1 00:00:20,000 --> 00:00:24,370 Эта лекция будет посвящена кубинскому сону, 2 00:00:24,370 --> 00:00:29,880 одному из наиболее распространенных во всем мире жанров 3 00:00:29,880 --> 00:00:34,250 начала XX века. 4 00:00:34,620 --> 00:00:38,400 Мы можем с гордостью говорить об известности сона 5 00:00:38,400 --> 00:00:43,200 как во всей Америке, так и в Европе, 6 00:00:43,200 --> 00:00:47,650 повторюсь, начала XX века. 7 00:00:49,340 --> 00:00:53,080 Итак. Давайте рассмотрим кубинский сон 8 00:00:53,080 --> 00:00:58,370 прежде всего с точки зрения хореографии, 9 00:00:58,370 --> 00:01:03,420 потому что уже многое написано о нем с музыкальной точки зрения. 10 00:01:03,850 --> 00:01:10,050 Известно, что местом рождения сона является Ориенте – восточный регион страны, 11 00:01:10,050 --> 00:01:12,600 прежде всего, горные районы. 12 00:01:12,600 --> 00:01:14,970 Он упоминается уже в XIX веке, 13 00:01:14,970 --> 00:01:20,910 а некоторые авторы писали о нем даже раньше, в XVIII веке. 14 00:01:20,910 --> 00:01:25,800 Этот «восточный» сон пришел в Гавану, 15 00:01:25,800 --> 00:01:30,680 в столицу, в начале XX века. 16 00:01:30,680 --> 00:01:34,600 И, как уже отмечалось в предыдущей лекции, 17 00:01:34,600 --> 00:01:37,650 появились новые формы сона. 18 00:01:37,650 --> 00:01:45,220 С музыкальной точки зрения возникли так называемые секстеты и септеты 19 00:01:45,220 --> 00:01:47,910 с шестью или семью музыкантами 20 00:01:47,910 --> 00:01:55,080 и добавились инструменты, в данном случае: труба, контрабас, 21 00:01:55,080 --> 00:01:59,620 что придало сону новое звучание. 22 00:01:59,620 --> 00:02:07,170 И такой тип сона получил название сон хабанеро или же сон урбано. 23 00:02:07,170 --> 00:02:11,450 Уже отмечалось, что с хореографической точки зрения 24 00:02:11,450 --> 00:02:18,340 этот сон подвергся еще и влиянию дансона. 25 00:02:18,340 --> 00:02:24,450 Начал формироваться симбиоз дансона и сона. 26 00:02:24,450 --> 00:02:32,080 Дансон, как мы уже говорили, был в большей степени танцем представителей среднего класса и выше. 27 00:02:32,080 --> 00:02:38,850 В то же время сон был всегда более популярен у жителей бедных районов. 28 00:02:38,850 --> 00:02:42,200 С хореографической точки зрения 29 00:02:42,200 --> 00:02:48,570 сон был подвергнут дискриминации, потому что танцевался в манере довольно свободной, не так сдержанно, 30 00:02:48,570 --> 00:02:51,620 без учета социальных ограничений той поры. 31 00:02:51,620 --> 00:02:55,450 В данном конкретном обществе было не принято, чтобы танцоры 32 00:02:55,450 --> 00:02:58,710 чрезмерно двигали бедрами или плечами. 33 00:02:58,710 --> 00:03:06,940 Тем не менее, народный сон танцевали в более свободной манере. 34 00:03:06,940 --> 00:03:10,310 В конечном итоге произошло видоизменение этого сона, 35 00:03:10,310 --> 00:03:14,480 который получил в результате слияния с городскими танцами закрытую позицию, 36 00:03:14,480 --> 00:03:19,650 пришедшую из вальса, и обогатился 37 00:03:19,650 --> 00:03:22,540 движениями из африканских танцев, 38 00:03:22,540 --> 00:03:29,140 выраженных в движении тела, плеч и бедер. 39 00:03:30,110 --> 00:03:38,200 Давайте посмотрим, в чем заключался феномен сона 40 00:03:38,200 --> 00:03:40,540 (более характерного для Кубы). 41 00:03:40,540 --> 00:03:45,200 Преподаватель, уже почивший, Архелиерс Леон (Argeliers León), 42 00:03:45,200 --> 00:03:47,910 один из наиболее значимых музыковедов Кубы, 43 00:03:47,910 --> 00:03:50,510 во всех своих исследованиях отмечал, что 44 00:03:50,510 --> 00:03:54,450 сон – это жанр, который нашел отражение 45 00:03:54,450 --> 00:03:57,570 в гаитянском и доминиканском меренге, 46 00:03:57,570 --> 00:04:00,510 в пуэрториканской плене, 47 00:04:00,510 --> 00:04:02,800 в панамском тамборито 48 00:04:02,800 --> 00:04:04,740 и колумбийском порро. 49 00:04:04,740 --> 00:04:08,710 Это все было явлением не только кубинским, 50 00:04:08,710 --> 00:04:17,480 сон был общим явлением для всего карибского региона. 