Часть 3. Ритм и мелодика

podmoskovnye-vechera_thumb111.jpg

Мы продолжаем двигаться в сторону расчленения музыки на ее мелкие составляющие части. В прошлой части мы обсуждали разницу между звуком и шумом. Основная идея была в том, чтобы вы обратили внимание на эту разницу, прислушались к окружающему вас пространству более внимательно, попробовали вывести из «сумрака» те звуки и шумы, которые до сих пор ваше заботливое сознание скрывало от вас.
Я думаю, многие из вас слышали об эффекте, когда слепые люди настолько хорошо развивают другие органы чувств — главным образом слух и осязание — что нам остается только позавидовать им. Они могут читать книги, ориентируясь на малюсенькие пупырышки, и слышать вас так остро, как если бы они были опытными охотниками в древних джунглях.

В каком-то смысле музыкант должен быть слеп. Отключая один орган чувств, обостряются все остальные. Для музыканта главное — слух, следовательно, он должен сделать все для того, чтобы слух был остр, разборчив, точен. Кстати говоря, в практике обучения игры на музыкальных инструментах есть четкое направление в сторону постепенного освоения игры вслепую, когда исполнитель не смотрит на клавиши или струны. И сегодня мы с вами немножко поиграем в таких вот «слепых», но не глухих

Составляющие музыки и особенности национальной охоты

Из чего состоит музыка? Сразу предупрежу — расчлененка не приблизит вас к чувствованию музыки, и после рассмотрения отдельных частей нужно обязательно все собрать назад.

1. Ритм.
2. Мелодия.
3. Гармония.
4. Тембр.
5. Динамика.
6. Форма.

Ритм – это фундамент музыки, ее сердце и ее дыхание. Причем под ритмом подразумевается не только целый арсенал барабанов, палочек и колокольчиков, но и особенности пения, призвуки смычков, возникающие паузы, динамика.

Мелодия – это то, что, грубо говоря, поют. Ну или то, что можно спеть (попытаться).

Гармония – это укрупненная музыкальная мысль в срезе вообще всего, что звучит в данный момент. Например, за гармонию может отвечать аккомпанемент на гитаре. Очень грубо говоря, те аккорды, которые сопровождают пение – это почти гармония. Почему почти? Потому что речь идет о сумме этих аккордов и самого пения.

Тембр – это то, что позволяет нам (или не позволяет) отличать один музыкальный инструмент от другого. Пение мужчины весьма отличается от пения женщины, просто потому, что это совершенно разные тембры.

Динамика – это, грубо говоря, громкость и сила звука. Можно жить в деревне и играть на дудочке, облокотившись на стог сена, а можно разрывать чудовищным грохотом концертный зал Юбилейный. Это разная динамика.

Форма – это то, без чего нам очень сложно понять, а в чем, собственно, дело. Если же мы знаем, что вот сейчас идет куплет, а сейчас – припев, то все становится как-то… привычнее, что ли.

А все вместе – это музыка. И чем ближе музыка к нашему пониманию, к тому что мы привыкли, тем более она нам нравится.

Вот тут уместно сказать несколько слов о наших национальных особенностях. Дело в том, что русская музыкальная культура почти целиком – вокальная, в отличие, скажем, от культуры Африки, где на первом месте все же сначала стоит ритм. История русской музыки – это огромнейшая тема для изучения, я обращу ваше внимание только на пару моментов.

Фольклор и суеверия.

Фольклорное, «русское народное» пение стойко ассоциируется с некими бабушками в платочках, сидящих на лавочках под окошками избы и заунывно вытягивающими какие-то маловразумительные песни на совершенно непонятных диалектах. И да, так оно и есть. Тематика песен точно такая же, как и, кажется, во всех деревнях остального мира – семьи, свадьбы, рождение, смерть, напасти всех калибров, любовь, как счастливая, так и неразделенная, все, что окружает людей – леса, поля, волки, дожди, и так далее. Главное – это община. Пение у русских бабушек почти стопроцентно коллективное, и в этом смысле мы очень близки по духу к самым настоящим африканским племенам. И даже существует традиция «запевания», когда одна бабушка начинает петь, а через фразу-другую все остальные присутствующие подхватывают песню. Такое же сольное вступление есть и в кубинской румбе!

