1
00:00:20,000 --> 00:00:24,370
Эта лекция будет посвящена кубинскому сону,
2
00:00:24,370 --> 00:00:29,880
одному из наиболее распространенных во всем мире жанров
3
00:00:29,880 --> 00:00:34,250
начала XX века.
4
00:00:34,620 --> 00:00:38,400
Мы можем с гордостью говорить об известности сона
5
00:00:38,400 --> 00:00:43,200
как во всей Америке, так и в Европе,
6
00:00:43,200 --> 00:00:47,650
повторюсь, начала XX века.
7
00:00:49,340 --> 00:00:53,080
Итак. Давайте рассмотрим кубинский сон
8
00:00:53,080 --> 00:00:58,370
прежде всего с точки зрения хореографии,
9
00:00:58,370 --> 00:01:03,420
потому что уже многое написано о нем с музыкальной точки зрения.
10
00:01:03,850 --> 00:01:10,050
Известно, что местом рождения сона является Ориенте – восточный регион страны,
11
00:01:10,050 --> 00:01:12,600
прежде всего, горные районы.
12
00:01:12,600 --> 00:01:14,970
Он упоминается уже в XIX веке,
13
00:01:14,970 --> 00:01:20,910
а некоторые авторы писали о нем даже раньше, в XVIII веке.
14
00:01:20,910 --> 00:01:25,800
Этот «восточный» сон пришел в Гавану,
15
00:01:25,800 --> 00:01:30,680
в столицу, в начале XX века.
16
00:01:30,680 --> 00:01:34,600
И, как уже отмечалось в предыдущей лекции,
17
00:01:34,600 --> 00:01:37,650
появились новые формы сона.
18
00:01:37,650 --> 00:01:45,220
С музыкальной точки зрения возникли так называемые секстеты и септеты
19
00:01:45,220 --> 00:01:47,910
с шестью или семью музыкантами
20
00:01:47,910 --> 00:01:55,080
и добавились инструменты, в данном случае: труба, контрабас,
21
00:01:55,080 --> 00:01:59,620
что придало сону новое звучание.
22
00:01:59,620 --> 00:02:07,170
И такой тип сона получил название сон хабанеро или же сон урбано.
23
00:02:07,170 --> 00:02:11,450
Уже отмечалось, что с хореографической точки зрения
24
00:02:11,450 --> 00:02:18,340
этот сон подвергся еще и влиянию дансона.
25
00:02:18,340 --> 00:02:24,450
Начал формироваться симбиоз дансона и сона.
26
00:02:24,450 --> 00:02:32,080
Дансон, как мы уже говорили, был в большей степени танцем представителей среднего класса и выше.
27
00:02:32,080 --> 00:02:38,850
В то же время сон был всегда более популярен у жителей бедных районов.
28
00:02:38,850 --> 00:02:42,200
С хореографической точки зрения
29
00:02:42,200 --> 00:02:48,570
сон был подвергнут дискриминации, потому что танцевался в манере довольно свободной, не так сдержанно,
30
00:02:48,570 --> 00:02:51,620
без учета социальных ограничений той поры.
31
00:02:51,620 --> 00:02:55,450
В данном конкретном обществе было не принято, чтобы танцоры
32
00:02:55,450 --> 00:02:58,710
чрезмерно двигали бедрами или плечами.
33
00:02:58,710 --> 00:03:06,940
Тем не менее, народный сон танцевали в более свободной манере.
34
00:03:06,940 --> 00:03:10,310
В конечном итоге произошло видоизменение этого сона,
35
00:03:10,310 --> 00:03:14,480
который получил в результате слияния с городскими танцами закрытую позицию,
36
00:03:14,480 --> 00:03:19,650
пришедшую из вальса, и обогатился
37
00:03:19,650 --> 00:03:22,540
движениями из африканских танцев,
38
00:03:22,540 --> 00:03:29,140
выраженных в движении тела, плеч и бедер.
39
00:03:30,110 --> 00:03:38,200
Давайте посмотрим, в чем заключался феномен сона
40
00:03:38,200 --> 00:03:40,540
(более характерного для Кубы).
41
00:03:40,540 --> 00:03:45,200
Преподаватель, уже почивший, Архелиерс Леон (Argeliers León),
42
00:03:45,200 --> 00:03:47,910
один из наиболее значимых музыковедов Кубы,
43
00:03:47,910 --> 00:03:50,510
во всех своих исследованиях отмечал, что
44
00:03:50,510 --> 00:03:54,450
сон – это жанр, который нашел отражение
45
00:03:54,450 --> 00:03:57,570
в гаитянском и доминиканском меренге,
46
00:03:57,570 --> 00:04:00,510
в пуэрториканской плене,
47
00:04:00,510 --> 00:04:02,800
в панамском тамборито
48
00:04:02,800 --> 00:04:04,740
и колумбийском порро.
49
00:04:04,740 --> 00:04:08,710
Это все было явлением не только кубинским,
50
00:04:08,710 --> 00:04:17,480
сон был общим явлением для всего карибского региона.
