Часть 1. Историческая справка

oblozhka-dlya-spr.jpg

1.1 Квартал Спортивное казино и «Спортивное казино Гаваны» — клуб, расположенный на западе Гаваны

Многие путают квартал Спортивное казино и «Спортивное казино Гаваны», считая, что это одно и то же. На самом деле это два разных места, имеющих, впрочем, тесную связь. Если мы вернемся во времени к периоду между 1940 и 1950 годами, мы с огромным удивлением обнаружим, что первым был построен развлекательно-спортивный комплекс под названием «Спортивное казино», там, где сейчас находится квартал с одноименным названием. Этот комплекс в числе своих территорий и услуг имел крытый бассейн, корты для тенниса и пелоты1, стадионы для волейбола и баскетбола, залы для проведения развлечений и праздников, поле для верховой езды и поле для стрельбы по мишеням.

Это был первый комплекс для спорта и отдыха в районе современного муниципалитета Серро, но предназначен он был для отдыха людей определенного класса. До победы Революции спортивно-рекреационные комплексы находились в частной собственности, что сводило на нет их влияние на развитие спортивных достижений страны. То, что сейчас принадлежит нам, раньше было собственностью Альфредо Хорнедо, светлого мулата, который понимал всю тяжесть расовой дискриминации.

Говорят, Хорнедо хотел быть членом Гаванского яхт-клуба, где для того, чтобы быть принятым, нужно было пройти через систему голосования черными и белыми шарами, так называемые «выборы»2.  Хорнедо, даже будучи членом сената, получил черные шары, поэтому он решил открыть свой собственный клуб в глубине усадьбы Росалии Абреу, ныне — комплекс «Армада» муниципалитета Серро3.

Фото 1. В этом доме, расположенном на пересечении улиц Энтрада и Бенто, в квартале «Спортивное казино», был собственный офис Альфредо Хорнедо. Сейчас это частный дом.

Клуб был очень доходным, и Хорнедо решил открыть еще один объект, называемый «Спортивное казино Гаваны», расположенный рядом с морем, на углу Первой и Восьмой улиц в Мирамаре (см. фото 2). Спортивное казино, расположенное в Серро, стали называть Зимним, а спортивное казино в Мирамаре – Летним. Так начался период двух клубов с одним названием.

Для удобства членов клуба в Зимнем спортивном казино были созданы подъездные пути для транспорта. Тем не менее, в стране вечного лета более предпочтительным стало Летнее спортивное казино на берегу моря, и Хорнедо, как бизнесмен, расширил и обустроил территории спортивного казино муниципалитета Серро, создав там жилой квартал, который назвал «Спортивное казино».

Этот жилой квартал был задуман с намерением создать эксклюзивное пространство для друзей по Либеральной Партии. Работой руководил инженер Кристобаль Диегес, совладелец газет «Эксельсиор» и «Эль Паис», которые тоже принадлежали Хорнедо. В наши дни квартал Спортивное казино ценится благодаря окружающим его пятидесяти яблоням, посаженным от Двадцатой до Одиннадцатой улицы и от Авенида-де-Эсте до Авенида-де-Камагуэй. Как можно заметить на карте (см. фото 3), он окружен кварталами Марти, Санта Каталина и Ла Вибора. Сегодня квартал Спортивное казино переименован в квартал Антонио Масео, однако люди продолжают называть его Спортивным казино.

После победы Революции частная собственность стала передаваться в руки трудящихся с соблюдением всех юридических формальностей. Согласно этой процедуре, Министерство труда 15 мая 1961 года отдало распоряжение об общественной собственности, с целью увеличения роста популярности культуры и спорта в народе, и чтобы предоставить возможность приобщиться к ним любому человеку, невзирая на расу, пол и социальное положение. Так появились «Общественные кружки трудящихся».

Фото 2. Прежнее «Спортивное казино Гаваны», сейчас Общественный клуб Кристино Наранхо, расположенный на углу Первой и Восьмой улиц в Миримаре

Уже с победой Революции в 1959 году молодежь «Спортивного казино Гаваны» создала компарсу «Los Guaracheros de 26», и в 1960 компарсу «Cuba y la Libertad».