001

Церковная культура

В эпоху СССР была плановая и очень эффективная политика государственного атеизма. В результате народ в буквальном смысле перестал осознавать вою культуру в тесной связи с церковной, однако до установления молодых Советов буквально каждый аспект жизни простого селянина был так или иначе связан с церковью. Достаточно сказать, что традиция накрывать стол скатертью пришла от деревенской культуры сопоставления стола с Божиим престолом. Стол всегда ставился прямо под красным углом (где висели все важнейшие для дома иконы), и на стол ставился хлеб. Стол всегда был накрыт, так как появление хлеба ассоциировалось с даром Бога.

002

Тогда все было подчинено духовной жизни, но в причудливом смешении с суевериями и фольклором, что, собственно, и создало уникальную «русскость», недоступную для понимания западным сознанием.
Церковное пение – это тоже предмет совершенно отдельного и огромнейшего исследования, однако в рамках нашей беседы достаточно сказать, что благодаря церкви в жизнь русских людей, в сознание наших с вами прабабушек и прадедушек вошли стройные гармонии, осознанная ритмика, а фольклорные темы были обогащены осмыслением взаимодействия живого Бога и живой бабушки на лавочке.

Русское музыкальное сознание, в первую очередь, мелодическое и гармоническое. Именно поэтому русскому человеку так сложно воспринять африканские ансамбли, составленные целиком из барабанов. Как, даже нет дудочки? Ну ладно, хоть поют что-то, и на том спасибо.

Да бог с ними, с барабанами черного континента. Ваш покорный слуга нередко сталкивался с тем, что продолжительные «инструменталы» — музыкальные композиции, в которых никто не поет – неизменно вызывают скуку у пришедших на концерт людей. А целиком инструментальные группы, в которых вообще нет вокалиста, постоянно сталкиваются с проблемами набрать залы на свои выступления. Конечно, есть люди, которых совершенно не смущает отсутствие песни, но все же их меньшинство, и я склонен полагать, что в этом повинен наш вокально-ориентированный менталитет.

А кроме того, слова песни должны быть понятны! Нет, конечно, если музыка хороша, если вокальная мелодия прям нравится, то слова можно и не знать, но если еще и слова хорошие – так это вообще супер! Более того, если слова хорошие – то бог с ней, с музыкой! Как насчет вас? Что вам нравится в музыке больше всего? Важен ли вам смысл песни, а если смысл важен, то сможете ли смириться с отсутствием мелодии?

Я хочу подвести вас к одной простой и понятной мысли – если вы не можете сходу легко найти, где там этот «раз» в сальсе, то вашей вины в этом нет. Сложнейшая ритмика кубинской музыки абсолютно понятна кубинцам, но не всегда понятна нам, ибо мы привыкли ориентироваться на пение. Вот если поют более-менее понятно в плане ритма, скажем, простыми четверостишьями, то вступить нам достаточно легко. А как начнут петь куда-то не в туды качель, то все, туши свет.

Лирическое отступление галактического масштаба

Есть такая традиция в русской культуре – всю неделю после Пасхи (эту неделю называют сплошной светлой седмицей) можно залезать на колокольню и трезвонить от души, невзирая на полное неумение. Так сказать, оттянуться. На многих колокольнях города, увы, с улицы не пускают – слишком уж много городских сумасшедших, да и колокольня может быть в аварийном состоянии. Однако кое-где (например, у меня, в Старой деревне), это вполне реально. И этой весной также я каждый день в районе 12 часов принимал очереди по 200-300 человек, желающих поколоколить.

В один из погожих деньков сплошной седмицы, когда уже все назвонившиеся, довольные гости разошлись, кроме одной пьяненькой женщины, я, как обычно, проверял веревки – не оторвались ли какие, и собирался уже сам уходить, как женщина, неэротично икнув, попросила меня сыграть какую-нибудь «музыку». Я согласился, и проколоколил какой-то простой звон секунд на 30. Женщину это не устроило совершенно! И она снова попросила сыграть меня какую-нибудь «прям музыку!», типа той, что звучит в «Иване Васильевиче меняет профессию». И когда я ей объяснил, что русские колокола не настраивают в конкретные ноты, и сыграть можно, но очень-очень приблизительно фальшиво, она прям вцепилась в веревки и, обдав меня очередной порцией крепкого перегара, попросила меня попробовать.

Я попробовал. Женщина была крайне довольна и, наконец, слезла с колокольни. А я был доволен, что праздник удался.

