Немного психологии в сальсе

Хочу рассказать вам о теории, с которой я работала на протяжении нескольких лет, получая психологическое образование в СПбГУ. Эта теория предлагает модель того, как действия, выполняемые человеком, переходят из внешнего плана во внутренний. Автор ее — представитель московской школы психологии П.Я. Гальперин, работавший в области формирования умственных действий и операций. Концепция о формировании движений показалась мне интересной в приложении к обучению, а также самостоятельному освоению разных категорий движений в сальсе.

Петр Яковлевич Гальперин

Петр Яковлевич Гальперин

Итак, психологи приняли за основу, что у любого движений есть Ориентировочная Основа (далее – ООД, или Ориентировочная Основа Действия) – необходимое и достаточное количество ключевых точек, выполнение которых приводит к корректному выполнению движения в целом. Известно, что в движениях атлетов или, например, балерин, все эти ключевые точки, или ООТ (далее ООТ – Основные Опорные Точки) давно выведены и утверждены, и поэтому их обучение сводится к усвоению и автоматизации ООД. В сальсе же есть базовые движения, но нет общепринятых норм относительно того, как их выполнять правильно. (В связи с этим, хотелось бы сразу уточнить понятие правильности. Как правильно сказать нельзя, правильно в каждой школе по-своему, тем не менее, предположим, что правильно будет означать удобно для обоих партнеров, эстетично и энергетически выгодно). Соответственно все ООД, незримо присутствующие в движениях танцоров, остаются за порогом их осознания. Одна из причин, почему хороший танцор не всегда хороший препод, заключается в том, что большая часть движения танцоров имплицитны. Это означает, что движение выполняется правильно, но при этом танцор не в силах объяснить, как оно выполняется, то есть часть ООТ не осознается. Начиная преподавать, мы всегда сталкиваемся с проблемой объяснения материала, и одна из причин ее лежит в не осознанности движений или частей движений, которые мы исполняем.
Кто такой успешный ученик? Это старательный человек, которому удается выделять в увиденном движении все необходимые ООТ и не выделять лишние. Причем чаще всего это тоже происходит неосознанно. В большинстве же своем, в головах людей движения, которые они видят, представляются одной большой кашей, в которой они оказываются бессильны выделить ключевые моменты. Да, впрочем, они и не обязаны, ведь у них для этого есть преподаватель.

Вывод: Уважаемые преподаватели! Любое действие состоит из операций, которые вам необходимо выделить, описать и продемонстрировать. Тогда шансы, что ваши ученики усвоят движение правильно, быстро возрастут. Просто повторив за вами, они, скорее всего, запомнят фигуру с искажениями.

Согласно теории Гальперина, чтобы действие усвоилось верно, оно должно пройти несколько стадий.

1. Формирование мотивационной основы.

Для успешного освоения действия необходим определенный уровень мотивации. Упущение этого момента может негативно сказаться на всем процессе обучения.

2. Составление схемы ориентировочной основы действия.

Ориентировочная основа действия [лат. oriēns (orientis) — восток] — система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Следуя содержащейся в такой схеме системе указаний, человек, не умеющий выполнять действие, шаг за шагом может это действие выполнить. Если субъект выполняет действие многократно и безошибочно — это говорит о полноте ориентировочной основы действия. Важно отметить, что в классическом типе обучения этому этапу уделяется очень мало внимания. Задание лишь описывается, а затем сразу происходит переход к практической его части. В результате, во-первых, действие во многом начинает формироваться методом проб и ошибок, а во-вторых, в освоении действия все большее значение приобретают качества самого человека. Все это отрицательно сказывается как на мотивации обучающегося, так и на результатах запоминания и использования действия в дальнейшем. Если взять группы испытуемых, то та часть, которой не была вначале усвоена схема о.о.д., демонстрирует гораздо больший разброс результатов, который как раз отражает разнообразие личных данных каждого из участников.

3. Решение ряда задач, предварительно подобранных на основе прежде составленной схемы о.о.д.