51
00:04:18,080 --> 00:04:21,540
И, конечно, у нас есть много общего с тем,
52
00:04:21,540 --> 00:04:24,450
что было привнесено испанской колонизацией,
53
00:04:24,450 --> 00:04:26,910
африканскими рабами.
54
00:04:26,910 --> 00:04:32,680
И именно этот симбиоз привел к возникновению ряда жанров на Карибах.
55
00:04:32,680 --> 00:04:38,420
Итак. На Кубе сон танцевали по всей стране,
56
00:04:38,420 --> 00:04:44,540
во всех регионах страны, и в каждом он приобрел отличные от других формы.
57
00:04:44,540 --> 00:04:48,310
Как мы видим, в Гуантанамо это был чангуи.
58
00:04:48,310 --> 00:04:55,480
Некоторые авторы говорят, что, скорее, наоборот, чангуи является прародителем сона.
59
00:04:55,570 --> 00:05:00,770
Другие утверждают, что, напротив, чангуи является одним из вариантов сона.
60
00:05:00,770 --> 00:05:04,910
Так или иначе, это была наиболее популярная концепция среди музыковедов.
61
00:05:04,910 --> 00:05:10,910
С точки зрения танцев, как мы можем убедиться, нет большой разницы.
62
00:05:10,910 --> 00:05:14,400
Различие было, скорее, в стиле,
63
00:05:14,400 --> 00:05:20,080
в котором танцевался чангуи, где движения тела более резкие,
64
00:05:20,080 --> 00:05:23,400
а в соне, известном нам как гаванский сон,
65
00:05:23,400 --> 00:05:27,600
движения были более мягкие, плавные.
66
00:05:28,200 --> 00:05:32,620
Еще одной разновидностью сона, как мы отмечали выше, стал "суку-суку",
67
00:05:32,620 --> 00:05:38,850
возникший на острове Пинос или Хувентуд, как мы его называем сегодня.
68
00:05:38,850 --> 00:05:44,220
На маленьком острове, на юге от провинций Гавана и Матансас.
69
00:05:44,570 --> 00:05:51,220
Кроме того, существуют так называемые «соны-подражания», которые мы рассмотрим чуть более углубленно,
70
00:05:51,220 --> 00:05:55,340
и сон урбано, о котором мы говорили ранее.
71
00:05:56,710 --> 00:06:03,310
Давайте рассмотрим эти так называемые «подражания», существующие в живой форме до сих пор
72
00:06:03,310 --> 00:06:08,250
и исполняемые на «Фестивалях банд»
73
00:06:08,250 --> 00:06:14,370
в городке, находящемся в провинции Сиего-де-Авила - Махауа.
74
00:06:14,650 --> 00:06:19,570
Почему мы называем эти соны «подражанием»?
75
00:06:21,650 --> 00:06:26,940
Потому что слова этих сонов содержат подсказки, как двигаться танцорам.
76
00:06:27,110 --> 00:06:32,110
Поэтому в этих движениях присутствует много подражаний.
77
00:06:32,110 --> 00:06:36,770
Существует множество сонов, около 40 или даже более того,
78
00:06:36,770 --> 00:06:40,280
но мы отметим здесь некоторые небольшие примеры:
79
00:06:40,280 --> 00:06:45,050
«Воздушный змей» (который по-итальянски будет «aquilone», да?)
80
00:06:45,340 --> 00:06:52,340
Это игра, в которой мужчина управляет змеем,
81
00:06:52,340 --> 00:06:58,110
а девушка изображает воздушного змея.
82
00:06:58,110 --> 00:07:06,250
И парень совершает действия, изображающие, что он как бы играет со змеем.
83
00:07:06,250 --> 00:07:15,340
В песне, конечно же, это поется: «Как мне запустить змея? Ну-ка, покрутись!»
84
00:07:15,340 --> 00:07:21,020
И многие авторы отмечали, что этот сон
85
00:07:21,020 --> 00:07:25,740
произошел от старинной румбы-миметики, которую уже не танцуют,
86
00:07:25,740 --> 00:07:30,370
однако она трансформировалась в деревнях в сон «Воздушный змей».
87
00:07:30,370 --> 00:07:34,420
И у нас есть множество таких примеров, это:
88
00:07:34,480 --> 00:07:40,400
Гавилан (Ястреб) – когда танцовщица изображает птицу, используя костюм или перья,
89
00:07:40,400 --> 00:07:43,370
а охотник ловит ястреба.
90
00:07:43,370 --> 00:07:47,200
И многие другие примеры.
91
00:07:47,200 --> 00:07:51,510
А сейчас давайте посмотрим на это фото, где изображены члены «Синей банды» -
92
00:07:51,510 --> 00:07:55,370
там есть две команды: синяя и красная.
93
00:07:55,370 --> 00:08:00,880
И каждая из этих команд исполняет эту разновидность сона
94
00:08:00,880 --> 00:08:03,480
в соответствии со своим стилем.
