Когда Mario Bauzá сошел с лодки, прибывшей из Гаваны в Нью-Йорк в 1930 году, он привез с собой кубинскую музыку, а также уважение и склонность к американскому джазу. Он был одной из ключевых фигур в интеграции этих музыкальных стилей. С тех пор его стали звать не иначе как «отец латиноамериканского джаза» — и это Mario Bauzá, который родился 28 апреля 1911 года.
У Марио был особый музыкальный талант, поэтому с раннего детства он обучался музыке, а в возрасте девяти лет уже был корнетистом в филармоническом оркестре Гаваны. Теперь за него взялся профессионал — маэстро Antonio Maria Romeu и его биг-бэнд «Charanga Francesa». Так, в 14 лет Марио пытался покорить Нью-Йорк. По возвращении на Кубу им «занялся» Lázaro Herrera, а также другие лучшие мастера-преподаватели игры трубы на острове.
В 1930 году — опять Нью-Йорк. В этом городе были новые знакомства, например с Antonio Machin. Они вместе создали «стопроцентный» хит под названием «El Manisero». Чик Уэбб учил молодого Марио динамике и уверенности в музыке, а также именно джазовой фразировке в игре на трубе.
В 1933 году Марио был нанят в качестве трубача и музыкального директора «Chick Webb Orchestra». В это время он познакомился с Диззи Гиллеспи (дружба двух джазменов получилась — длиною в жизнь). Марио «разбавил» исполняемую музыкантами музыку кубинскими мелодиями, добавив к ним молодого перкуссиониста Chano Pozo. Хотя Чано и был убит в драке год спустя, он оставил сильное впечатление на всех музыкантов и был соавтором композиций «Manteca» и «Tin Tin Deo».
В 1938 году в биг-бэнде «Cab Calloway Band» произошло слияние Bauzá-кубинского музыкального наследия и би-боп-культуры Гиллеспи — так появилась одна из форм латинского джаза.
В 1941 году Марио стал музыкальным директором «Machito» — афрокубинской группы, которую возглавлял его шурин Machito (Марио был женат на сестре Мачито — Эстеле). Группа выпустила свою первую запись для лейбла «Decca» в 1941 году. А в 1942 году Марио открыл новое имя — Тито Пуэнте (vk.com/wall-43 416 763_2011). Группа «Machito Afro-Cubans» начиналась с таких пьес, как «Cubop City» и «Mambo Inn», а затем пришел большой успех с пьесой «Tanga». Эта музыка пришлась по вкусу кубинцам и стала очень популярной.
Марио занимал пост директора «Machito» до 1976 года. После ухода из фирмы он записал несколько альбомов кубинской музыки, выпущенных ограниченным тиражом. Последняя запись состоялась в 1992 году в «The Cosby Show».
В своей музыкальной истории, которая охватила более семи десятилетий, Марио был мультиинструменталистом, композитором, аранжировщиком, руководителем оркестра и педагогом. Он заслужил уважение музыкантов, с которыми играл и дружил на протяжении всей жизни, и был истинным новатором своего дела. Марио умер у себя дома 11 июля 1993 года.