Это было историческое событие кубинского общества, объективное начало ликвидации межрасовых барьеров, и молодые люди различных социальных групп получили возможность обмениваться своими идеями, культурными обычаями и мыслями. Кампания «Альфабетизация»4 и, позднее, студенческие комплексы различных кубинских университетов стали главной движущей силой этих изменений.

Фото 3. Карта современного квартала Спортивное Казино, расположенного в Серро. В очерченной белыми линиями зоне находилось место, где был первый клуб Спортивного Казино Гаваны

фото 4. Компарса «Los Guaracheros del 26» в 1960 году5

1.2 Танцевальные стили сона в конце 50-х — начале 60-х годов XX века

В конце 1950-х годов кубинское общество было неоднородным. С одной стороны, были потомки испанцев, которые, в свою очередь, являлись смешением различных национальностей. С другой стороны, это были потомки африканцев, прибывших на Кубу из разных областей Африки, те, кто представляют сегодня вместе с потомками испанцев две наши самые главные национальные культуры.

В этот список следует добавить коренных индейцев, еще остававшихся в резервациях в восточных горах, преимущественно в современной провинции Гранма. А также прибывших и обосновавшихся на Кубе арабов и китайцев, которые тоже внесли свой вклад в разнообразие культуры.

Кроме того, существовали и другие обособленные этнические общества, которые, по разным причинам, эмигрировали на Кубу из других мест, таких как Соединенные Штаты, Италия, Карибские острова, Япония, Франция, Германия, Англия и другие.

Африканское население с момента своего формирования на Кубе демонстрировало отменное чувство ритма, доставшееся им от предков. Вместе с тем, многие испанцы также были довольно музыкальны, в силу разнообразия собственного народа. Только одна этническая группа из Испании не была таковой, и когда мы играли и танцевали румбу, и кто-то, играя на барабане, сбивался с ритма, мы в шутку говорили нарушителю: «галисиец, оставь барабан!»

В настоящее время во всех нас есть немного от конго, карабали, европейцев, арабов, китайцев и других национальностей, включая многочисленных потомков жителей Западной Европы. Демонстрацией этого являются цвета кожи и характерные особенности нашей молодежи и танца касино. Без тени сомнения, все мы — кубинцы, хоть наши дети и внуки рождаются очень разными.

В 1950-х годах танцевали сон, дансон, мамбо, ча-ча-ча, румбу и другие танцы, каждый из которых имел свой собственный музыкальный жанр. И был касино, который собрал многие танцы воедино. Некоторые модные танцы просуществовали очень недолго, как например, денге, мозамбик, пилон, кариока и прочие. А другие, как конга и румба, со временем распространились и популярны и в наши дни. Необходимо помнить, что нужно проводить разделение между музыкой и танцем. Может статься, и так и есть, что существуют музыкальные стили, имеющие танцевальную форму. Но есть танцевальные стили, как в случае с касино, движения которых приспособлены ко многим музыкальным жанрам.

Ча-ча-ча — это и музыка, и собственная танцевальная форма. Мамбо — точно так же. Конга и румба имеют специфичную танцевальную форму. Но касино создавался, чтобы танцевать под разные ритмы, он возник не под какую-то определенную музыку, а был рожден внутри различных музыкальных жанров.

Под музыку, называемую «сальса», являющейся продолжением развития, если не тем же самым, что и сон, можно танцевать как в таком же стиле, так и в других. Танцевальная форма жанра может сохраняться, но ее будут гораздо дольше использовать, если этот стиль можно будет танцевать под различные музыкальные жанры. Сон исполнялся в разных формах, однако дансон, который появился примерно в то же время, сохранял свою танцевальную форму без каких-либо существенных изменений, по крайней мере, на Кубе. И хотя сон имел разные варианты исполнения, он танцевался и сохранялся в течение десятков лет. Сон — это один из музыкальных жанров, который имеет бесспорное кубинское происхождение во всех своих проявлениях. Он стал нашей национальной музыкой и исполняется во всем современном мире. Некоторые люди в других странах ошибаются относительно происхождения сона, называя его «сальсой», говоря и веря, что он сформировался в Соединенных Штатах или в странах Латинской Америки.

