsainrussian.ru.

Анкета

Ваши впечатления от проекта "Сальса под капотом"

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

 

Back to top button