1 00:00:27,000 --> 00:00:33,280 Эта лекция называется «Африкания в кубинских танцах». 2 00:00:33,280 --> 00:00:38,370 На самом деле был доклад, который я делала несколько лет назад 3 00:00:38,370 --> 00:00:44,910 на одном научном мероприятии в Университете Искусств (ISA), где я работаю. 4 00:00:44,910 --> 00:00:49,820 Меня вдохновила известнейшая работа дона Фернандо Ортиса 5 00:00:49,820 --> 00:00:54,710 под названием «Африкания в кубинской фольклорной музыке». 6 00:00:54,710 --> 00:01:02,220 И я скромно посвящаю свою лекцию этому кубинскому ученому - Фернандо Ортису. 7 00:01:03,140 --> 00:01:08,620 Давайте рассмотрим первое фото с танцорами, 8 00:01:08,620 --> 00:01:11,650 в данном случае, гаитянского вуду. 9 00:01:11,650 --> 00:01:16,650 На ней мы видим божество, именуемое "Папа Геде". 10 00:01:16,650 --> 00:01:19,400 Он представляет собой смерть. 11 00:01:19,400 --> 00:01:26,770 Именно поэтому их лица окрашены белой краской. 12 00:01:29,170 --> 00:01:37,650 Давайте для начала вспомним, как мы уже отмечали в одной из прошлых лекций, 13 00:01:37,650 --> 00:01:45,570 важность всех этих традиционных кубинских религий африканского происхождения. 14 00:01:45,570 --> 00:01:53,400 Основными являются: то, что нам известно как Регла де Оча или кубинская Сантерия; 15 00:01:53,800 --> 00:01:59,370 Регла Конга или Закон Пало Монте, вышедший из банту; 16 00:01:59,620 --> 00:02:05,600 Закон Арара, который вышел из античной Дагомеи, ныне - Бенин; 17 00:02:05,600 --> 00:02:11,140 и секретное сообщество Абакуа, которое мы рассматривали ранее. 18 00:02:11,510 --> 00:02:16,480 Давайте посмотрим, как в этих четырех афро-кубинских религиях 19 00:02:16,480 --> 00:02:21,280 песни и танцы являются неотъемлемой частью 20 00:02:21,280 --> 00:02:30,540 всех их церемоний, всех их религиозных праздников, праздничных ритуалов. 21 00:02:31,740 --> 00:02:38,680 Сейчас мы видим фото одного из божеств, вернее, человека, 22 00:02:38,680 --> 00:02:43,600 одетого, как одно из божеств пантеона Регла де Оча или Сантерии — 23 00:02:43,600 --> 00:02:46,970 Элегуа (из этноса йоруба). 24 00:02:46,970 --> 00:02:50,480 Со своим атрибутом – "гарабато", 25 00:02:50,480 --> 00:02:55,680 в своих характерных цветах — красном и черном. 26 00:02:55,880 --> 00:03:01,050 Все церемонии, проходящие в рамках религиозного культа сантерии 27 00:03:01,050 --> 00:03:08,340 должны начинаться песнями и танцами, исполняемыми для божества Элегуа. 28 00:03:10,820 --> 00:03:15,200 А сейчас давайте заглянем вглубь Закона Конга. 29 00:03:15,200 --> 00:03:18,650 Есть несколько вариантов: 30 00:03:18,650 --> 00:03:24,850 Palo monte, Briyumba, Kimbisa и Mayombe. 31 00:03:24,850 --> 00:03:28,970 Однако во всех них основополагающим является танец, 32 00:03:28,970 --> 00:03:33,510 который они в основном и чаще всего исполняют — это танец пало. 33 00:03:33,800 --> 00:03:39,200 Это наименование – «пало» - возникло потому, что они довольно часто использовали 34 00:03:39,200 --> 00:03:43,080 палки, ветки различных горных деревьев — 35 00:03:43,080 --> 00:03:48,420 отсюда и название «Пало монте» ("Палки-горы") 36 00:03:48,420 --> 00:03:54,650 в лечебных целях, много знали о целебных свойствах этих веток, 37 00:03:54,650 --> 00:04:00,310 растений и, конечно же, активно использовали их во всех своих церемониях. 38 00:04:00,310 --> 00:04:05,310 И, повторю, основной их танец — пало. 39 00:04:06,340 --> 00:04:12,310 Здесь мы видим, к примеру, изображение праздника Конго 40 00:04:12,310 --> 00:04:18,420 и дамы, которая в танце исполняет движение, характерное для танца пало. 41 00:04:18,420 --> 00:04:23,650 И глядя на выражение ее лица, мы можем сказать, что она находится в трансе. 42 00:04:23,650 --> 00:04:28,400 Потому что во всех этих религиях, практически во всех, 43 00:04:28,400 --> 00:04:35,540 танцами и песнями вызывают у некоторых исполнителей состояние транса. 44 00:04:35,540 --> 00:04:40,200 Ведь цель как раз состоит в установлении прямой связи 45 00:04:40,200 --> 00:04:45,340 между вызываемым божеством и человеческим существом. 