Часть 2. Возникновение Руэды де касино

oblozhka-dlya-spr.jpg

В руэде де касино следует разделять структуру и шаги. Структура, главным образом, сформировалась из танцев, имеющих круговую хореографию, таких как: контраданс, испанские танцы, креольский контраданс. Источниками для танца послужили сон, дансон, ча-ча-ча, мамбо, джаз и рок-н-ролл. Аналогичную историю происхождения имеют хореографии танцев Пятнадцатилетия1

Ниже представлены наиболее вероятные источники происхождения касино и руэды де касино, с приведенными для каждого из них доказательствами происхождения наиболее обсуждаемых из всех возможных движений или фигур. Это:

  • Контраданс и испанские танцы;
  • Праздники Пятнадцатилетия;
  • Танцевальные игры;
  • Городские и салонные танцы 1950-х годов.

Контраданс и испанские танцы

На этапе возникновения танца касино большинство клубов были преимущественно европейскими или северо-американскими, было много испанских сообществ, сильных своими традициями. Многие их танцы танцевались в кругу, и некоторые их фигуры использовались в руэде де касино. С недавних пор мы можем увидеть в Канарском сообществе Кубы (Sociedad Canariа de Cuba) один танец, который возник несколько веков назад, имевший, помимо всего прочего, круговую хореографию, где присутствовали классические фигуры руэды де касино: «Cásate» («женись»), «Cadeneta» («цепочка»), «Por dento y por fuera» («внутрь и наружу») и другие. Конечно же, в другом ритме и темпе.

С незапамятных времен существует множество примеров круговых танцев. В традициях аборигенов почти всех широт присутствуют танцы вокруг костра. Кроме того, круговая форма танца могла преобразовываться в квадрат, в два ряда, в спираль, в змейку, прямую линию, звездочку, и таким образом изменялись и придумывались формы. Танцоры могли выстраиваться рядом друг с другом, следовать один за другим, касаться друг друга или нет. Могли быть разнополыми и нет, контакты могли осуществляться различными способами: можно было держаться за руки, за талию или плечи, за пояс или переплетая руки.

Парные танцы могли принимать разные формы, например, кадриль, известный танец с квадратной хореографией и обязательной сменой партнеров. В каких-то танцах партнеры в парах не менялись. Иногда образование пар в группе происходило внутри уже установленной схемы, чаще — круга или квадрата. Хореография могла меняться множество раз в течение танца; пары могли продвигаться по кругу и переплетаться с другими парами, образуя крест или звездочку, с тем, чтобы потом перестроиться обратно в круг или в несколько концентрических кругов. В других танцах связь между парами была минимальной, как это происходит в некоторых современных танцах.

Контраданс отличался быстрым темпом танца, бинарным ритмом и представлял собой несколько секций из восьми повторяющихся компáсов. Свое происхождение он ведет из «country dances» Великобритании. Своей максимальной популярности он достиг в Европе в конце XVIII века. На Кубе контраданс танцевали более века. Говорят, что круг, который, возможно, является наиболее известной формой, способствует объединению и воспитанию чувства сплоченности у танцующих в нем людей. В действительности же, помимо всего вышесказанного, эта фигура занимает меньше всего места: все друг друга видят и согласны на то, чтобы их видели.

Мнения различны, но многое указывает на то, что европейский контраданс, однажды прибыв на Кубу, под влиянием врожденной кубинской креативности переродился в так называемый креольский контраданс. Из последнего произошли всем известные дансон и наш сон.

Праздники пятнадцатилетия

Изначально, в давние времена, в различных странах мира существовала форма представления девушек обществу, в котором они живут. Вследствие этих обычаев, дававших возможность для вывода в свет готовых к заключению брака девушек, была приобретена на Кубе традиция организовывать праздники в честь исполнения пятнадцати лет, которая сохранилась до наших дней.

В эти знаменитые Дни рождения в 50-х годах и ранее было правило, по которому прежде, чем начать праздник, чествуемая девушка танцевала под соответствующее музыкальное произведение. Остальная молодежь из числа приглашенных тоже танцевала, но виновница торжества всегда выделялась среди них. Сначала праздник начинался испанскими, европейскими танцами, креольским контрадансом, и по мере того, как появлялись новые музыкальные жанры, они стали заменяться на более современные. В этих танцевальных постановках 50-х — 60-х годов танцевали вальс и дансон, но от случая к случаю можно было видеть танцы, поставленные под музыку популярных композиторов других жанров, как это было в случае с Гленом Миллером и «In The Mood», а также под джаз, рок, и так далее.

