Мой путь новичка, и немного о базе

fnbmx5f46g4.jpg

vkТак уж вышло, что я не обучался танцам в какой либо танцевальной школе. Не то чтобы я не хотел, просто было негде. Информацию получали на фестивалях и мастер-классах, а практикой для нас были вечеринки. Вот так, на вечеринках, можно сказать, я и начал танцевать кубинскую сальсу. Так что этап новичка как-то прошел мимо меня в кубинской сальсе.

Собственно, когда у меня созрело желание научиться танцевать сальсу NY, то ситуация была похожей, так что я решил «а почему нет?» Музыку я слышу, вести умею, тело разработано, буду просто танцевать on2 на вечеринках и научусь — неужели не смогу?

Ну и не то чтобы совсем не смог, безусловно, какие то вещи стали получаться быстро, какие-то менее быстро, но логика довольно большого сегмента танцевального материала сальсы NY от меня ускользала. Как правило, это касалось именно специфического ощущения танца. И это мешало танцевать, все что мне было доступно — это или очень простые движения, или очень сложные длинные связки, потому как, не понимая логику построения их, я просто запоминал их целиком, что абсолютно не позволяло в условиях вечериночного стресса их воспроизводить на танцполе.

Хотя я лукавлю. Я был на МК у Феди Недотко, Димы Ганзевича, Антона Щербака, Оли Логиновой… но чаще всего это было как «я у вас тут постою, пока у меня время есть», ибо танцевать NY я на тот момент не планировал.

Решив отказаться от амбициозной идеи научиться танцевать самому, я решил сэкономить время и все-таки пойти в школу, благо к тому моменту судьба на полтора месяца забросила меня в Москву. Так я попал в Mambotime. Здесь получилось гораздо вдумчивее поработать, почувствовать, как делается одна и та же связка на разных партнершах, танцующих на весьма разных уровнях, соответственно, понять, что в этой связке действительно основа, а что работает только при определенных условиях. Но вот беда, в Mambotime я по времени успевал только в старшие группы. Потому и связки мне доставались длинные и со всякими выкрутасами (Дима, Таня, Олег — это было круто!). В силу опять же большого опыта танцевания, запомнить связку для меня не было проблемой, я все занятие крутил ее то так, то сяк, но на продолжающей группе преподавателям просто некогда объяснять логику структурных элементов в связке (это уровень базовой подготовки для новичка все таки). Связки я по большей части запоминал «как есть», т.е. если в середине я где-то налажаю, дальше вернуться на связон, заменив одно движение другим, было практически невозможно. Так что, несмотря на то, что по моим ощущениям я стал танцевать on2 на вечеринках увереннее и разнообразнее, все равно для меня это была в первую очередь работа мозга. Во время танца он просто переходил на супер-обороты, пытаясь найти логику в том, что я делаю, просчитать последствия моих же собственных действий, находя выход, когда партнерша шла не туда, куда я запланировал, потому как, видимо, сделал что то не так… ну да, надо же еще весело, музыкально и т.д. В общем работа для команды шахматистов.

В какой-то момент я понял, что без банальной базы дальше дело не пойдет. И тут, как с неба, свалился курс Антона Щербака по базе, 5 часов и, как говорит Антон, «движения, на которых построено 95% комбинаций в NY».

Что такое база? База — это не самые простые движения. Это самые эффективные и универсальные движения. Эффективность их в том, что они работают на вечеринках в большинстве случаев. А универсальность — в том, что посредством добавления каких-то движений их можно усложнять, комбинировать между собой, при этом по технике исполнения они останутся теми же простыми базовыми элементами.

Ок, база понятна — вперед на вечеринку! Упс, вроде все так, вроде даже чуть лучше. Да, уверен, лучше, но все равно я не стал крутым танцором NY. Да в чем же дело то?!

А вот здесь вторая и очень важная составляющая процесса обучения — самообучение. Прежде чем базовый элемент начнет работать, его надо повторить столько раз, что его выполнение станет своего рода рефлекторным. А для этого надо какое-то время провести с элементом самому, его надо почувствовать без внешних объяснений, чтобы он «переварился». Если рассматривать базовый элемент как некий самый эффективный способ перевода пары из положения А в положение Б, то при заходе пары в положение А базовый элемент «выстреливает» сам собой. Мастерство и разнообразие партнера в данном случае — это то количество способов, которым он может видоизменить базовый элемент, не нарушая его сути. Ибо суть как раз в том, что базовый элемент — самое эффективное средство, т.е. самое удобное, «ведомое» и т.д.

Конечно, в танце опытные танцоры используют и не базовые вещи, много. Хотя, частично они, опять же, при детальном разборе и снятия внешних украшений, бросков рук и т.д., опять превращаются в базовые. Но есть часть элементов, не содержащих в своей основе базовые вещи. Их много в современной кубинской сальсе, и, уверен, их много в NY. Но они и не нужны новичку, ибо они просто сложнее, и их рефлекторное исполнение требует слишком много времени на отработку, настолько много, что можно считать, что они рефлекторно вообще не исполняются. А кипеть мозгом на вечеринках, это, как минимум, не получать удовольствие от танца.