И сейчас я проведу с вами эксперимент на тему угадывания мелодии.

Предлагаю послушать два коротеньких отрывка и попробовать угадать, что же имелось в виду. А самое важное – я хотел бы, чтобы вы послушали свои чувства и определили, какой вариант был понятнее.

Лично мне намного понятнее второй вариант. Примерно так я его и сыграл на колоколах – совершенно мимо нот, но в правильном ритме. И этого оказалось достаточным, чтобы простая пьяная женщина без музыкальной подготовки узнала эту мелодию! И если для вас второй вариант тоже понятнее, то вы согласитесь, что ритм все же важнее, чем мелодия, чем конкретные ноты. И не просто важнее. Он понятнее. Но более того, нам понятнее ритм мелодии!! Ну вот такие мы. Такая вот у нас изюминка

Если вы все равно не поняли, что это за мелодия, в конце этой заметки я привел правильный ответ.

А вот примеры из нашей с вами любимой кубинской музыки. Какой трек вам понятнее, где там «раз»? А для продвинутых задание — попробуйте простучите ритм вокальной мелодии. Ну хотя бы куплет.

Нам нужно учиться постепенно включать свой слух. Если вы начнете слышать (не сразу, постепенно, но все же!) не только то, что поет вокалист в песне, но и то, что играют трубы, скрипки, флейты, вибрафоны, бас, а потом и конги, и бонги, и не просто слышать, а воспринимать как мелодию, которую можно буквально спеть, когда до вас однажды погожим весенним утром дойдет простая мысль, что музыка – это что-то типа бурлящей кастрюли с макаронами, где каждая макаронина – это отдельная мелодия (ритмичная!), и вы услышите их, вот тогда для вас уже не будет никакой проблемы понять, где там «раз». Да и вообще все проблемы с пониманием музыки рассосутся, как по мановению волшебной палочки.

003

А пока можно попробовать простое упражнение. Поставьте какую-нибудь прикольную сальса песенку, которая вам нравится, и которую вы слышали уже много раз, и попробуйте простучать пальцем по столу ритм мелодии, как бы «подпевая» этим легким стуком вокалисту.

В качестве усложнения – попробуйте это сделать, выключив песню. А в качестве прикола – попробуйте простучать мелодию какой-нибудь очень известной песенки своим коллегам – пусть догадаются, что это такое! Подойдет что-нибудь вроде «Happy birthday to you» или гимна России. Попробуйте настроить свои ушки на восприятие ритма, а не только мелодии. И в следующий раз мы с вашими настроенными ушками окунемся в мир клаве.

Постскриптум (тоже вселенский)

Музыка — это сложная вещь. И одновременно — простая. Мало кто абсолютно равнодушен к музыке, ну или к тому, что он считает музыкой. Причем не важно, кто вы — профессиональный музыкант, разучившийся воспринимать музыку полноценно из-за профессиональной привычки слышать все компоненты раздельно, или вы — обычный человек, никогда не занимавшийся игрой на музыкальных инструментах, в силу разных причин не имевших возможности погрузиться в океаны музыкальных стилей.

Музыка имеет большое влияние на нашу жизнь, даже если мы этого не осознаем. Качество музыки также важно для нашего сознания, как качество еды, качество окружающей нас эстетики и уровня интеллекта людей — коллег, родных, близких. Уровень любого продукта — фильма, картины, воды, освещения, воздуха. Конечно, человек весьма живуч и в состоянии выжить даже в суровых условиях, не потеряв личность и духовный стержень. Например, где-нибудь в Новом Девяткино, посреди суровых водителей маршруток, свор диких собак и бескрайних сугробов черной петербургской ночи.

К счастью, мир сальсы насыщен каким-то сумасшедшим количеством очень вкусной музыки, написанной и исполненной по-настоящему талантливыми людьми, некоторые из которых были гениальными. Если вы слушаете классику сальсы или кубинского сона, очень мала вероятность того, что вы попадете на какую-то нехорошую попсятинку в стиле поздних див российской эстрады. В этом смысле сальса реально поможет вам развить чувство музыкального вкуса и приобщиться к миру аппетитной и правильной музыки.

Правильный ответ на мою «угадай мелодию», в исполнении прекраснейшего певца Владимира Трошина («Дяди Стёпы»).

Какая песня повлияла на вас в детстве более всего?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".