Гальперин утверждает, что для наилучшего освоения действия необходимо, чтобы на этой стадии оно осуществлялось в объективированной форме, то есть было материальным либо материализованным (выполнялось с предметами либо их моделями). Действие должно разворачиваться во всей своей полноте, медленно и осознанно, с проговариванием всех его существенных моментов. На этой стадии удобно и необходимо осуществлять корректировку действия и отработку его желательных свойств. При этом здесь присутствуют две составляющие – сама материальная либо материализованная форма действия и его ориентировочная основа, которую рекомендовано в письменном виде вынести на отдельную карточку. По мере того как действие становится слитным и ускоряется, рекомендуется постепенно сместить «точку опоры» испытуемого с карточки на собственную речь, а затем убрать материал (если речь идет об умственном действии). Таким образом, действие трансформируется в речевую форму, которая одновременно является и речевым действием, и сообщением об этом действии, причем полным сообщением, понятным другому человеку. Это очень важное обстоятельство, так как на данном этапе действие, выраженное в речи, принимает форму мысли. Еще не психологически, но логически. Здесь происходит скачок от предметного действия к мысли об этом действии.

4. Перенесение действия в умственный план, в сознание.

На этом этапе испытуемый не говорит о действии целиком, но называет лишь результаты его отдельных операций. Это позволяет хоть как-то контролировать процесс, который на этот раз происходит внутри субъекта и не поддается внешнему наблюдению. В данном случае испытуемый ориентируется на те же самые звуковые образы действия, но не произносимые вслух.

5. Формирование действия во внешней речи «про себя».

Это первая форма действий в уме, которая является той же самой развернутой речевой формой действия только без внешнего произношения. Субъект на данном этапе выполняет все действие «про себя» и называет лишь конечный его результат. После отработки новой формы действия во всем диапазоне задач и получения быстрого и правильного их решения переходим на 6 этап:

6. Закрепление действия во внутреннем плане, его автоматизация.

Постепенно устраняются те паузы, которые присутствовали между отдельными операциями на предыдущих этапах. Действие ускоряется, становится плавным. При этом внешняя речь «про себя» становится внутренней: она существенно сокращается. Из нее выпадают моменты, отражающие уже автоматизированные части действия, и остаются лишь фразы, соответствующие операциям, вызывающим сложности. Но на этом процесс не заканчивается. В силу того, что относящиеся к слову аспекты – артикуляторные элементы речи, звуковые образы – способствуют задержке движения, они выпадают из сознания. Тогда в нем остается лишь речевое значение. Подобный феномен, возникающий при полностью автоматизированном воспроизведении речевых форм действия, получил название феномена «чистой мысли». Данный феномен является предметом жарких споров ученых, потому что отражает нечто, что нельзя обнаружить или осознать. Это есть понимание сразу, еще до возникновения в сознании образа или речевого элемента. Итак, последняя форма умственного действия – это действие в скрытой речи, субъективно выражающееся в том, что называют «чистой мыслью».

Очевидно, что данная теория в полной своей мере по многим причинам практически не применима к обучению сальсе. Однако в ней содержатся некоторые моменты, разъясняющие процесс превращения образа движения в навык. Несомненно, подобные знания окажутся полезными в практике преподавателей танцев вообще и сальсы в частности.

Основываясь на собственном опыте, могу отметить, что теория Гальперина оказалась в высокой степени эффективна. Несмотря на то, что она требует кардинальной смены структуры занятия, вынесения ООД на карточки, результаты видны практически сразу. Ученики получают инструмент, позволяющий им усвоить движение самостоятельно, таким образом, роль преподавателя на занятии сводится к демонстрации и пояснению движения, а также контролю хода урока и ответам на возникающие вопросы. Более того, проговаривание ООД приводит к наиболее полному осознанию выполняемого движения и его частей, что имеет много плюсов, особенно если ваш ученик – будущий преподаватель.

Теория Гальперина, как было сказано выше, является основной в области планомерного формирования действий. За многие годы накопилась масса последователей его теории, некоторые из которых занимались формированием физических действий профессиональных спортсменов.