51 00:04:18,080 --> 00:04:21,540 И, конечно, у нас есть много общего с тем, 52 00:04:21,540 --> 00:04:24,450 что было привнесено испанской колонизацией, 53 00:04:24,450 --> 00:04:26,910 африканскими рабами. 54 00:04:26,910 --> 00:04:32,680 И именно этот симбиоз привел к возникновению ряда жанров на Карибах. 55 00:04:32,680 --> 00:04:38,420 Итак. На Кубе сон танцевали по всей стране, 56 00:04:38,420 --> 00:04:44,540 во всех регионах страны, и в каждом он приобрел отличные от других формы. 57 00:04:44,540 --> 00:04:48,310 Как мы видим, в Гуантанамо это был чангуи. 58 00:04:48,310 --> 00:04:55,480 Некоторые авторы говорят, что, скорее, наоборот, чангуи является прародителем сона. 59 00:04:55,570 --> 00:05:00,770 Другие утверждают, что, напротив, чангуи является одним из вариантов сона. 60 00:05:00,770 --> 00:05:04,910 Так или иначе, это была наиболее популярная концепция среди музыковедов. 61 00:05:04,910 --> 00:05:10,910 С точки зрения танцев, как мы можем убедиться, нет большой разницы. 62 00:05:10,910 --> 00:05:14,400 Различие было, скорее, в стиле, 63 00:05:14,400 --> 00:05:20,080 в котором танцевался чангуи, где движения тела более резкие, 64 00:05:20,080 --> 00:05:23,400 а в соне, известном нам как гаванский сон, 65 00:05:23,400 --> 00:05:27,600 движения были более мягкие, плавные. 66 00:05:28,200 --> 00:05:32,620 Еще одной разновидностью сона, как мы отмечали выше, стал "суку-суку", 67 00:05:32,620 --> 00:05:38,850 возникший на острове Пинос или Хувентуд, как мы его называем сегодня. 68 00:05:38,850 --> 00:05:44,220 На маленьком острове, на юге от провинций Гавана и Матансас. 69 00:05:44,570 --> 00:05:51,220 Кроме того, существуют так называемые «соны-подражания», которые мы рассмотрим чуть более углубленно, 70 00:05:51,220 --> 00:05:55,340 и сон урбано, о котором мы говорили ранее. 71 00:05:56,710 --> 00:06:03,310 Давайте рассмотрим эти так называемые «подражания», существующие в живой форме до сих пор 72 00:06:03,310 --> 00:06:08,250 и исполняемые на «Фестивалях банд» 73 00:06:08,250 --> 00:06:14,370 в городке, находящемся в провинции Сиего-де-Авила - Махауа. 74 00:06:14,650 --> 00:06:19,570 Почему мы называем эти соны «подражанием»? 75 00:06:21,650 --> 00:06:26,940 Потому что слова этих сонов содержат подсказки, как двигаться танцорам. 76 00:06:27,110 --> 00:06:32,110 Поэтому в этих движениях присутствует много подражаний. 77 00:06:32,110 --> 00:06:36,770 Существует множество сонов, около 40 или даже более того, 78 00:06:36,770 --> 00:06:40,280 но мы отметим здесь некоторые небольшие примеры: 79 00:06:40,280 --> 00:06:45,050 «Воздушный змей» (который по-итальянски будет «aquilone», да?) 80 00:06:45,340 --> 00:06:52,340 Это игра, в которой мужчина управляет змеем, 81 00:06:52,340 --> 00:06:58,110 а девушка изображает воздушного змея. 82 00:06:58,110 --> 00:07:06,250 И парень совершает действия, изображающие, что он как бы играет со змеем. 83 00:07:06,250 --> 00:07:15,340 В песне, конечно же, это поется: «Как мне запустить змея? Ну-ка, покрутись!» 84 00:07:15,340 --> 00:07:21,020 И многие авторы отмечали, что этот сон 85 00:07:21,020 --> 00:07:25,740 произошел от старинной румбы-миметики, которую уже не танцуют, 86 00:07:25,740 --> 00:07:30,370 однако она трансформировалась в деревнях в сон «Воздушный змей». 87 00:07:30,370 --> 00:07:34,420 И у нас есть множество таких примеров, это: 88 00:07:34,480 --> 00:07:40,400 Гавилан (Ястреб) – когда танцовщица изображает птицу, используя костюм или перья, 89 00:07:40,400 --> 00:07:43,370 а охотник ловит ястреба. 90 00:07:43,370 --> 00:07:47,200 И многие другие примеры. 91 00:07:47,200 --> 00:07:51,510 А сейчас давайте посмотрим на это фото, где изображены члены «Синей банды» - 92 00:07:51,510 --> 00:07:55,370 там есть две команды: синяя и красная. 93 00:07:55,370 --> 00:08:00,880 И каждая из этих команд исполняет эту разновидность сона 94 00:08:00,880 --> 00:08:03,480 в соответствии со своим стилем. 95 00:08:03,480 --> 00:08:09,480 Синие – в своём стиле, красные – в своем. 