95
00:08:03,480 --> 00:08:09,480
Синие – в своём стиле, красные – в своем.
96
00:08:09,510 --> 00:08:20,370
Разумеется, каждая команда для себя установила что они танцуют и что говорят.
97
00:08:20,370 --> 00:08:26,170
И это привело к ряду своеобразных соревнований на этом празднике,
98
00:08:26,170 --> 00:08:31,650
где в конце жюри определяет команду-победителя.
99
00:08:31,650 --> 00:08:39,000
Чей вариант исполнения лучше – у синих или красных.
100
00:08:39,000 --> 00:08:42,420
Или вот давайте еще посмотрим другое фото,
101
00:08:42,420 --> 00:08:45,510
на котором другая пара танцует сон,
102
00:08:45,510 --> 00:08:48,480
называемый «Хвост самца».
103
00:08:49,020 --> 00:09:00,140
Имеется в виду самец, кабанчик. Маленький поросенок вот у него там, видите? На вертеле.
104
00:09:00,510 --> 00:09:05,800
А самая лучшая его часть, по мнению сельских жителей, это
105
00:09:05,800 --> 00:09:13,400
хвост самца, у хорошо прожаренного хвоста особенный вкус.
106
00:09:13,400 --> 00:09:19,820
И девушка его вырезала и собралась съесть.
107
00:09:19,820 --> 00:09:22,650
И это является темой сона.
108
00:09:22,650 --> 00:09:29,170
Мужчина спрашивает: "Кто украл хвост самца?"
109
00:09:29,200 --> 00:09:31,910
И это становится темой для этого танца.
110
00:09:31,910 --> 00:09:36,370
Все это позволяет говорить, что
111
00:09:36,420 --> 00:09:42,140
в сон-подражании тексты отражаются танцорами, которые должны изображать
112
00:09:42,200 --> 00:09:46,620
взаимоотношения между мужчиной и женщиной, их эмоции, и все остальное.
113
00:09:46,620 --> 00:09:52,400
Итак. Давайте вернемся к сону урбано, или сону хабанеро.
114
00:09:52,400 --> 00:09:58,340
Как мы уже говорили чуть ранее, деревенский сон,
115
00:09:58,340 --> 00:10:07,370
изначально более простой, был усложнен в городе такими фигурами, как пасео и седасо,
116
00:10:07,370 --> 00:10:10,800
которая есть ни что иное, как поворот в паре.
117
00:10:10,800 --> 00:10:18,570
Они добавляются в городской сон или в сон хабанеро
118
00:10:19,080 --> 00:10:23,420
Сон является очень важным, так как мы узнаем из следующей лекции,
119
00:10:23,420 --> 00:10:28,570
по моему личному мнению, он стал основой
120
00:10:28,570 --> 00:10:33,600
для новых танцев, возникших в Гаване, каким, например, является касино.
121
00:10:33,600 --> 00:10:37,140
Основой касино, по моему мнению, является сон.
122
00:10:37,140 --> 00:10:41,220
Есть влияние и ча-ча-ча и, возможно, других танцев, но
123
00:10:41,220 --> 00:10:45,540
главным образом основой является сон хабанеро или городской сон.
124
00:10:45,910 --> 00:10:50,400
Давайте посмотрим, как сон по-прежнему сохраняет свои традиции –
125
00:10:50,400 --> 00:10:57,000
мы видим пару детей, которые исполняют одну из фигур сона,
126
00:10:57,000 --> 00:11:01,110
которая называется «Покрути девушку»,
127
00:11:01,110 --> 00:11:04,850
в данном случае, девочку - они оба дети.
128
00:11:05,370 --> 00:11:09,510
И, наконец, фигура, уже больше акробатическая.
129
00:11:09,510 --> 00:11:15,850
Акробатические фигуры появляются, когда сон становится сценическим.
130
00:11:15,850 --> 00:11:24,080
Некоторые септеты начала XX века имели в составе пару,
131
00:11:24,080 --> 00:11:27,680
которая исполняла сон, показывала, как он танцуется.
132
00:11:27,680 --> 00:11:32,280
И для сценических выступлений начали создаваться
133
00:11:32,280 --> 00:11:38,340
акробатические фигуры, как те, что мы здесь видим, когда мужчина опускается вниз,
134
00:11:38,340 --> 00:11:45,280
а девушка, держа его за руку, идет вокруг него и крутит.
135
00:11:45,280 --> 00:11:47,970
Это для сценических выступлений,
136
00:11:47,970 --> 00:11:52,710
потому что сон, который обычно танцуют на праздниках,
137
00:11:52,710 --> 00:11:56,140
не содержит таких элементов.
138
00:11:56,140 --> 00:12:05,340
Однако это и ему подобные движения сильно обогатили хореографию и фигуры сона.
139
00:12:16,650 --> 00:12:23,770
Перевод: Зайцева Алла, 30 октября 2017
Субтитры и монтаж: Капранов Марат.
Проект "Сальса по-русски" (salsainrussian.ru)