Обыкновенно эти праздники проводили в частных клубах, членство в которых было избирательным. Были клубы исключительно для людей с черной кожей, со смешанной кожей, для белых, для представителей рабочего класса, для более или менее богатых людей, для представителей различных этносов, и тому подобное. Общественное и расовое разделение в ту пору было необычайно широким. Танцы организовывались в силу разных причин: под традиционные праздники, еженедельные городские танцы, но одним из самых ожидаемых молодежью праздников было (и является) празднование Пятнадцатилетия.

Обычно к участию в постановке приглашались 15 танцующих пар, представленных парами четырнадцатилетних подростков, и одной пары пятнадцатилетних с виновницей торжества. Этот танец практически всегда исполнялся в две линии по семь пар каждая, а пара с чествуемой девушкой танцевала между этими линиями. Потом линии объединялись в танцевальный круг. Иногда пара именинницы начинала танцевать первой или, наоборот, в завершение — есть много вариантов исполнения этого танца, и не всегда было именно 15 пар. Когда они объединялись в круг, пара гостеприимной хозяйки танцевала в центре, и остальные пары танцевали вокруг нее. Вполне очевидно, что эта хореографическая структура ведет свое происхождение из контраданса и древних этнических танцев.

Некоторые из молодых хореографов тех лет давали названия многим фигурам для того, чтобы облегчить понимание, куда двигаться танцорам, которые далеко не всегда были одними и теми же.

Помню, как однажды, в 1959 году, Майда Аргуэлес, моя подруга и соседка, пригласила меня к себе вместе с группой студентов бывшей Высшей Школы для того, чтобы показать новую форму танца, который сформировался в ее клубе. Они со всей семьей были членами клуба «Спортивное казино Гаваны». В то время увидеть изначальную руэду де касино было уже привычным делом, так как она была сходной с фигурами дансона, использовавшимися в танцевальных постановках для праздников Пятнадцатилетия, однако то, что мы увидели, было чем-то спонтанным, а не постановочным.

Зачастую по окончании церемонии, в момент представления своих танцевальных композиций и начала общего танца, многие молодые люди продолжали исполнять фрагменты этих хореографий. Это было и развлечение, и, в свою очередь, добавляло самоуважения ввиду того, что там присутствовали те, на кого нам хотелось произвести впечатление. Естественно, когда начинались всеобщие развлечения, делать две шеренги по семь пар в каждой было очень обременительно, ведь в зале находились и другие танцующие люди. Гораздо проще было сделать круг. В кругу могло находиться 14 или иное количество пар. Попросту говоря, это было обособленное место, которое позволяло танцорам исполнять свои танцевальные композиции и давать команды, какую фигуру исполнять. Число этих неформальных композиций, которые задумывались в форме круга и с движениями дансона, увеличивалось с течением времени, и они оформлялись в повторяющиеся танцевальные движения.

Если вспомнить фигуры и движения, которые обычно использовались в первых руэдах де касино конца 50-х — начала 60-х годов, мы увидим, что первой фигурой была «Ir al medio» («иди в середину»), второй — «Ir arriba» («иди вперед»), и третьей — «Ir abajo» («иди назад»). В хореографиях дансона на Пятнадцатилетиях это были первые движения, которые делали еще в две шеренги по семь пар в каждой или выстраиваясь в круг. Эти три движения или фигуры были изначальными. Необходимо отметить, что танцоры-основатели начинали свои руэды именно с этих трех фигур, и так продолжается и по сей день. Кто-то напомнил нам о производных фигурах, которые использовались в танцевальных композициях и затем в руэдах: во время фигуры «Иди вперед» произносилось «Ищи ее впереди» («Busca a la de arriba»), и мужчины, проходя под рукой своей партнерши, продвигались немного вперед и продолжали уже с другой девушкой, которая стояла чуть дальше по кругу.

Во многих местах после праздников танцевали некоторые фигуры из танцевальных композиций Пятнадцатилетия, из-за чего некоторые утверждали, что видели исполнение руэд в других местах, а не только в «Спортивном казино Гаваны». Однако танец непосредственно как «руэда де касино» сформировался именно в «Спортивном казино Гаваны» в конце 1957 года, откуда и пошло его название.