Эта теория изначально применялась для формирования умственных действий, то есть, например, усвоения правил грамматики русского языка, химических законов и пр. Однако некоторые последователи Гальперина применили ее к сфере физических движений и спорта. Одним из них был доцент кафедры теории и методики физического воспитания ГЦОЛИФКа Михаил Михайлович Боген. В своей книге «Обучение двигательным действиям» он подробно раскрыл теорию, методологию, а также основные принципы обучения движениям. Боген, наряду со своей научной деятельностью, занимался преподаванием легкой атлетики в ДЮСШ Октябрьского района г. Москвы. Он был старшим тренером и вырастил более 30 победителей юношеских соревнований.
Боген определяет движение как единство ориентировочной, исполнительной и контрольно-корректировочной частей. При этом ориентировочная часть является своего рода программой действия, на основе которой осуществляется исполнительная часть. Контроль заключается в сопоставлении результатов действия с его программой и оценке продвижения к цели. По мнению Богена, обучение тем эффективнее, чем в большей степени усвоена ориентировочная основа действия.

Как же происходит усвоение движения?

Овладение двигательным действием начинается с усвоения знания об этом действии. Это знание складывается из 3 частей – зрительного образа (наблюдение за преподавателем), логического образа (комментарии преподавателя) и кинестетического образа, основанного на ранее полученном двигательном опыте. Преподавателю необходимо определить те существенные моменты действия, от которых зависит успешность его выполнения. Такие элементы, на которых необходимо концентрироваться в ходе выполнения действия, названы основными опорными точками (далее – ООТ). В таком случае ориентировочной основой действия (ООД) будет совокупность всех ООТ. Если преподаватель не контролирует формирование ООД, то обучающийся рискует не учесть необходимых ООТ, а равно и выделить ложные ООТ, поскольку он ориентирован только на результат действия. В таком случае процесс формирования ООД может затянуться на долгое время, а также могут возникнуть проблемы при работе с этим движением в дальнейшем. Важно отметить, что полной ООД будет считаться лишь тогда, когда она содержит необходимое и достаточное количество ООТ.

После того как знания о действии сформированы, можно переходить к выполнению движения целиком, опираясь на полностью осознанную на всех ориентировочных точках ООД. Необходимо, чтобы обучающийся при выполнении движения повторял вслух всю схему ООД. На этом этапе действие будет выполняться замедленно, результат его будет нестабильным, так как отдельные операции еще недостаточно отточены. Действие чувствительно к сбивающим факторам, а также искажается или вовсе нарушается, если его не повторять в течение некоторого периода времени. Такой уровень овладения действием назван «двигательным умением».

С течением времени, действие, выполняемое на уровне двигательного умения, начинает автоматизироваться. Автоматизация происходит тогда, когда действие начинает выполняться непрерывно, без задержки на тех местах, где раньше оно разделялось на отрезки. Контроль происходит как процесс согласования текущего действия с уже заложенной внутри моделью этого действия. Вопреки общеизвестному мнению, автоматизированное действие никоим образом не вымещается из сознания целиком. Оно присутствует в сознании, но в другой форме, совсем не схожей с той развернутой речевой, которая присутствовала в начале ознакомления с действием. Так, ориентировка в ситуации заменяется ее одномоментным узнаванием, а развернутый контроль – контролем по чувству согласования-рассогласования действия и его модели. Когда умение автоматизируется, его речевая форма становится ненужной, а внимание обучающегося может быть переключено на предстоящие операции, контроль условий исполнения действия, его результат, нейтрализацию сбивающих факторов и.т.д. Основная структура действия не нарушается даже при длительных перерывах. Такое автоматизированное умение называется навыком.