В конце 50-х годов и в начале 60-х каждая группа, каждое сообщество, каждый клуб в различных областях страны имели свои собственные различия в танцевальной манере исполнения сона. Такие специфичные танцы, как ча-ча-ча и дансон, сохраняли первичную форму и стиль, но сон среди них выделялся как относящийся к разным культурам. С возникновением касино он стал более однородным, и в числе множества молодых людей мы с удовольствием танцевали его как на частных вечеринках, так и на общественных танцевальных площадках.

Начиная с 1959 года, когда проводилась «Альфабетизация», кампания по сбору кофе и назначение студенческих стипендий, мы перемешались с жителями деревень, с молодежью из других городов, областей и провинций, благодаря чему узнали, что есть множество стилей, как танцевать сон. Их можно классифицировать по трем основным типам: деревенский сон, тот, что танцевали городские жители победнее и тот, который танцевали представители высшего света в Клубах. Сон, который танцевали в высшем свете, отличался движениями от того танца, что танцевали бедняки, танец которых, в свою очередь, имел различия с танцами деревенских жителей.

Деревенский сон танцевался с использованием довольно резких движений плеч «вверх-вниз». В результате чего многие люди, включая самих деревенских жителей, говорили, что танцевать сон — это как воду из колодца доставать. Потому что когда достаешь воду из колодца, плечи именно так и двигаются.

Существовали различные традиционные деревенские танцы, как, например, сапатео, но эти танцы практически без следа исчезли, и сейчас их можно увидеть только на сцене.

В те времена были люди, утверждавшие, будто сон придуман деревенскими жителями для танцевания в городе. Сон танцевали в разных провинциях по-разному, на востоке страны его танцевали не так, как на западе, и даже внутри одной провинции могли быть районы с разными вариантами танца.

Народный городской сон танцевали в различных сообществах представителей менее обеспеченных слоев населения. Он характеризовался раскачивающимися движениями. Как правило, шагали в ином ритме, нежели танцоры привилегированного сословия в Клубах и Сообществах. В те времена представителям высшего света танцы горожан представлялись вульгарными и посредственными. Многие из них не принимали участия в танцах на народных праздниках, считая это низким и не достойным себя. На самом деле, в начале 60-х годов мы танцевали сон так, как его танцевали городские жители, и нам всегда говорили, что это изящный и красивый танец. Конечно же, это ни в какое сравнение не идет с современными танцами, как, например, реггетон — танец несколько провокационный благодаря специфичным движениям таза. Возможно, лет через двадцать, реггетон тоже будут считать утонченным танцем, и появятся танцы еще более смелые. Городской сон содержал различные движения, распространявшиеся среди танцоров, он танцевался контратьемпо и был более популярен на Кубе в конце 50-х – начале 60-х годов. Сегодня, когда видят танцующую так пару, их классифицируют как танцующих сон.

Сон, который танцевала аристократия в Клубах и Сообществах, включал в себя разнообразные движения, которые, казалось бы, соответствовали таким же в городском соне, но при этом сохранялись элегантность и стиль дансона, соответствующие Клубу, в котором они танцевали. Мы знакомы и согласны с мнением выдающихся танцоров 1950-х и 1960-х годов, считающих, что несмотря на то, что клубные стили содержали много фигур, похожих на касино, они все же являются чем-то иным, так как какие-то движения и, прежде всего, повороты существовали и раньше, но танцевались вне ритма.

Танцевальные фигуры стиля касино уже существовали, но без специальных названий и с другими характеристиками или движениями. Важно отметить, что в клубах были склонны танцевать с элегантностью дансона, но с непринужденностью сона. В местах, где собирались потомки испанцев, как, например, «Испанское казино», было заметно влияние испанских танцев, а в других местах, таких как «Комодоро» или «Гаванский яхт-клуб», имелся отпечаток северо-американских танцев.