Период с 1959 по 1960 год — время, когда руэда уже танцевалась в разных местах и начала называться «руэда де касино» по названию того места, где сформировалась.

Руэды в силу своего происхождения имели единую форму, однако позже формы стали различаться. Например, была создана руэда в форме звезды, где пары вытягивали руки и сцепляли их в центре круга. Это не получило широкого распространения, потому что число танцоров, которые так могли стоять в кругу взявшись за руки, было ограничено. Всем понятно, что из ничего ничто и не возникнет, а остается всегда то, что более практично и интересно. Такие классические фигуры, как «Cadeneta», «Cásate», смены пар и прочие движения использовались в дансе и контрадансе.

На этапе становления можно выделить несколько циклов формирования танца касино и руэды де касино:

  • Период до 1959 года
  • Между 1959 и 1961 годами
  • С 1961 по 1964 год
  • После 1964 года.

Период до 1959 года. В это время начался процесс формирования руэды. В этом процессе было задействовано большое количество молодых людей, принимавших участие в танцевальных постановках дансона на праздниках Пятнадцатилетия, но одни больше склонялись к постановочным танцам, а другие, в основном, из «Спортивного казино Гаваны», начали развивать спонтанную форму танца, в которой фигуры объявлялись случайным образом.

Между 1959 и 1961 годами. В это время руэда уже была более или менее сформирована из движений, взятых из дансона и других танцев, использовавшихся в танцевальных постановках для Пятнадцатилетий.

С 1961 по 1964 год. Фигуры руэды полпонились фигурами из других популярных танцев. Началось развитие фигур, особенно парных. Танец касино, как производная руэды, стал более узнаваемым.

После 1964 года. Он распространился на всю территорию Кубы и по всему миру. В это время, по характерным движениям нас начали идентифицировать как «касинерос». Многие танцоры, активно участвовавшие в каждом из упомянутых выше циклов, перечислены в перечне Основателей в Приложении, в конце книги.

Сотни людей танцевали движения дансона в танцевальных постановках Пятнадцатилетий, используя таким же образом движение «Dile que no». Были и те, кто танцевал в первых руэдах с очень похожими структурами и движениями. По словам некоторых танцоров, эта дилемма была решена довольно легко в результате введения очень сложной для многих фигуры. И вот, начиная с определенного момента, считалось, что человек не танцевал касино, если не выполнял фигуру «Derecha e izquierda» («Вправо и влево»). Она стала отличительной чертой, поскольку большинство хореографов2 не использовало эту сложную фигуру ввиду ее трудности для изучения.

Еще одним существенным отличием от хореографических постановок были спонтанность и креативность в объявлении команд человеком, управлявшим руэдой; исполнение команд должно было быть мгновенным, без какой-либо подготовки, в отличие от танцевальных постановок, которые месяцами репетировались под жёстким контролем.

То, что танцевали в интервале времени между танцевальными постановками дансона для праздников Пятнадцатилетия и собственно руэдами, мы называем «ранней руэдой». Среди первых руководителей ранних руэд де касино особо выделялись Бебо «Блондин» (el Rubio) и Маноло Карвайал. С ними в руэдах участвовали: Каридад де ла Крус, Армандо Хэска, Каридад «Кача», Карлос Хорхе Кастельянос, Карлос Риккити, Клара «Рыжая Кларочка», Эдуардо Галехо, Эльза Марискаль Монсанто, Росарио Льермо, Энрике «Кеке», Гонсало Карбальо, Эрмино «Мандрейк», Леонор, Лидия, Маноло Пернас, Мария Элена, Нури, Педрито «Рок-н-ролл» и Роберто «Хриплый».

Танцевальные игры

Когда мы были детьми, была такая игра, которая называлась «То, что делает капитан». Она заключалась в том, что один из ребят начинал делать какие-то движения: ходил, прыгал, танцевал, приветствовал и тому подобное, а остальные должны были повторять за ним. Некоторые мне говорили, что руэда де касино сформировалась из этой игры, и это вполне вероятно. Но нет явных признаков, определяющих, что фигуры сформировались из этой игры, или что движения игр повлияли на руэду де касино, как, например, танец с мётлами и прочие подобные, которые тоже представляют собой старые игры, в которые мы играли во время праздников.

