Про мотивацию, особенности обучения взрослых и кто проходит «барьер»

Как-то так складывается, что когда мы говорим про занятия танцами или музыкой для взрослых, часто речь идет о том, что люди вроде бы решили этим заняться и учиться этому, но вот как-то не удается делать это регулярно.

А еще такой интересный вопрос – мотивация к занятиям, регулярно всплывает в моей френдленте и в разговорах. О «смысле» во всех этих занятиях. Причем, как правило, это звучит так, что все мы, пришедшие во взрослом возрасте к танцам, ищем то самое мифическое «удовольствие». Конечно, с одной стороны, это так, а с другой, на мой предвзятый взгляд, это не совсем корректное слово, которым стоит описывать какие-то свои занятия – музыкой ли, танцами ли.

Попробую объяснить. Порой кажется, что у слова «удовольствие» есть такой оттенок, на котором паразитирует целый пласт школ, преподавателей и тусовок, что это некоторое действо, при котором мозг особенно-то не занят, пот не сходит, и вообще… Но ведь для танцев это не так!

Если же говорить об удовольствии как о неком достижении чего-то, в том числе и в результате преодоления себя и упорного труда – тогда да, это слово вполне применимо. Удовольствие в наших занятиях и наша мотивация живет внутри нас, потому что занятия и отношение к ним исходит изнутри.

Самый частый аргумент, который я слышу:

Чтобы серьезно относиться к занятиям (имеется ввиду, чтобы напрягаться имело смысл), этим надо заниматься с детства.

И тогда же говорят про ограничения, которые стоят перед ними в виде естественных способностей. Ну комон, ребятки! Даже если нам уже далеко не 10 лет, и мы посмотрим на среднюю продолжительность жизни в мегаполисе, то у нас остается лет 30-40-50 лет на совершенствование себя. Неплохо ведь, а? Вопрос ведь не в желании быть профессионалом и начать зарабатывать на жизнь выступлениями. Вроде таких особо и нет. Дело же в том, чтобы сразу скинуть практически до нуля требования к себе и к процессу обучения.

И все это выливается в “барьер”, за которым живут хорошие танцоры. Преодоление новичком начальной боли по настройке себя – своего мозга и тела – на то, что надо учиться, а не просто получать «удовольствие».

Зы, построение по кирпичам – вообще самый универсальный метод в жизни. Прежде чем начать летать, надо научиться ползать. Прежде чем кинуться выражать музыку – научиться не падать на базовых элементах. Я не хочу сказать, что техника обязательно отрабатывается отдельно от музыкальности, я только про то, какие цели должны стоять в приоритете. И про самый стимулирующий принцип – про ощущение прогресса. Игнорирование небольших успехов -это расстройство, потеря терпения, блокировка своего движения.

А чего хотят взрослые от танцев?

Давайте скажем честно. Просто многим ведь не хочется прилагать массу усилий, вычищать ошибки, двигаться постепенно (как и делают те самые, кто начинает в детстве), хочется чтобы оно как-то взяло и как-то сразу получилось, без отработки, без необходимости тратить много времени на занятия, без сложностей. Направленность сразу на продукт а не на процесс.

И именно это порождает тот самый вид преподавания – дать людям то, что они хотят, ведь все равно завтра бросят. В преподаватели попадают те, кто не умеет учить, кто не умеет давать базу, даже те, кто не умеет сам танцевать.

А потом на танцполе оказывается тот, кто считает, что овладел определенными навыками и готов идти дальше. Только вот их там нет. И, кстати, в этом смысле наиболее уязвимы те, кто когда-то куда то ходил, когда то что-то где то усвоил – что часто становится «свалявшейся мешаниной», через которую под силу пробраться только действительно хорошему преподавателю.

Показательное для меня сравнение про обучение танцам: его можно сравнить, например, с резьбой по дереву, когда ошибка в предыдущем слове будет стоить всей красоты картины. Поэтому приходится двигаться медленно, не спеша, потихоньку покрывая каждый слой лаком (или чем там? ), давая каждому слою время на то, чтобы застыть. При неряшливости технологии, скорее всего, придется все начинать сначала. Вот такие они – быстрые курсы для взрослых, «для кривулек» – не просто название в ироничном смысле

Но если это востребовано, то будут и курсы сальсы за 3 недели с нуля, или курсы экстрасенсов или что-то подобное.

И еще. По мне, если о чем то и жалеть, так не о том, когда начал, а о том, как мало качественного времени на что-то потратил.

Об авторе - Валерия Чернышова

Сальсера, тангера, автор записок о сальсе, за последний год приобретших популярность в сальса-сообществе. Член жюри Открытого Московского Кубка по сальсе. О себе: «Я - не преподающего типа, а обучающегося. Постоянно». https://vk.com/id3568590