Вот такой самоподготовки у меня и не было. Я с удовольствием «съел» большое количество информации, но вот «переварить» ее времени не было, потому она и не «усвоилась». Причем, когда я говорю «время», имею в виду не отдых между занятиями, а именно практику . Ибо только это время способствует усвоению, а вовсе не то, что вы не танцуете, между одним и следующим уроком.

Немного выводов.

  1. Научиться танцевать, не посещая школу, можно, но требует гораздо больше времени, включающего получение информации с видео или на вечеринках, ее анализ и практическую отработку. Школа, как правило, приведет вас к тому же результату просто быстрее, ибо стадия анализа преподавателем уже пройдена.
  2. Если мы ставим своей целью получение удовольствия от настоящей сальсы, т.е. на вечеринках, гораздо эффективнее вначале понять логику танца через освоение самых «работающих» техник. Т.е. базы. Это — кратчайший путь к танцам. «Я не боюсь того, кто изучает 10 000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10 000 раз». (Брюс Ли)
  3. Обучение в школе в процессе этапа «получения информации» снимает с вас стадию анализа, но не снимает стадию практической отработки. А вечеринка — это не место для работы. Это не вежливо и, главное, не так эффективно, т.к. вместо вдумчивой работы вы будете преодолевать кучу мешающих вечериночных факторов: темно, незнакомый партнер, слишком быстрая музыка, другие пары мешают, партнер не нацелен повторять с вами одно и то же много раз и ждет от вас уверенного танцевания здесь и сейчас, и т.д. Нужны отдельные самостоятельные занятия.
  4. С этой точки зрения, изучение так называемой «базы» просто экономит ваше время, т.к. в любом базовом движении есть четкая логика, а вот в украшалках и надстройках над базой ее нет. Точнее, ее единственная логика — это усложнение базового элемента для расширения технического арсенала и более разнообразного и интересного танца. Соответственно, в более сложных движениях и связках просто сложнее увидеть, что там важно, а что можно поменять. Именно это и стало для меня камнем преткновения при обучении NY в «старших» группах, я просто не знал, что здесь откуда и почему. По аналогии «глотал пищу целиком», не имея возможности ее «разжевать».
  5. Хорошая новость — период изучения базы конечен и не так долог. В кубинской сальсе это примерно 6-8 месяцев. Из них последние два — доведение до ума уже освоенной базы. Далее вы уже идете к все более и более сложным вещам, точнее усложненным вещам, или, как говорила Алиса, «все чудесатее и чудесатее». Сколько у меня это займет в NY — я не знаю, увидим.
  6. Плохая новость — этот этап надо пройти обязательно. Хоть преподаватель постарается дать базу под разными «соусами», маскируя ее добавочными движениями, где-то добавляя, где-то комбинируя одно с другим, отрабатывать нужно все равно исходя из основы движения. Т.е. вам все равно придется вычленить из украшенного или дополненного движения базовую суть и, уже отталкиваясь от нее, отрабатывать «расширенную» версию. Это немного скучно. Однако «тяжело в учении — легко в бою», это и про танцы тоже. Если легко в учении, то бой вы проиграете. Ну, в общем, стремно будете на вечеринках танцевать, одним словом. Хотя что я пугаю, социальные танцы — не балет, тут «тяжело» означает: «придется немного поработать и повторить движение самостоятельно какое-то количество раз». Так что не пугайтесь. Самое страшное, что вас ждет на этом этапе — немного скуки при монотонном повторении простых вещей, просто помните про п.5. — так или иначе все зависит от вашей мотивации. Вы или хотите танцевать на вечеринках, или нет.
  7. Как кушать для человека лучше часто, но понемногу, как полезно раздельное питание, то и при обучении танцам надо понимать, что какой-то промежуток времени нельзя отработать всё, и 100 уроков не заменит вам одной практики. На занятиях вы не учитесь танцевать, вас учат. А вот научиться вы можете потом уже сами. И так же эффективней не набрать материала за месяц, чтобы потом за раз его отработать, но потратить 10-15 минут в дни между уроками для банального воспроизведения того, что было на одном предыдущем занятии.

В общем, на данный момент, обладая целым ворохом информации по сальсе NY и, в общем-то, хорошими исходными данные для танцора, я все еще не умею танцевать NY на вечеринках. Большая часть информации была получена мной несвоевременно. А значит, придется вернуться к началу. И заняться практикой базовых элементов (спасибо, Антон), чтобы в дальнейшем, переходить уже ко всякой крутотени (спасибо Дим, Таня и Олег), которой я поднабрался за последние полтора месяца. И я могу лишь надеяться, что этот процесс не займет у меня слишком много времени.

Танцевать то хочется уже сейчас!

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Об авторе - Станислав Швецов

Станислав - преподаватель социальных танцев экстра-класса, руководитель знаменитой школы Social Dance Studio, Нижний Новгород.
Ссылка ВК
Сайт школы SDS