46 00:04:48,280 --> 00:04:54,340 Итак, оставим всю эту ритуальную часть и перейдем в другую область, 47 00:04:54,340 --> 00:04:59,880 к тому, что мы называли «салонные» (бальные) танцы, или популярные танцы. 48 00:04:59,880 --> 00:05:05,940 Здесь на фото изображена пара, танцующая ча-ча-ча. 49 00:05:05,940 --> 00:05:13,480 Танец, в котором имеются как элементы европейского происхождения, например, «закрытая позиция» социальных танцев, 50 00:05:13,480 --> 00:05:17,280 так и шаги ча-ча-ча. 51 00:05:17,280 --> 00:05:22,770 И вместе с тем, хоть это и не прослеживается достаточно очевидно, 52 00:05:22,770 --> 00:05:26,570 но мы видим в положении рук, движениях бедер, 53 00:05:26,570 --> 00:05:30,820 которые понятны нам благодаря одежде девушки, 54 00:05:30,820 --> 00:05:35,510 что движения корпуса, бедер, плеч, 55 00:05:35,510 --> 00:05:41,080 характерные для танцев африканского происхождения, 56 00:05:41,080 --> 00:05:45,570 включены уже в так называемые салонные танцы, 57 00:05:45,570 --> 00:05:50,280 например, в сон хабанеро, мамбо, ча-ча-ча 58 00:05:50,280 --> 00:05:54,020 и наше современное касино. 59 00:05:57,420 --> 00:06:01,940 Итак, оставив в стороне эту часть нашей традиционной культуры, 60 00:06:01,940 --> 00:06:06,250 давайте немного рассмотрим то, что сейчас происходит в Академии, 61 00:06:06,250 --> 00:06:11,570 а именно, различные стили танцев, которые мы изучаем в Академии. 62 00:06:11,570 --> 00:06:16,050 Начнем, разумеется, с балета. 63 00:06:16,050 --> 00:06:18,510 Со школы кубинского балета. 64 00:06:18,510 --> 00:06:26,310 Я позволю себе процитировать журналиста Педро Симона, 65 00:06:26,310 --> 00:06:30,600 который в своей книге, посвященной Алисии Алонсо, 66 00:06:30,600 --> 00:06:33,080 писал следующее, цитирую: 67 00:06:33,080 --> 00:06:38,000 "Изобилие музыкального и танцевального кубинского фольклора, 68 00:06:38,000 --> 00:06:42,650 продукт испано-африканской транскультурации, 69 00:06:42,650 --> 00:06:48,400 является, безусловно, одним из основополагающих корней стиля 70 00:06:48,400 --> 00:06:51,140 кубинской школы балета, 71 00:06:51,140 --> 00:06:57,450 которым отличается эта школа классического танца от других стилей, нам известных". 72 00:06:58,370 --> 00:07:06,370 Это фотография нашей прекрасной балерины Алисии Алонсо в один из ее лучших моментов. 73 00:07:06,370 --> 00:07:12,200 В данном случае фото на заднем плане показывает ее в роли Жизели, 74 00:07:12,200 --> 00:07:17,600 а фото переднего плана, где она стоит на пуантах — в роли Лебедя. 75 00:07:19,910 --> 00:07:24,450 А сейчас давайте рассмотрим еще один стиль танцевальной музыки и танца, 76 00:07:24,450 --> 00:07:27,510 профессионального в данном случае, характерного для Кубы, 77 00:07:27,510 --> 00:07:30,510 каковым является современный кубинский танец. 78 00:07:30,510 --> 00:07:34,740 Или, как его еще называют, кубинский стиль танца модерн. 79 00:07:34,740 --> 00:07:38,970 Он базируется на технике модерна 80 00:07:38,970 --> 00:07:42,050 Марты Грэм, а также Хосе Лимона, 81 00:07:42,050 --> 00:07:48,850 в которую постепенно кубинские хореографы в 60-70х годах 82 00:07:48,850 --> 00:07:56,020 начали внедрять элементы и движения 83 00:07:56,020 --> 00:08:00,570 кубинских танцев африканского происхождения. 84 00:08:00,570 --> 00:08:03,820 И делали они это, попросту говоря, в силу необходимости. 85 00:08:03,820 --> 00:08:08,310 Ведь многие их хореографические постановки базировались на кубинской музыке, 86 00:08:08,310 --> 00:08:11,370 например, «Ритмы» Амадео Рольдана, 87 00:08:13,480 --> 00:08:16,370 и на других жанрах музыки, 88 00:08:17,600 --> 00:08:23,510 где было нужно движениями танцоров выразить «кубанию». 89 00:08:23,510 --> 00:08:28,570 И одна из, можно сказать, классических работ этого стиля, 90 00:08:28,570 --> 00:08:37,850 с которой у нас была возможность познакомиться, «Súlkary» Эдуардо Риверо. 