В игре, где используют стулья, вокруг них танцуют до тех пор, пока не останется один стул и один игрок. Возможно, эта игра могла стать прототипом фигуры руэды «Фото». Она так же заставляет замереть в определенном положении, и эти игры тоже танцевались по кругу. Ещё довольно часто танцуют в круг, меняя пары друг с другом, что является одним из возможных влияний на формирование руэды де касино. Но, хотя и всё возможно и мы не исключаем никаких версий, озвученных опрошенными людьми, в этих играх никогда не присутствовали жесты.

Городские и великосветские танцы 50-х годов

Мы с супругой родились в Гаване, однако в силу таких причин, как кампания «Альфабетизация» в 1961, работы на селе и других, мы много раз посещали районы, где зародился сон. Эти горные районы характеризуются единством трех ветвей происхождения: испанской, африканской и индейской. Индейцы, хотя и не часто упоминаются, имели довольно большие поселения в этих горах. В настоящее время на Кубе мы все равны, однако в те времена было не так. Поэтому, хотя и известно, что сон имеет в большей степени испанское и африканское происхождение, нельзя исключать влияние индейцев. Еще до прибытия испанцев на Кубу, индейцы использовали мараки, гуиро, флейту и барабаны различных форм и видов.

Когда что-то исследуется, очень сложно добраться до истины. И тем не менее, есть аспекты, на которые мы хотим указать, поскольку в нашем случае они являются ответами на многие вопросы. Согласно ответам, которые мы получили, сон был придуман в восточных предгорьях группой уличных музыкантов. Был ли он создан за много или мало лет — неизвестно, но известно, что оттуда пришла песня «Son de la loma» («Сон с предгорий»), которую узнали от певцов из восточных предгорий.

Las Canciones de Cuba
Son De La Loma
Las Canciones de Cuba Son De La Loma

Если мы рассмотрим каждую из стран Латинской Америки, чьи танцы сохранились до наших дней, мы будем удивлены тем, что имея африканское, а также европейское и индейское происхождение, музыка и танцы значительно изменяются в зависимости от страны или области, где они возникли. Например, на Кубе, в маленькой стране, конга восточной провинции отличается от конги западной провинции. Переходя из одной страны в другую, танцы значительно видоизменяются.

Однажды мы познакомились с одной североамериканской парой, победившей в конкурсе по ча-ча-ча в Соединенных Штатах. Так вот, движения, которые они использовали, были весьма далеки от того, что в действительности танцуется на Кубе, стране, где был рожден и этот ритм, и этот вид танца. В качестве примера можно привести различия в традиционных танцах разных регионов Мексики, несмотря на родство их происхождения.

Хорошо известно, что все формы танца имели источником происхождения и своего начала в своей оригинальной форме желание человека, осознанно или нет, выразить чувства, возникшие под влиянием понравившейся ему музыки. Из этого гармоничного созидания появляются все танцы, с тех пор, как еще животные стали сопровождать танцами свои ухаживания в брачный период. Однако животные, подчиняясь неизменным законам генетики, не меняли форму своих танцев, и на протяжении тысяч и сотен тысяч лет танцуют всё так же. Созидательный по своей природе человек имеет возможность изменять всё. Эти изменения включают в себя и форму танца, что демонстрируется на протяжении многих веков.

С античных времен, когда возникала новая форма танца, она всегда имела свои истоки в предшествующей танцевальной форме и обзаводилась новыми творческими гранями, привносимыми в нее самим человеком. Тем не менее, для человека, всегда танцующего под определенную музыку заранее поставленные движения, довольно трудно что-то изменить и научиться танцевать под музыку иного типа, не имеющую базы в танце, который он уже знает. Это составляет парадигму человека, так как он должен быть креативным, чтобы уметь выйти из заданных ему творческих рамок.

Основываясь на мнении некоторых авторов, специалистов, танцоров и нашем собственном, мы составили представленную далее таблицу. Она показывает салонные танцы в разрезе их влияния на танец касино.

Этими танцами являются:

Вид танцаПроисхождениеВозможное время возникновения или значимости
ВальсЦентральная Европа1800
ДжазГлавным образом, афроамериканское в сочетании с популярной и классической европейской музыкой1910
ДансонКонтраданс и cinquilloконец XVII в.
СонАфриканское, испанское и индейское. Сон включает в себя все кубинские корни. Танцевался в многообразных формах.конец XVIII в.
РумбаАфро-кубинский фольклорОколо 1930
КонгаАфро-кубинский фольклорОколо 1940
Рок-н-роллБерет начало во многих направлениях, однако его танец очень похож на то, что известно как «джаз».Актуально с 1955 по 1958
МамбоКубинский ритм, имеющий корни в латиноамериканской музыке и джазе50-е годы
Ча-ча-чаСуществует много мнений по поводу происхождения этого танца. Одни утверждают, что он вышел из дансона, другие, что из мамбо, третьи, что из сона.50-е годы
БолероПредставляет собой кубинскую сентиментальность, выраженную в вокальной музыке.конец XVIII в.