96 00:08:09,510 --> 00:08:20,370 Разумеется, каждая команда для себя установила что они танцуют и что говорят. 97 00:08:20,370 --> 00:08:26,170 И это привело к ряду своеобразных соревнований на этом празднике, 98 00:08:26,170 --> 00:08:31,650 где в конце жюри определяет команду-победителя. 99 00:08:31,650 --> 00:08:39,000 Чей вариант исполнения лучше – у синих или красных. 100 00:08:39,000 --> 00:08:42,420 Или вот давайте еще посмотрим другое фото, 101 00:08:42,420 --> 00:08:45,510 на котором другая пара танцует сон, 102 00:08:45,510 --> 00:08:48,480 называемый «Хвост самца». 103 00:08:49,020 --> 00:09:00,140 Имеется в виду самец, кабанчик. Маленький поросенок вот у него там, видите? На вертеле. 104 00:09:00,510 --> 00:09:05,800 А самая лучшая его часть, по мнению сельских жителей, это 105 00:09:05,800 --> 00:09:13,400 хвост самца, у хорошо прожаренного хвоста особенный вкус. 106 00:09:13,400 --> 00:09:19,820 И девушка его вырезала и собралась съесть. 107 00:09:19,820 --> 00:09:22,650 И это является темой сона. 108 00:09:22,650 --> 00:09:29,170 Мужчина спрашивает: "Кто украл хвост самца?" 109 00:09:29,200 --> 00:09:31,910 И это становится темой для этого танца. 110 00:09:31,910 --> 00:09:36,370 Все это позволяет говорить, что 111 00:09:36,420 --> 00:09:42,140 в сон-подражании тексты отражаются танцорами, которые должны изображать 112 00:09:42,200 --> 00:09:46,620 взаимоотношения между мужчиной и женщиной, их эмоции, и все остальное. 113 00:09:46,620 --> 00:09:52,400 Итак. Давайте вернемся к сону урбано, или сону хабанеро. 114 00:09:52,400 --> 00:09:58,340 Как мы уже говорили чуть ранее, деревенский сон, 115 00:09:58,340 --> 00:10:07,370 изначально более простой, был усложнен в городе такими фигурами, как пасео и седасо, 116 00:10:07,370 --> 00:10:10,800 которая есть ни что иное, как поворот в паре. 117 00:10:10,800 --> 00:10:18,570 Они добавляются в городской сон или в сон хабанеро 118 00:10:19,080 --> 00:10:23,420 Сон является очень важным, так как мы узнаем из следующей лекции, 119 00:10:23,420 --> 00:10:28,570 по моему личному мнению, он стал основой 120 00:10:28,570 --> 00:10:33,600 для новых танцев, возникших в Гаване, каким, например, является касино. 121 00:10:33,600 --> 00:10:37,140 Основой касино, по моему мнению, является сон. 122 00:10:37,140 --> 00:10:41,220 Есть влияние и ча-ча-ча и, возможно, других танцев, но 123 00:10:41,220 --> 00:10:45,540 главным образом основой является сон хабанеро или городской сон. 124 00:10:45,910 --> 00:10:50,400 Давайте посмотрим, как сон по-прежнему сохраняет свои традиции – 125 00:10:50,400 --> 00:10:57,000 мы видим пару детей, которые исполняют одну из фигур сона, 126 00:10:57,000 --> 00:11:01,110 которая называется «Покрути девушку», 127 00:11:01,110 --> 00:11:04,850 в данном случае, девочку - они оба дети. 128 00:11:05,370 --> 00:11:09,510 И, наконец, фигура, уже больше акробатическая. 129 00:11:09,510 --> 00:11:15,850 Акробатические фигуры появляются, когда сон становится сценическим. 130 00:11:15,850 --> 00:11:24,080 Некоторые септеты начала XX века имели в составе пару, 131 00:11:24,080 --> 00:11:27,680 которая исполняла сон, показывала, как он танцуется. 132 00:11:27,680 --> 00:11:32,280 И для сценических выступлений начали создаваться 133 00:11:32,280 --> 00:11:38,340 акробатические фигуры, как те, что мы здесь видим, когда мужчина опускается вниз, 134 00:11:38,340 --> 00:11:45,280 а девушка, держа его за руку, идет вокруг него и крутит. 135 00:11:45,280 --> 00:11:47,970 Это для сценических выступлений, 136 00:11:47,970 --> 00:11:52,710 потому что сон, который обычно танцуют на праздниках, 137 00:11:52,710 --> 00:11:56,140 не содержит таких элементов. 138 00:11:56,140 --> 00:12:05,340 Однако это и ему подобные движения сильно обогатили хореографию и фигуры сона. 139 00:12:16,650 --> 00:12:23,770 Перевод: Зайцева Алла, 30 октября 2017 Субтитры и монтаж: Капранов Марат. Проект "Сальса по-русски" (salsainrussian.ru)