Нужно помнить, что городские танцы обогащались заимствованными от разных танцоров движениями, на которые влияли наиболее заметные стили танцев. Джаз в те времена танцевался преимущественно людьми с черным цветом кожи, а в «Спортивное казино Гаваны» допускались только белые. Однако следует заметить, что все без исключения этнические группы наблюдали, как танцевали представители других групп, и копировали их движения, и точно также происходило в среде посетителей клубов. В большинстве клубных заведений танцевался, главным образом, дансон, с добавлеием некоторых фигур из сона, выполняемых в закрытой и полузакрытой позиции.

Танец касино — это элегантное исполнение, специфические движения и ряд фигур, имеющих определенное название. Вдобавок, в касино есть ключевая, характеризующая его фигура — «Izquierda» («влево»). В конце 50-х — начале 60-х годов те, кто не умел толком вращаться влево, не могли считаться танцорами касино. Большинство посетителей «Спортивного казино Гаваны» были представителями среднего класса, многие из которых даже не танцевали. Танцорами была лишь небольшая группа молодежи, которые, танцуя на других мероприятиях (на празднике Пятнадцатилетия) или в других компаниях, распространяла этот танцевальный стиль. Если обратить внимание на базовые повороты и фигуры касино, то можно отметить, что они делаются с прямой спиной, элегантно и очень похоже на манеру танцевания дансона.

В дансоне пары не разъединялись; джаз и рок-н-ролл были танцами с большим количеством движений, но их ритм не подходил для кубинской музыки. Танец ча-ча-ча был ограничен ритмом «ча-ча-ча — раз — два», что предполагало использование не очень быстрых ритмов, поскольку важно было сделать 10 шагов на 8 счетов. Сон в городском народном стиле танцевался контратьемпо, и его исполнение ограничивалось раскачивающимися движениями с небольшим количеством фигур. Касино естественным образом вобрало в себя сильные стороны существующих танцев — это является одной из причин того, почему он сохраняется и в наши дни.

Все стили исполнения сона — великосветский, городской и деревенский — начали ослабевать к середине 60-х годов. Этому способствовало прекращение деления общества на классовые и расовые группы, развитие межклассового общения в среде молодежи и революционные программы, о которых мы говорили ранее. По ранее озвученным причинам (включая и те, о которых мы расскажем дальше) и в силу исключительных условий, танец касино продолжает распространяться и развиваться, при этом сохраняя свою форму, несмотря на то, что включил в себя наиболее характерные движения всех предшествующих стилей.

Далее:  Часть 2. Возникновение Руэды де касино
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Сноски   [ + ]

1.Pelota vasca — национальный баскский вид спорта, прообраз современного сквоша (прим. переводчика).
2.Эта система использовалась для принятия или отклонения кандидатур новых членов. Кандидаты отклонялись если набирали большее количество черных шариков, чем белых, в отличие от других организаций, как например, Масонская Ложа, где кандидаты отклонялись при наличии хотя бы одного черного шара.
3.Фирменным напитком клуба был знаменитый коктейль «Куба Либре» («Свободная Куба»), однако в 1950 году он назывался «Матрака» (трещотка) или «Матракита», что было отсылкой к противоречивым заявлениям правительства того времени до 1959 года. Этот напиток делался на основе белого рома «Бакарди» и колы.
4.La Campaña Alfabetazación — государственная программа ликвидации безграмотности на Кубе.
5.В компарсе «Los Guaracheros del 26», одна из танцовщиц касино, танцующих во время карнавала по гаванскому малекону, зацепилась за кусок проволоки, торчащей из карнавальной платформы, и порвала одежду. Так она и шла, не заметив, что сзади на ней осталось только нижнее белье. Позади нее собралась такая огромная толпа любопытствующих танцоров, что началась давка. Это продолжалось до тех пор, пока танцовщица не отметила сей факт и не прикрылась.

Об авторе - Алла Зайцева

Алла Зайцева - энтузиаст кубинской музыкальной и танцевальной культуры. Долгое время проводила легендарные open-airы в Санкт-Петербурге (на Соляном). Преподаватель кубинского стиля танцевания. Превосходный филолог, знаток кубинской культуры. Ведет блог на mambotribe.ru