Навык обладает несколькими отличительными особенностями:

1. Автоматизированность как действия в целом, так и его отдельных операций. Низшие уровни ЦНС берут на себя координацию работы мышц, формирование и чередование операций, а высшие контролируют логику действия в целом, обеспечивая достижение цели.
2. Большая скорость, которая обеспечивается совершенной координацией работы мышц, отсутствием закрепощения, легкостью и слаженностью двигательного действия.
3. Стабильность результата действия. Здесь стоит отметить, что стабилен именно результат действия, а не его состав. Например, каждый отдельный прыжок через барьер отличается от других прыжков по составу, но при этом результаты всех прыжков могут быть успешными.
4. Прочность. Сформированный навык не исчезает длительное время, даже если не используется.
5. Надежность. Навык позволяет решать двигательную задачу даже при действии сбивающих факторов или в затрудненных условиях.
6. Перенос. Ранее освоенный навык может быть использован при формировании нового двигательного действия. В этом заключен основной принцип обучения «от известного – к неизвестному». При этом важно учитывать, что если О.О.Д. усвоена субъектом неточно, то при освоении нового действия может произойти отрицательный перенос – использование в новом движении ранее изученных навыков, мешающих верному выполнению этого движения. Чтобы такого не происходило, важно донести до учащегося различия в ориентировочных основах этих двух действий, объяснить, в чем заключается непригодность ранее освоенного действия для решения новой двигательной задачи.

Объединяя все вышесказанное, можно выделить три основных стадии формирования двигательного действия:

1. Стадия начального изучения действия. Здесь формируются знания о действии и представления обо всех его операциях по каждой ООТ. Закладывается и осознается ориентировочная основа действия.

2. Стадия углубленного интенсивного разучивания. Здесь происходит формирование двигательного умения – такого уровня владения двигательным действием, который требует подробного контроля сознания, обладает низкой скоростью и нестабильностью итогов. Умение неустойчиво к действию сбивающих факторов и быстро забывается, если его не применять.

3. Стадия закрепления и дальнейшего совершенствования действия. Формируется двигательный навык. Навык отличается минимальным уровнем контроля сознания, высокой скоростью выполнения, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания.

Занимаясь танцами, мы часто сталкиваемся с проблемой «неправильного заучивания» движения, которая как раз и происходит из-за нечеткого усвоения ООД. Чем подробнее демонстрируется и комментируется движение, тем больше у нас шансов правильно его выполнить. Не стоит забывать, что одной из составляющих знания о движении является его двигательный образ, который складывается у нас благодаря ощущениями, приходящим из мышц и суставов. Получается, что для правильного усвоения движения нам необходимо увидеть его, понять его логику и прочувствовать в себе так, как чувствует его преподаватель. Преподавателю же, в свою очередь, необходимо максимально полно и четко демонстрировать действие, комментировать его, и контролировать выполнение этого движения учениками. Важно понимать, что для правильного формирования навыка необходимо время, и если его будет недостаточно, то движение будет подвержено искажениям, а то и вовсе может забыться. Оттачивая каждое базовое движение, вы формируете в своем теле основу, благодаря которой в будущем вы сможете быстро и правильно усваивать новые и новые движения, не искажая старые.

Об авторе - Светлана Рэй

Я начала танцевать в 3 годика. Усердно осваивала ча-ча-ча, самбу, вальс и другие бальные танцы. В 5 лет состоялись мои первые соревнования и, как говорится, понеслось. 11 лет упорных тренировок, участия и побед в конкурсах, поездок в различные города России, Казахстана, Узбекистана, Киргизии. После окончания карьеры в бальных танцах я занялась Фламенко. В составе коллектива Del Corazon в 2007 победила на фестивале искусств «Звездный дождь» в Чехии, выступала на многих площадках Санкт-Петербурга.

Через некоторое время меня увлекла сальса, и с тех пор я всю себя посвящаю латиноамериканским танцам. Сначала очень много занималась, а через год начала и преподавать. Являясь психологом по образованию, разработала множество курсов обучения различным аспектам сальсы.

В 2010 я получила премию «Препод-дебют» и «Мисс Надежда» на церемонии вручения премий в области латиноамериканской культуры SNA в Москве. В 2013 стала призером конкурса шоу-номеров «Sabrosunsky» на White Nights salsa fest в СПб. За моими плечами множество часов ведения семинаров в Питере, Москве, Самаре, Красноярске, Краснодаре, Екатеринбурге, Перми, Одессе. Сейчас я продолжаю развиваться, осваиваю новые стили, делаю новые постановки, разрабатываю эксклюзивные курсы. Мой девиз – не останавливаться на достигнутом!

Официальная страница Светланы Рэй: http://svetlanaray.ru/