91 00:08:38,110 --> 00:08:41,800 И в ней как раз демонстрируется то, что мы сейчас анализируем: 92 00:08:41,800 --> 00:08:47,110 они танцуют в жанре модерн, но в очень кубинском стиле, 93 00:08:47,110 --> 00:08:51,370 что выражается в движениях корпуса, плеч и остального тела 94 00:08:51,370 --> 00:09:01,140 именно из-за включения в эту технику элементов кубинских танцев африканского происхождения. 95 00:09:03,570 --> 00:09:08,250 Посмотрите на фото одного ансамбля из Сантьяго-де-Куба. 96 00:09:08,250 --> 00:09:12,540 Здесь представлена хореография в стиле модерн, 97 00:09:12,540 --> 00:09:17,170 и позы их тел, движения рук 98 00:09:17,170 --> 00:09:21,770 определенно взяты, как мы и говорили, 99 00:09:21,770 --> 00:09:27,000 из кубинских танцев африканского происхождения. 100 00:09:28,910 --> 00:09:35,740 Итак. Помимо того, что мы уже сказали о кубинской технике или кубинской школе балета, 101 00:09:35,740 --> 00:09:38,400 простите, кубинской технике современного танца, 102 00:09:38,400 --> 00:09:42,650 в конце 50-х годов существовало явление, которое 103 00:09:42,650 --> 00:09:47,020 было введено для кубинского телевидения, которому будет вот уже 60 лет 104 00:09:47,020 --> 00:09:49,910 с момента возникновения на Кубе, 105 00:09:49,910 --> 00:09:53,450 и появления на кубинском телевидении балета. 106 00:09:53,450 --> 00:09:59,570 Маэстро Луис Трапага, по существу, первым начал обучать своих танцоров 107 00:09:59,570 --> 00:10:03,850 у станка, используя балетную технику 108 00:10:03,850 --> 00:10:11,510 и движения, но в то же время интегрируя в нее движения бедер, плеч и т.д., 109 00:10:11,510 --> 00:10:15,400 которые затем применял в своей хореографии. 110 00:10:15,400 --> 00:10:20,250 Он называет это «Техника варьете». 111 00:10:20,250 --> 00:10:26,050 На Кубе она используется танцорами в кабаре, на телевидении и т.д. 112 00:10:26,050 --> 00:10:30,340 Эта техника, зародившаяся в конце 50-х годов, 113 00:10:30,340 --> 00:10:36,310 была усовершенствована и сильно развита знаменитыми кубинскими хореографами, 114 00:10:36,310 --> 00:10:42,250 среди которых был Сантьяго Альфонсо, работавший в кабаре «Тропикана», 115 00:10:42,250 --> 00:10:46,770 тоже довольно известном во многих уголках мира, много гастролирующем, 116 00:10:46,770 --> 00:10:52,940 а также маэстро Кристи Домингес с кубинского телевидения. 117 00:10:54,020 --> 00:11:02,600 Давайте посмотрим еще на одно фото, изображающее в данном случае пару танцоров кабаре. 118 00:11:05,800 --> 00:11:11,420 Итак, подводя итог, скажем, что мы можем представить себе 119 00:11:11,420 --> 00:11:16,570 африканию в кубинских танцах в виде лестницы, 120 00:11:16,570 --> 00:11:20,600 основанием которой являются ритуальные танцы, 121 00:11:20,600 --> 00:11:26,650 доставшиеся нам от рабов, принадлежавших различным этносам Африки. 122 00:11:26,650 --> 00:11:32,880 Затем первой ступенькой становятся такие танцы, как румба и конга, 123 00:11:32,880 --> 00:11:37,220 в которых уже нет ничего религиозного, но которые, тем не менее, имеют 124 00:11:37,220 --> 00:11:41,310 ярко выраженные корни африканского происхождения. 125 00:11:41,310 --> 00:11:46,850 Вторая ступенька – это там, где начинают соединяться элементы европейского происхождения 126 00:11:46,850 --> 00:11:51,570 с африканскими в таких наших «салонных танцах», как 127 00:11:51,570 --> 00:11:57,420 сон, ча-ча-ча, которые мы изучили, включая некоторые деревенские танцы. 128 00:11:57,420 --> 00:12:05,850 И на последней ступеньке стоят уже танцы профессиональные, постановочные, 129 00:12:05,850 --> 00:12:10,000 исполняемые профессиональными танцорами, а именно: кубинский балет, 130 00:12:10,000 --> 00:12:15,250 кубинских стиль современных танцев и варьете. 131 00:12:15,250 --> 00:12:19,050 Иными словами, в настоящее время во всех кубинских танцах, 132 00:12:19,050 --> 00:12:25,770 будь то традиционные, популярные или профессиональные постановочные танцы, 133 00:12:25,770 --> 00:12:33,140 во всех них присутствуют элементы танцев африканского происхождения. 134 00:12:39,200 --> 00:12:46,910 Перевод: Зайцева Алла, 28 ноября 2017 Субтитры и монтаж: Капранов Марат. Проект "Сальса по-русски" (salsainrussian.ru)