Таблица 1. Светские танцы, которые имели возможное влияние на формирование танца «касино».

Есть страны, в которых веками не менялась форма танцев. На Кубе же изменения формы и стилей танцев происходят постоянно. Бразилия знаменита своей самбой, Франция — балетом, Колумбия — хоть это и не оригинальный для нее жанр — кумбией, Доминиканская Республика — меренге, Аргентина — танго, фламенко характеризует Испанию, и так далее и тому подобное. Куба знаменита различными видами танцев, в числе которых дансон, сон, мамбо, ча-ча-ча, конга, румба, и уже довольно продолжительное время она знаменита своим касино, который в других странах называют «сальса». Объяснением многообразия танцевальных форм служит наш опыт танцовщиков. В отличие от профессиональных танцоров, мы свободны, у нас нет ничего, что нас ограничивает, нет каких-то правил для движений или школ. Мы танцуем, как чувствуем, и изобретаем фигуры или копируем те, что нам понравились в других видах танцев. Мы не создавали никаких танцевальных техник, это просто наблюдение за другими и практический опыт на танцевальных вечеринках.

Танец появляется как что-то развлекательное, ритуальное или сценическое и выходит за эти рамки, может передавать эмоции, настроения или идеи. Служит различным социальным целям, но своим происхождением обязан непосредственно человеку. Он проявляется спонтанно, после чего уже теоретики и специалисты создают его технику. Таким образом появляются хореографы и профессиональные танцевальные труппы, подпитывающие себя идеями, взятыми из спонтанного саморазвития танцоров-любителей. Мы танцевали ча-ча-ча, мамбо, румбу, конгу, сон, дансон, джаз, рок-н-ролл и касино, что-то больше, что-то меньше, но всё — с одинаковой охотой. В конце 50-х годов и начале 60-х все эти направления были в моде.  Были и другие ритмы с разными формами танцевания, имевшие большое значение в те времена, как, например, пилон, мозамбик, денге, твист, боса нова, и прочие. Больше всего нам нравился касино, так как это был очень свободный парный танец, и его можно было танцевать под любую музыку. Ты мог использовать любые понравившиеся фигуры, пришедшие тебе в голову, и всё отлично получалось.

Возможно, это одна из тех характеристик, из-за которых касино и руэда де касино, родившись более пятидесяти лет назад, продолжает процветать, несмотря на все прогнозы. Эта танцевальная форма становится богаче, основательнее, также как достигший популярности элегантный и более плавный стиль городских (салонных) танцев, при этом не отворачиваясь от собственных глубоких фольклорных корней.

Ниже содержится краткая информация о наиболее известных популярных танцах, предшествовавших танцу касино и руэде де касино. Во время этого анализа мы руководствовались информацией, данной нам танцорами касино и других популярных танцев, различных специалистов и собственным опытом.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Сноски   [ + ]

1.Quince — праздник Пятнадцатилетия. Традиция чествования девушек, достигших пятнадцатилетнего возраста, пришла на Кубу (и в другие страны колониальной Америки) из Испании в те времена, когда считалось, что 15 лет — самый подходящий для замужества возраст. Сейчас кубинки могут выходить замуж только начиная с 18 лет, но праздник Пятнадцатилетия сохранился и является одним из наиболее важных и по сей день. Характерными для таких праздников были хореографические постановки, для которых специально нанимали хореографа. В постановке традиционно принимали участие 15 пар, они делались под популярную для каждого конкретного времени музыку того или иного жанра (прим. переводчика).
2.Имеются в виду постановщики танцевальных номеров на празднованиях Пятнадцатилетия.

Об авторе - Алла Зайцева

Алла Зайцева - энтузиаст кубинской музыкальной и танцевальной культуры. Долгое время проводила легендарные open-airы в Санкт-Петербурге (на Соляном). Преподаватель кубинского стиля танцевания. Превосходный филолог, знаток кубинской культуры. Ведет блог на mambotribe.ru